15.01.2018
К 130-летию женской школы Братства Святителя Гурия в с. Мусирмы Староарабосинской волости Цивильского уезда Казанской губернии
4 октября 1867 г. в Казанской епархии возникло православное миссионерское братство, учрежденное в честь архиепископа святого Гурия (Руготина). В том же году были созданы миссионерские учебные заведения начального образования – братские школы, существенно повлиявшие на ход просветительской деятельности среди народов Поволжья и Сибири.
2018 год ознаменован 130-летием со дня открытия одной из таких учебных заведений - женской школы Братства Святителя Гурия в с. Мусирмы Староарабосинской волости Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Урмарского района Чувашской Республики). В некоторых источниках датой образования школы указывается - 15 января. Однако, в документах фонда личного происхождения Д.Ф. Филимонова приводится иная дата - 15 ноября, что еще раз подтверждает важность обращения к архивным документам за достоверностью информации.
Д.Ф. Филимонов был родом из села Первое Степаново Чурачикской волости Цивильского уезда. В 1882 г. принял сан священника и после этого стал служить в селе Мусирмы Цивильского уезда. В Государственном историческом архиве сохранились материалы во вопросам открытия школ и организации просвещения среди чувашей. В них указано, что «Мусирминская женская школа открыта 15 ноября 1888 г. на средства Братства Святого Гурия. В истекшем году на содержание школы от Братства получено 30 руб.»[1] Учительницей женской школы была Анна Захарова, из чуваш. Срок обучения в братских школах составлял до 4 лет. Школы работали по программам и наставлениям, разработанным советом братства на основе миссионерско-просветительских идей Н.И. Ильминского и рекомендаций Православного миссионерского общества. К 1893 г. в Мусирминской женской братской школе насчитывалось 29 учениц.
Отец Даниил Филимонов, заведовавший братскими школами, в «Известиях по Казанской епархии» за 1888 г. указал следующие сведения о программе обучения: «...в братских школах преподается Закон Божий с церковным пением, чтение, письмо и арифметика; главное внимание обращается на Закон Божий. В первый год обучения преподавание всех предметов производится на чувашском языке, затем постепенно вводится русский язык, но Закон Божий во все время обучения преподается преимущественно на чувашском языке. Пением и чтением учеников и учениц в церкви особенно интересуются и восхищаются родители.
Занятия по чтению и письму ведутся в школах так: в 1 год обучения прочитывают учащиеся букварь для чуваш и выучиваются излагать свои мысли письменно на чувашском языке, с начала 2-го учебного года приступают к чтению и письму на русском языке. В конце 3-го года обучения ученики приобретают достаточный навык читать и понимать русские книги, также и выражаться письменно по-русски без грубых ошибок, но устный разговорный язык усваивается учениками не совсем удовлетворительно.
Из арифметики учащиеся получают в школах знание правил 4-х арифметических действий и выучиваются решать несложные задачи из этих действий.
Братские школы и вообще школы грамотности оказывают религиозное воздействие и на взрослых чуваш. Читает ли ученик на дому часослов или священную историю, или другую какую-либо религиозного содержания книгу в чувашском переводе, родители и все домашние слушают его с большим вниманием и, постепенно незаметно для себя, переменяют свое чувашское, религиозноязыческое, воззрение на русское, православно-христианское»[2].
Возникновение братских школ заложило в Поволжье основы системы народного образования. Их деятельность способствовала формированию в этих регионах национальной интеллигенции, появлению православного инородческого духовенства, распространению православия. После Октябрьской революции братство прекратило своё существование. Братские школы постановлением СНК от 11 декабря 1917 года были переданы из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению.
Примечания: 1. ГИА ЧР. Ф. 350. Оп. 1. Д. 3. Л. 316 об. 2. Известия по Казанской епархии за 1888 г. Казань. 1888. С. 13-14.
М.М. Алексеева
62-14-95