28.08.2015
Мастер кисти М.С. Спиридонов
Чувашия отмечает 125-летие со дня рождения Спиридонова Моисея Спиридоновича, одного из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства, автора широко известных произведений живописи.

М.С. Спиридонов родился 24 августа (5 сентября по новому стилю) 1890 г. в д. Яншихово, Цивильского уезда Казанской губернии (ныне с. Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики). (ГИА ЧР. Ф. 557. Оп.7. Д. 146. Л.49 об., 50). Отец, крестьянин Спиридон Лаврентьевич Лаврентьев, занимался земледелием, заготовкой леса, в то же время плотничал. Чтобы обеспечить большую семью, изготавливал также гребни для расчесывания пряжи. Украшенные орнаментом, они пользовались хорошим спросом на базаре в соседнем селе. Мать, Варвара Александровна, занималась хозяйством.

Детство будущего художника прошло в тяжелых условиях жизни чувашской деревни XIX-XX вв. Но он рос в семье, где жили дружно, относились друг к другу уважительно, с малых лет приучали к труду. С раннего возраста Моисей Спиридонович любил наблюдать природу. Ему нравилась весенняя красота цветущих вишен и яблонь, утопающие в зелени сады и огороды, осеннее золото и багрянец дубрав, рощ, высокие снежные сугробы. Он часами мог смотреть за движением облаков, любоваться мерцанием далеких звезд. В нем пробудилась любовь к творчеству, стал вырезать из бумаги разные фигурки, рисовать здание школы, церкви, домашнюю живность, составлять орнаменты.

В девять лет Моисей, исполнив волю неграмотного отца, пошел в сельскую начальную школу, по окончании которой вместе с двоюродным братом, будущим чувашским художником, Никитой Сверчковым попытался поступить в Цивильское городское училище. Незнание русского языка помешало парнишкам, они провалились на первом же экзамене-диктанте. К их счастью, в с. Норваши открылось двухклассное сельское училище, которое давало право в последующем поступить в среднее учебное заведение. С приходом на место учителя выпускника Симбирской чувашской учительской школы С.В. Воронцова в программе школы появились уроки рисования, которые Спиридонову особенно нравились. После завершения учебы в сельской школе, летом 1905 г., братья попытались поступить в Казанскую учительскую семинарию, но опять им не повезло. Юношей, вдохновленных желанием учиться, после всех неудач приняли в подготовительную школу в имении К.Н. Баратынской-Алексеевой в д. Шушары под Казанью. Ксения Николаевна вела русский язык, учила правильно говорить и писать по-русски, руководила чтением. Окончившая Казанскую художественную школу, учила учеников рисовать натюрморты из предметов домашнего обихода сначала карандашом, потом акварелью. Свежие и живые этюды учительницы, висевшие в классах, очень нравились Моисею. Одновременно будущий художник усиленно готовился к поступлению в Казанскую художественную школу.

С решением вопроса с поступлением в художественную школу в 1906 г., встал вопрос о том, где и на что жить. Моисей Спиридонов и Никита Сверчков обратились в Казанскую земскую управу, с помощью А.Н. Баратынского, брата Ксении Николаевны, им назначили одну стипендию на двоих, на что они сняли комнату.

Впереди у Моисея Спиридоновича лежала трудная и долгая работа, без которой он в жизни ничего бы и не добился. Обучаясь в художественной школе, он стал тонко понимать живопись, знакомился с творчеством многих выдающихся мастеров живописи, с трепетным чувством изучал глубоко поэтические картины известных русских художников, по душе пришлось ему зарубежное искусство. Благодаря прекрасным педагогам, талантливым преподавателям-художникам познал многие секреты изобразительного искусства. Пройдя обширную программу школы, нацеленную на многообразное культурное развитие учащихся, Спиридонов получил широкий кругозор и глубокое знание жизни. В художественной школе у него появились первые картины, как, например, «Деревенский двор», «Улица», «Стол», «Лежащий мужчина», «Спящий старик». Целый ряд набросок был сделан на Волге: лодки разных видов, пароходы, баржи, изображение юноши и девушки на рисунке «На этюдах» и др. Показывая свое воображение на бумаге или холсте, создавал проникновенные образы, вложил в каждую картину часть души.

Для выпускного экзамена М.С. Спиридонов взял знакомую с детства тему. Он написал эскиз картины «Ночное», подчеркнув таинственными отблесками костра и неясными силуэтами пасущихся лошадей романтику юношеского восприятия красоты звездной летней ночи. Его работа была удостоенная похвалы Педагогического совета художественной школы. Он окончил школу по 1-му разряду с правом зачисления в Императорскую академию художеств г. Петербург.

Несмотря на тяжелые условия жизни, ему предстояло в течение двух лет показывать подготовленность по рисунку, живописи и композиции, добиться права стать настоящим академистом, заниматься в индивидуальных мастерских под руководством опытных профессоров. Обучаясь у великих педагогов, известных русских художников, как П.П. Чистяков, И.Е. Репин, Н.С. Самокиш и др., Моисей Спиридонович приобрел тончайшие нюансы изобразительного искусства, у него появилось желание больше творить, добиваться высоких результатов. Он всегда помнил слова талантливого мастера исторической живописи Павла Петровича Чистякова «Чувствовать, знать, уметь – вот полное искусство».

Бурные революционные события начала XX в. не дали возможности М.С. Спиридонову закончить академию. Из-за условий полуголодного существования, имея двух маленьких детей, он вынужден был вернуться с семьей в Чувашию.

С 1918 г. Моисей Спиридонович всю свою жизнь посвятил становлению и развитию изобразительного искусства родного края. Появление пейзажа «Март в Норвашах» знаменовал начало творческой деятельности М.С. Спиридонова на родине. Он нарисовал этюды «Зимка», «Катание с гор», «Возвращение из леса», «Весна в Норвашах», первую жанровую картину из национального быта «Отец за работой», пейзажи «Вечереет», «Коровы на лугу», написал портрет старшей дочери и др. Одновременно работал в Шихранской учительской семинарии учителем рисования и черчения.

С возвращением на родину отслужившего в Красной Армии Никиты Сверчкова, Моисей Спиридонович вместе с ним написали правительству Чувашии докладную записку о необходимости организовать в республике коллегию художников, которая должна была являться «центральным учреждением и руководящим началом художественной жизни нации». В сентябре 1920 г. при областном отделе народного образования организовали секцию ИЗО, руководить ею пригласили Моисея Спиридонова. Все создавалось впервые, профессиональная подготовка и организаторские способности М.С. Спиридонова играли большую роль в решении вопросов, связанных с искусством. Началась его широкая творческая и общественная деятельность, в то же время он стал глубоко изучать художественное наследие народа: вышивку, ткачество, резьбу по дереву. Он создал целый ряд жанровых сцен: «Плетение лаптей», «На огороде», «Жницы», «Мать за варкой пива» и др.

Большим событием и стимулом для него стала выставка, прошедшая в Москве в 1927 г., где представлялись его работы вместе с произведениями художников разных национальностей, уровней культуры и профессионального мастерства. Здесь многие имели возможность учиться друг у друга. Первая выставка, организованная в этом же году в Чебоксарах, показала, что в республике складывается профессиональный коллектив художников и начинает развиваться отрасль художественной культуры народа – изобразительное искусство. М.С. Спиридонов все больше и больше работал над творением новых шедевров, и народ восхищался талантом мастера кисти. Появились картины, выполненные с большим мастерством: «Пузырист», «Чувашка», «На строительстве КВРЗ», «Портрет Степанова», «Доярка», «Портрет Винокурова», «Богатый урожай», «Новые Чебоксары», «Осень-пейзаж (Ильинка)», «Сирень», «Яблони цветут», «За Волгой» (пейзаж) и др. На протяжении многих лет в залах Чувашской государственной художественной галереи привлекали зрителей экспонируемые работы художника, которые показывали красочное богатство родной природы, жизнь чувашского народа.

Документы Чувашской художественной галереи, что хранятся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики, отражают в том числе и интерес общества к искусству, в частности творчеству М.С. Спиридонова. Хочется привести слова работника завода № 320 в адрес выдающегося художника в годы Второй мировой войны: «…Великое впечатление производит картина Спиридонова М.С. «Связистка». Вот великое искусство наших дней, когда в дни Великой Отечественной войны женщина наравне с мужчинами оказалась грозной силой против врага...». (ГИА ЧР. Ф.Р-1923. Оп.1. Д.34. Л.6.). Большое мастерство в работе художника подчеркнуто в следующем отзыве. «31.01.1957 г. Будучи на юбилее Народного поэта Чувашии я с большим удовольствием посетил «Уголок художественных ценностей» Вашей республики. Хотелось бы, чтобы Ваша галерея обогащалась новыми оригинальными произведениями и репродукциями. Очень хотелось бы, чтобы художник Спиридонов продолжал работу над осуществлением своего замысла – создания серии картин выдающихся людей Чувашии. Картина художника Спиридонова, особенно «Портрет П.П. Хузангая», понравилась мне своим реализмом изображения образа поэта, полного вдохновения в расцвете своих творческих сил. К счастью я осматривала галерею вместе с Петром Петровичем и поэтому могла оценить этот труд художника как одно из лучших творений мастера. Андриевская, работник ССП СССР». (ГИА ЧР. Ф.Р-1923. Оп. 1. Д. 78. Л. 34).

Моисей Спиридонович Спиридонов, благодаря таланту и неустанному труду достиг в искусстве высокого совершенства. Он создал произведения о жизни возрожденного народа, которые не потеряют художественную и историческую ценность. Творческие завоевания художника на протяжении всей его деятельности всегда находили признание и успех у общественности. Являясь самым известным в республике мастером изобразительного искусства, он постоянно чувствовал любовь и интерес людей к своему творчеству.

За большие заслуги в развитии чувашского изобразительного искусства М.С. Спиридонов награжден орденами Ленина и Дружбы народов, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР, занесен в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Ему присвоены звания заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР и РСФСР, народного художника Чувашской АССР.

Чувашский народ навсегда сохранит добрую память о мастере живописи и рисунка. Именем Моисея Спиридоновича названа одна из улиц столицы Чувашской Республики. Мемориальный музей-квартира в Чебоксарах, открытая 24 апреля 1990 г., дает возможность знакомиться с жизнью и деятельностью народного художника М.С. Спиридонова.



Список использованной литературы:

1. Г.Д. Харлампьев. М.С. Спиридонов. Каталог выставки. Чебоксары. 1949.

2. Н.А. Ургалкина. Художники Чуваши. Библиографический справочник. Чебоксары. 1969.

3. Н.А. Ургалкина. Моисей Спиридонович Спиридонов. Жизнь и творчество. Чебоксары. 1975.

4. Н.А. Ургалкина. Художники Чувашии. Ленинград. 1978.

5. М.С. Спиридонов. Крылья памяти. Чебоксары. 1990.

Аннотации к фотодокументам:

1. 24 августа 1890 г. Метрическая запись о рождении Моисея Спиридоновича Спиридонова в д. Яншихово Цивильского уезда Казанской губернии.

2. Один из живописных уголков с. Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики, родина известного чувашского художника М.С. Спиридонова. 1997 г.

3. Народный художник Чувашии М.С. Спиридонов за работой. г. Чебоксары. 1968 г.

4. Картины заслуженного деятеля ЧАССР и РСФСР, народного художника ЧАССР М.С. Спиридонова. г. Чебоксары. 1970 г.

5. Портрет народного поэта П.П. Хузангая, выполненный художником М.С. Спиридоновым в 1955 г.

6. Группа художников в гостях у художника М.С. Спиридонова. На снимке: справа сидят дочь художника А.М. Спиридонова, Е.И. Ефремова, А.А. Ефейкина, М.С. Спиридонов, стоят Р.Ф. Федоров, В.И. Агеев. 1980 г. г. Чебоксары.

7. Первый секретарь Чувашского обкома КПСС И.П. Прокопьев поздравляет заслуженного деятеля искусств ЧАССР и РСФСР, народного художника ЧАССР М.С. Спиридонова с 90-летием со дня рождения и награждением орденом Дружбы народов. г. Чебоксары. 1980 г.

8. 25 ноября 1960 г. Указ Президиума Верховного Совета Чувашской АССР о присвоении почетного звания Народного художника Чувашской АССР М.С. Спиридоновичу.

9. Статья из Почетной Книги Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.



В.И. Харитонова


62-14-95