08.04.2016
Литература для духовного просвещения: православные дореволюционные журналы
Сталкиваясь с социальными и экологическими проблемами, человечество не может не задаваться вопросами о причинах и целях своего бытия. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что материальные блага, широко растиражированные в современном обществе как самоцель, не могут дать надежную опору в жизни, что кроме материальной есть и духовная сторона жизни. Духовность – стремление к добру, «степень» доброты. Формированию духовного облика русского человека традиционно помогала православная литература.

В научно-справочной библиотеке Государственного исторического архива Чувашской Республики насчитывается два десятка наименований православных дореволюционных журналов. Журналы очень интересны и многогранны по содержанию. Остановимся на некоторых из них.

Наиболее востребованный дореволюционный православный журнал у посетителей – это «Известия по Казанской Епархии», который издавался при Императорской Казанской Духовной Академии. Обширная программа журнала была рассчитана как на служителей церкви, так и на простых верующих. Здесь печаталась и официальная информация: высочайшие манифесты, повеления и телеграммы; указы, определения и послания Святейшего Синода; «епархиальная хроника» (архиерейские служения и поездки, постройка и освещение храмов, назначения и перемещения представителей духовенства и др.), расписания проповедей, списки крещенных иноверцев и присоединенных к православию; «духовно-учебные известия» (программы Казанской духовной академии, Казанской духовной семинарии и духовных училищ, епархиального женского училища); обращения Гурия Казанского святого братства, Палестинского православного общества, статьи по богословию, по истории Церкви, церковному искусству. «Известия по Казанской Епархии» содержат также много публицистики, т.е. статей на актуальные социальные темы. Интересны циклы статей на тему истории, в частности, церковной, где описываются, например, «Чудотворные и местночтимые иконы и крестные ходы по Казанской епархии», можно ознакомиться с публикациями миссионерского характера, например, «Беседы с чувашами о вере христианской». Многие номера журнала освящают жизнь чувашей, их культуру и быт. Они повествуют о киреметях, чувашских преданиях и верованиях, праздниках. Заглянем в статью, рассказывающую о чувашских былинах: «прежде люди были крупные, просто великаны. – Их чуваши называют улǎп. Про этих улǎп-ов существуют рассказы. Что они по дремучим лесам ходили так, как мы ходим теперь по траве. Всякие деревья, даже и громадныя, выдергивались ими, как травка. Лапти у них были такие большие, что сор, вытряхнутый из одного лаптя, составлял огромный бугор, курган… Потом через несколько веков народился народ мелкий, нынешний. А великаны все-таки еще и при этих людях кое-где существовали. Однажды в одном месте люди нынешней породы пахали сабаном, плугом, запряженным шестью лошадьми. Вот, проходя мимо, увидел их человек прежней породы, улǎп. Он собрал их со всеми лошадьми и сбруями, положил себе в карман и понес домой. Там, показывая матери, говорит: «Посмотри-ка, маменька, каких я странных червячков нашел; они на поле землю ковыряют». На это мать сказала сыну: «Отнеси ты их опять на то же место и пусти, - это не червячки, а люди. Мы скоро помрем, а после нас дальше будут жить эти люди»[1].

В архиве хранятся и другие религиозные журналы, среди которых «Богословский вестник», ежемесячно издаваемый Московской духовной академией, где печатались творения святых отцов, богословские, философские и исторические исследования, материалы о современной церковной жизни, хроника Московской духовной академии. Также можно назвать и журнал богословско-философского направления «Вера и разум», издаваемый Харьковской духовной семинарией. В журнале освещалась история церкви, темы христианской нравственности, разъяснялись церковные каноны и богослужения. Он предназначался для представителей городского и сельского духовенства.

Немалый интерес представляет ежемесячный журнал «Христианское чтение», издаваемый при Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии, старейший из всех русских духовных журналов, основанный в 1821 году, где освещались творения святых отцов церкви и памятники древнехристианской письменности в русском переводе; статьи богословского, философского и церковно-исторического содержания. В ежемесячном противосектантском журнале «Миссионерское обозрение», издаваемом в Санкт-Петербурге, всесторонне исследовались и обличались расколо-сектантские заблуждения, а также рассматривались события современной церковно-общественной жизни.

Хочется отметить журнал «Руководство для сельских пастырей», издаваемый при Киевской духовной семинарии. Он издавался с целью содействовать православному духовенству в разных областях пастырской деятельности. Тематика статей самая разнообразная: вопросы пастырской деятельности, история церквей, обличение сектантства, обзор епархиальной жизни, периодической печати, общеполезные сведения по медицине, сельскому хозяйству и садоводству. В одном из номеров 1883 года приводится описание празднования самого светлого православного праздника, называемого у славян «Велик день»: «В шесть часов утра, в день праздника Пасхи, раздается колокольный звон в сельской церкви. Надев праздничные платья, селяне спешат в храм Божий; на лицах их сияет радость. Прийдя в церковь, они расставляют вокруг аналоя принесенные с собою корзины, в которых обыкновенно находятся: пшеничный хлеб, яйца, которые бывают или разрисованы разными рисунками, как например, изображениями петуха и креста, или же окрашены в разные цвета, окорок, чеснок, жареных поросят и деревянные сосуды с вином. По окончании богослужения, священник окропляет святою водою принесенные припасы, а селяне дают священнику за это освящение по яйцу»[2]. Так праздновали Пасху южные славяне. А вот что можно прочесть про празднование Пасхи – у чувашей (чувашское название праздника звучит как «Мункун») в «Известиях по Казанской Епархии» за 1879 год: «К особенностям празднования Пасхи чувашами относится обычай путешествовать в гости к родным в соседние деревни и ходить всем вместе к каждому родственнику по очереди. В первый день после обеда каждый род веселится отдельно. К каждому роду принадлежит домов 5, 6, 7 и больше. Сначала идут в один дом, потом в другой, третий и т.д. Когда кончат ходить к родным, то начинают приглашать соседей, друзей и ходить по домам их… Молодые люди между тем разъезжают верхами по улицам, под предводительством атамана, который, обыкновенно, ведет впереди всех и указывает - к кому заехать на веселье (играть, плясать, песни петь)... Атаман ведет беседу с хозяином дома, отворяет в дом двери; выбранные по жребию собирают яйца и солод»[3].

В заключении хочется отметить, что информация в православных журналах очень разносторонняя, интересная. В них каждый может найти пищу для ума и души.





Н.Н. Грошевихина

62-14-95

[1] Известия по Казанской епархии. 1896 г. №15-16. С.298.

[2] Руководство для сельских пастырей. 1883 г. №2. С.24-25.

[3] Известия по Казанской епархии. 1879 г. №1. С. 18-19.