Р-2914
Архив
:
БУ Государственный архив современной истории Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-2914
Наименование
:
Архивная коллекция агитационных материалов
Полное наименование
:
Архивная коллекция агитационных материалов
Архивная коллекция агитационных материалов
Шифр сайт
:
Ф.Р-2914 Архивная коллекция агитационных материалов
Аннотация
:
Воззвания, листовки в поддержку кандидатов ; программы, плакаты, документы в поддержку кандидатов ; календари; обращения; статьи из Российских газет; аудикассеты, лазерный диск, буклеты, брошюры, вырезки статей, календари, видеокассеты
Воззвания, листовки в поддержку кандидатов ; программы, плакаты, документы в поддержку кандидатов ; календари; обращения; статьи из Российских газет; аудикассеты, лазерный диск, буклеты, брошюры, вырезки статей, календари, видеокассеты
Историческая справка
:
Конец 80-х -начало 90- х гг. в нашей стране характеризуется всплексом политической активности граждан, разрушением тоталитаризма и началом построения демократического общества.
Процессы радикального реформирования общества способствовали к появлению новых общественно-политических движений, партий и их объединений. Развитие рыночных отношений существенно изменяло социально-политическую струтуру общества, усиливая процесс социальной диференции, что привело к возниковению широкого спектра политических объединений.
Вырисовывались 3 этапа становления многопаритйности:
- 1985-1987 гг.- возникновение "неформальных" движений
- лето 1987-конец 1988 гг. - кризис "народных фронтов" и появления многочисленных клубов, ассоциаций
- с весны 1989 г.- бурный процесс появления политических партий при обновременым размежевании в КПСС. И, как следствие, к ликвидации в стране руководящей роли КПСС, что было узаконено отменой 6-й ст. Конституции (1990 г.) страны.
12 июня 1990 г. Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете. В конце 1990 г. Конституция РФ (1978 г.) была дополнена и изменена в части введения президентского правления.
Борьба за президенства в России развернулась после проведения внеочередного третьего съезда народных депутатов СССР 12 марта 1990 г. и референдума РСФСР по вопросу : "Считаете ли вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемым всенародным голосованием?" (17 марта 1991 г.).
В соответствии с постановлением III (внеочередного) съезда народных депутатов РСФСР от 5 апреля 1991 г. "О перераспределении полномочий между высшими государственными органами РСФСР для осуществления антикризисных мер и выполнения решений съезда народных депутатов РСФСР" выборы Президента РСФСР были назначены на 12 июня 1991 г.
По итогам первого всероссийского референдума и в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О порядке ввдения в действие закона РСФСР "О президенте РСФСР" был введен в действие Закон РСФСР "О Президенте РСФСР".
Президент РСФСР являлся высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР.
Президент РСФСР:
- обладал правом законодательной инициативы
- подписывал и обнародовал законы РСФСР в течение 14 дней с момента их принятия
- предоставлял не реже 1 раза в год доклады съезду народных депутатов РСФСР о выполнении принятых съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, обращался с посланиями к народу РСФСР, съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР
- назначал Председателя Совета Министров РСФСР с согласия Верховного Совета РСФСР
-назначал и освобождал от должности министров, руководителей комитетов и ведомств РСФСР по предоставлению Председателя Совета Министров РСФСР;
- руководил деятельностью Совета Министров РСФСР;
- принимал отставку правительства РСФСР с согласия Верховного Совета РСФСР;
- назанчал и отзывал дипломатических представителей РСФСР;
- возглавлял Совет безопасности РСФСР;
- вел переговоры и подписывал от имени РСФСР международные и межреспубликанские договоры;
- принимал меры по обеспечению государственной и общественной безопасности РСФСР;
- объявлял в соответствии с законом РСФСР чрезвычайное положение;
- решал в соответствии с законом вопросы гражданства РСФСР, предоставления политического убежища;
- награждал государственными наградами РСФСР, присваивал специальные звания, классные чины и почетные звания РСФСР;
- осуществлял право помилования граждан, осужденных судами РСФСР;
- осуществлял иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами РСФСР.
Президентом РСФСР мог быть избран гражданин РСФСР не моложе 35 лет и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.
Президент РСФСР избирался сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом РСФСР более 2-х сроков подряд.
На время выполнения своих полномочий Президент РСФСР приостанавливал свое членство в политических партиях и общественных объединениях, не занимал никакие другие должности в государственных и общественных органах и организациях.
Указы Президента РСФСР не могли противоречить Конституции и законам РСФСР, и были обязательны к исполнению на всей территории РСФСР. Президент РСФСР был вправе приостанавливать решения органов исполнительной власти на территории РСФСР, если они провиречили Конституции и законам РСФСР.
Личность ЯПрезидента РСФСР была неприкосновена и охранялась законом.
Президент РСФСР мог быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной при вступлении в должность присяги.
Выборы Президента РСФСР осуществлялись гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Никакие иные выборы или назаначения на должность, а равно присвоение полномочий Президента РСФСР были незаконны и недействительны.
Порядок выборы и вступления в должность Президента РСФСР устанавливалось законами РСФСР.
В 1991 г. кандидатами на должность Президента РСФСР был зарегистрированы:
- Бакатин Вадим Викторович - лидер центристов;
- Ельцин Борис Николаевич - от партии "народно-демократическая Россия";
- Макашев Альберт Михайлович - от Коммунистической партии РСФСР ;
- Рыжков Николай иванович - от коммунистической партии Советского Союза
- Тулеев Аман - гельды Молдагазыевич - председатель Кемеровского областного совета.
12 июня 1991 г. проходили всенародные выборы Президента РСФСР.
17 июня 1991 г. состоялась пресс-конференция в верховном совете РСФСР, где председатель Центральной избирательной комиссии В.И. Казаков сообщил итоги голосования. Юридически избранным Президентом РСФСР считался Борис Николаевич Ельцин. за Б.Н. ельцина проголосовало 41 миллион 888 тыс. или 57,38% избирателей. По чувашии за Б.Н. Ельцина проголосовало 376479 избирателей.
На основании закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. "Об изменнеии наименования государства" РСФСР переименована в РФ, соответственно должность Президента РСФСР в Президента РФ.
В связи с истечением в июне 1996 г. срока полномочий первого Президента РФ Совет Федерации Федерального Собрания РФ в соответствии со ст. 81 и 102 части I Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона "О выборах Президента РФ" принял постановление от 15 ноября 1995 г. № 967-1 СФ о проведении выборов Президента РФ на 16 июня 1996 г.
Былозарегистрировано 10 кандидатов на пост Президента РФ:
- Брынцалов Владимир Алексеевич - от Русской социалистической партии
- Власов Юрий Петрович -от северо-западного избирательного округа г. Москва
- Горбачев Михаил Сергеевич - от Международного зеленого креста
- Ельцин Борис Николаевич - от Всероссийского общественно-политического объединения "Наш - дом Россия"
- Жириновский Владимир Вольфович - от Либерально-демократической партии России
- Зюганов Геннадий Андреевич - от фракции Коммунистической партии РФ
- лебедь Александр Иванович - от Общественно-политического движения "Конгресс Русских Общих"
- Федоров Святослав Николаевич - от партии самоуправления трудящихся
- Шаккум Мартин Люцианович - от Социалистической Народной партии России
- Явлинский Григорий Алексеевич - от общественного объединения "Яблоко".
16 июня 1996 г. В ЧР, как и по всей территории РФ, проводились выборы Президента РФ. По ЧР в голосовании приняло участие 67,2 % избирателей. за Ельцина Б.Н. проголосовало 31,82% избирателей, за Г.А. Зюганова - 62,59% избирателей. в целом по России за Б.Н. Ельцина проголосовало 35,06%, а за Г,А. Зюганова - 31,96%.
Центральная избирательная комисия РФ на своем заседании 20 июня 1996 г. признала выборы Президента РФ 16 июня 1996 г. состоявшимся и действительными.
В связи с тем, что ни один из кандидатов на должность Президента РФ не получил на выбрах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, центральная избирательная комиссия РФ постановлением от 20 июня 1996 г. № 105/825-11 "О результатах выборов Президента РФ 16.06.96 г. и назначении повторного голосования " назначила на 3 июля 1996 г. повторное голосование. Кандидатами на должность Президента РФ балатировались Б.Н. Ельцин и Г.З.Зюганов, получившие16 июня 1996 г. наибольшее число голосов избирателей.
В повторном голосовании 3 июля 1996 г. приняло участие 67,3 % избирателей ЧР, при этом за Б.Н. Ельцина было подано 205959 голосов или 31,82%, за Г.А. Зюганова - 405129 или 62,56% против обоих кандидатов подано 21614 голосов или 3,34%
- В целом по РФ голоса избирателей распредились следующим образом: за Б.Н. Ельцина - 38936208 человек или 53,70%, за Г.А. Зюганова - 29301089 человек или 40,41 %.
По итогам голосования Президентом РФ во второй раз был избран Б.Н. Ельцин.
В период подготовки и проведения выборов Президента РСФСР и РФ на территории ЧР отложились документы предвыборной кампании.
Изменения в общественно-политическом устройстве, структуре государственной власти и управления начала 90-х годов XX века коснулись и законодательного органа Чувашской Республики. В октябре 1993 г. был принят Закон Чувашской Республики "О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике". В соответствии с этим законом семнадцатой внеочередной сессией Верховного Совета Чувашской Республики 24 ноября 1993 г. были приняты законы Чувашской Республики "О Государственном Совете Чувашской Республики", "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики". Одновременно внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 92 Конституции Чувашской Республики и статьей 1 закона Чувашской Республики "О государственном Совете Чувашской Республики" Государственный Совет Чувашской Республики является постоянно действующим представительным законодательным органом государственной власти Чувашской Республики, в состав которого избирались 47 депутатов, в том числе 28 депутатов по административно-территориальным и 19 - по территориальным округам. Депутаты, избранные по территориальным округам, работали на профессиональной постоянной основе.1
13 марта 1994 г. состоялись первые выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва.
В результате состоявшихся 13, 27 марта и 2 июня 1994 г. выборов было избрано 33 из 47 депутатов Государственного Совета Чувашской Республики. 21 июня 1994 г. открылась первая сессия Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва, где были признаны полномочия 33 его депутатов.2
Формирование депутатского корпуса Государственного Совета Чувашской Республики продолжалось в течение 1994-1996 годов. В эти же годы неоднократно вносились изменения и дополнения в закон Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики".
10 марта 1998 г. Государственным Советом Чувашской Республики принят Закон Чувашской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "О Государственном Совете Чувашской Республики". В соответствии с этим указом Государственный Совет Чувашской Республики должен был состоять из 87 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью избирателей. В связи с изменением порядка формирования Государственного Совета Чувашской Республики 30 марта 1998 г. принят новый Закон Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики". Одновременно внесены изменения и дополнения в Конституцию Чувашской Республики. В соответствии с новым законом 12 июля 1998 г. состоялись выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва. По результатам голосования в Государственный Совет Чувашской Республики были избранны 64 депутата из 87.3
27 июля 1998 г. была созвана первая сессия Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва. Сессия признала полномочия всех 64 депутатов, избранных 12 июля 1998 г. В 23 округах, где участвовали менее 25% избирателей, выборы были признаны недействительными.
По решению Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики 1 ноября 1998 г. проводились повторные выборы в остальных 23 округах. 6 ноября 1998 г. состоялась внеочередная четвертая сессия Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва, которая признала полномочия остальных 23 депутатов, избранных 1 ноября 1998 г. В результате Государственный Совет Чувашской Республики второго созыва начал работать в полном составе.
Председателями Государственного Совета Чувашской Республики в период его работы избирались Кураков Л.П., Иванов Н.И., Михайловский М.А.
21 июля 2002 г. состоялись выборы в Государственный Совет Чувашской Республики третьего созыва. В ходе состоявшихся выборов был избран 71 депутат из 73. 4
26 июля 2002 г. состоялась первая сессия нового парламента. Председателем Государственного Совета Чувашской Республики был вновь избран Михайловский Михаил Алексеевич, депутат от Тойсинского избирательного округа № 8 (Батыревский район).
Были образованы шесть комитетов Государственного Совета Чувашской Республики: по законодательству, по бюджетно-финансовым вопросам и экономической политике; по аграрной политике и экологии; по социальной политике, здравоохранению, физической культуре и спорту; по культуре, образованию, науке и национальной политике; по вопросам местного самоуправления. Были определены также составы комитетов.
Прошедшие 8 декабря 2002 г. повторные выборы позволили доизбрать депутатов Государственного Совета Чувашской Республики и сформировать парламент в полном составе - в количестве 73 человек.
В связи с досрочным прекращением полномочий депутатов и постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 4 июля 2004 г. состоялись дополнительные выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики по четырем избирательным округам: Восточному № 14, Спортивному № 51, Гузовскому № 59 и Ядринскому № 70.5
Государственный Совет Чувашской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чувашской Республики, избираемый народом.
К ведению Государственного Совета Чувашской Республики относятся: принятие Конституции Чувашской Республики, принятие законов Чувашской Республики, постановлений, внесение в них изменений и дополнений; толкование Конституции и законов республики; установление административно-территориального устройства Чувашской Республики и порядка его изменения; рассмотрение вопросов об изменении границ Чувашской Республики; утверждение республиканского бюджета Чувашской Республики и отчета о его исполнении; утверждение программ социально-экономического развития Чувашской Республики; назначение выборов Президента и выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики и другие.
В соответствии с Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики выборы депутатов Государственного Совета нового созыва назначает Государственный Совет Чувашской Республики.
Выборы депутатов проводились по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым на всей территории Чувашской Республики.
В поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями и блоками собирались подписи избирателей.
Официально зарегистрированные кандидаты в окружной избирательной комиссии могли выступать с разъяснениями положений своих предвыборных программ и проводить предвыборную агитацию.
Предвыборную агитацию в поддержку или против кандидатов вправе были вести граждане Российской Федерации и общественные объединения в допускаемых законом формах и законными методами.
Всем кандидатам в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики предоставлялось бесплатное эфирное время организациями телерадиовещания.
Кандидаты в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики участвовали в массовых мероприятиях: собраниях и встречах с гражданами, митингах, демонстрациях, шествиях, публичных дебатах и дискуссиях.
В период проведения агитационных кампаний выпускались и распространялись печатные, аудиовизуальные агитационные материалы, которые собирались на улицах, в общественных местах, в предвыборных штабах и являются ценным историческим источником, дополняющим документы Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики.
На основании письма Комитета по делам архивов Совета Министров Чувашской Республики от 3 ноября 1993 г № 135 " О подготовке к отбору и приему на государственное хранение документов по организации и проведению выборов" специалистами государственных архивных учреждений Чувашской Республики была проведена работа по сбору агитационных материалов, отложившихся в период проведения предвыборных агитационных кампаний 1994-1996, 1998-1999, 2002, 2004 гг.
Конец 80-х - начало 90-х гг. в нашей стране характеризовался ростом поли-тической активности граждан, началом развития демократического общества. В 1990 г. была отменена 6-ая статья Конституции СССР (ликвидирована руково-дящая роль коммунистической партии). Процесс радикального реформирования общества способствовали появлению новых общественно-политических движе-ний, партий и их объединений. В этой ситуации в республиках появилось стрем-ление получить государственную независимость и суверенитет.
С принятием 24 октября 1990 г. "Декларации о государственном суверени-тете Чувашской Советской Социалистической Республики" и Закона Чувашской АССР "О декларации государственного суверенитета Чувашской СССР" респуб-лика провозглашена Чувашской Советской Социалистической Республикой, а За-коном Чувашской ССР от 13 февраля 1992 г. "Об изменении наименования Чу-вашской ССР" переименована в Чувашскую Республику.1
В республике произошла коренная реорганизация общественно-политического устройства, структуры государственной власти и управления. В связи с реформой системы органов исполнительной власти в Российской Федера-ции VII сессия Верховного Совета Чувашской ССР 17 октября 1991 г. приняла законы Чувашской ССР "О Президенте Чувашской ССР" и "О выборах Президен-та Чувашской ССР",2 в соответствии с которыми в декабре 1991 г. состоялись вы-боры Президента Чувашской ССР. Ни один из выдвинутых кандидатов на пост Президента Чувашской ССР не был избран.
Учитывая складывавшуюся политическую и социально-экономическую об-становку в Российской Федерации, на XIII сессии Верховного Совета Чувашской Республики (декабрь 1992 г.) было принято решение об объявлении моратория на выборы Президента республики до истечения срока полномочий Верховного Со-вета Чувашской Республики двенадцатого созыва.3
Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 21 октября 1993 г. запрет на проведение выборов Президента республики был отменен4 и выборы Президента Чувашской Республики проходили в декабре 1993 г.
В связи с истечением в декабре 1997 г. конституционного срока пребыва-ния на посту Президента Чувашской Республики, постановлением Государствен-ного Совета от 21 августа 1997 г. № 770 выборы Президента Чувашской Респуб-лики проходили в декабре 1997 г.5
В связи с истечением в декабре 2001 г. срока полномочий Президента Чу-вашской Республики, постановлением Государственного Совета Чувашской Рес-публики выборы Президента Чувашской Республики были проведены в декабре 2001 г.6
В ходе проведения предвыборных кампаний создавались инициативные группы "уполномоченных представителей по сбору подписей избирателей" в пользу кандидатов на пост Президента Чувашской Республики. Центризбирком утверждал подробные инструкции, разъясняющие порядок сбора подписей и ре-гистрации кандидатов.
Официальная регистрация инициативных групп давала им право проводить кампанию по сбору подписей в пользу выдвинутых кандидатов. Агитационные кампании можно было начинать только после регистрации выдвинутых кандида-тур на пост Президента Чувашской Республики, после сбора определенного ко-личества подписей.
Агитацию в поддержку или против кандидатов вправе были вести граждане и общественные объединения. Государственные органы и органы местного само-управления обязаны были оказывать содействие в проведение предвыборных кампаний.
Всем кандидатам на пост Президента Чувашской Республики предоставля-лись равные условия.
За 10 дней до выборов запрещалась публикация результатов изучения об-щественного мнения.
В течение 7 дней до выборов запрещалось распространять материалы, на-носящих ущерб чести и достоинству кандидатов.
Для кандидатов на пост Президента Чувашской Республики предоставля-лось одно бесплатное выступление на телевидении, одно - на радио.
В период проведения агитационных кампаний проходили встречи кандида-тов на пост Президента Чувашской Республики с избирателями в коллективах предприятий и учреждений, колхозах и совхозах, на агитационных площадках микрорайонов городов республики, где они излагали свои программы и отвечали на многочисленные вопросы избирателей.
В средствах массовой информации были опубликованы декларации о сово-купных доходах кандидатов на пост Президента Чувашской Республики, выступ-ления самих кандидатов, письма в поддержку и с критикой кандидатов, прово-дился общественный опрос. На телевизионных каналах республики были созданы цикл передач "Представляем кандидата в Президента Чувашской Республики" с участием в ней кандидатов на пост Президента.
В период проведения агитационных кампаний выпускались агитационные материалы с указанием ответственных за выпуск, анонимные издания запреща-лись.
В соответствии с постановлениями Центральной избирательной комиссии по выборам Президента Чувашской Республики были открыты и ведены специ-альные временные лицевые счета в Чувашском Сберегательном банке Россий-ской Федерации кандидатов на пост Президента Чувашской Республики, для за-числения поступающих на их имя средств от физических и юридических лиц, а также собственных средств. Средства расходовались кандидатами на проведение предвыборной агитации.
В период подготовки проведения выборов Президента Чувашской Респуб-лики на территории республики отложились документы предвыборной агитации, которые являются ценным историческим источником, дополняющим документы Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики.
На основании письма Комитета по делам архивов Совета Министров Чу-вашской Республики от 3 ноября 1993 г. № 135 "О подготовке к отбору и приему на государственное хранение документов по организации и проведению выбо-ров" специалистами государственных архивных учреждений Чувашской Респуб-лики проведена работа по сбору агитационных материалов, отложившихся в те-чение предвыборных агитационных кампаний 1993, 1997, 2001 гг. по выборам Президента Чувашской Республики. Специалистами отдела формирования Ар-хивного фонда Чувашской Республики, ведомственных архивов и делопроизвод-ства Центрального государственного архива общественных объединений Чуваш-ской Республики в 1993 г. были отобраны письма избирателей, в том числе и коллективные, и граждан других регионов России и Содружества Независимых Государств по вопросам выборов первого Президента Чувашской Республики, поступившие в редакцию газеты "Советская Чувашия".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Государственная Дума является одной из двух палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, которое в свою очередь согласно статье 94 Конституции Российской Федерации "является представительным и законодательным органом Российской Федерации".
В ходе процесса перестройки и демократизации, начавшегося в СССР в конце 1980-х гг., после первых альтернативных выборов народных депутатов СССР в 1989 г. и народных депутатов РСФСР в 1990 г. возникают новые конституционные проекты, предусматривающие создание в России полноценного профессионального парламента в традиционном для современных демократий понимании. В ряде проектов предполагалось назвать новый российский парламент по аналогии с 1906-1917 гг. Государственной Думой. Именно это название фигурирует в проекте Конституции Российской Федерации, который разработала Конституционная комиссия. Однако сложный расклад сил на Съезде народных депутатов и Верховном Совете Российской Федерации не позволяли принять проект конституции и определиться со структурой и полномочиями нового парламента.
В ходе событий осени 1993 г. Президент Российской Федерации, силовым путем прекратив деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации, вынес на референдум проект новой конституции, основой которого стал проект Конституционной комиссии. Согласно проекту парламентом России становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Одновременно были назначены выборы Совета Федерации и Государственной Думы первого созыва. Таким образом, 12 декабря 1993 г. стал одновременно и днем избрания первой Государственной Думы современной российской истории и днем ее институционализации как высшего законодательного органа страны вместе с Советом Федерации согласно новой конституции.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года в порядке, установленном федеральным законом. Обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации - заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
К ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты Российской Федерации, половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; назначение трети состава членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Заседания Государственной Думы являются открытыми, однако по решению Государственной Думы в случае необходимости могут проводиться закрытые заседания. Государственная Дума собирается на сессии два раза в год: весеннюю (с 12 января по 20 июня) и осеннюю (с 1 сентября по 25 декабря).
Депутаты Государственной Думы работают на постоянной основе и не могут занимать любую иную выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Государственной Думой по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Права и полномочия депутатов Государственной Думы регулируются законом "О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Конституция Российской Федерации подробно не прописывает порядка избрания депутатов Государственной Думы, указывая лишь, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и имеющий право участвовать в выборах, порядок выборов утверждается федеральным законом. Основными документами регламентирующими порядок выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации являются законы: "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
С момента своего учреждения в 1993 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается по несвязанной смешанной мажоритарно - пропорциональной системе. 225 депутатов избираются по одномандатным мажоритарным округам по однотуровой системе относительного большинства и 225 депутатов - по пропорциональной системе с 5% барьером. Несвязанной эта система называется потому, что количество кандидатов выдвинутых той или иной партией в округах и одержавших победу, не сказывается на числе мест, полученных данной партией по пропорциональной системе (так в 1995 г. ЛДПР получила 50 мест по спискам и только 1 по округу). Именно по такой системе проходили выборы Государственной Думы 1993, 1995 и 1999 гг.
Выборы по федеральному избирательному округу признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% включенных в списки избирателей. К распределению депутатских мандатов допускаются избирательные объединения и избирательные блоки, получившие не менее 5% голосов от числа действительных избирательных бюллетеней. В выборах могут принять участие списки, представившие для регистрации 200 тысяч действительных подписей граждан Российской Федерации, либо внесшие по установленной законом процедуре избирательный залог (внесение избирательного залога впервые стало применяться на выборах 1999 г.).
С 1999 г. каждый кандидат, баллотирующийся как по партийному списку, так и по избирательному округу, должен представить данные о своем имуществе и доходах за год, предшествующий году назначения выборов. В случае предоставления неверных данных кандидату может быть отказано в регистрации. Выдвигать свои списки могут избирательные объединения или избирательные блоки (блок образует не менее двух избирательных объединений). Согласно новому законодательству Российской Федерации о политических партиях избирательными объединениями будут признаваться только политические партии. Ранее в выборах Государственной Думы Российской Федерации принимали участие списки, выдвинутые различными общественными объединениями, включая Союз автомобилистов и Союз работников жилищно-коммунального хозяйства. Федеральный список избирательного объединения (блока) состоит из центральной части, в которой может быть не более 18 человек, и региональных частей (объединение регионов в блоки избирательное объединение может делать произвольно).
Выборы в одномандатных избирательных округах признаются состоявшимися также при явке не менее чем 25% зарегистрированных избирателей. Избранным считается кандидат, получивший большее по отношению к остальным кандидатам число голосов при условии, что за него подано голосов больше, чем подано "против всех" кандидатов. Кандидат по округу может быть выдвинут как избирательным объединением (блоком), так и группой избирателей, а также в процессе самовыдвижения. При этом любой кандидат может указать в бюллетене свою партийную принадлежность. Для регистрации кандидат должен представить число подписей не менее 1% от числа избирателей в округе, либо внести избирательный залог, а также представить данные об имуществе и доходах за предшествующий выборам год.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного от одномандатного избирательного округа, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает в этом округе дополнительные выборы, если до окончания срока полномочий Государственной Думы остается менее года, дополнительные выборы в округе не проводятся.
На общих выборах Государственной Думы не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном федеральном списке кандидатов, а также более чем по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями либо в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат по списку того или иного избирательного объединения. При этом одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по федеральному избирательному округу и по одному из одномандатных избирательных округов, если кандидат и федеральный список кандидатов были выдвинуты одним и тем же избирательным объединением (блоком).
Выборы Государственной Думы первого созыва проводились в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г., утвержденным указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400. Согласно данному положению 225 депутатов Государственной Думы избирались по одномандатным округам и 225 депутатов впервые в истории России по партийным спискам. Данная система затем была закреплена в законе о выборах депутатов Государственной Думы, кот
Конец 80-х -начало 90- х гг. в нашей стране характеризуется всплексом политической активности граждан, разрушением тоталитаризма и началом построения демократического общества.
Процессы радикального реформирования общества способствовали к появлению новых общественно-политических движений, партий и их объединений. Развитие рыночных отношений существенно изменяло социально-политическую струтуру общества, усиливая процесс социальной диференции, что привело к возниковению широкого спектра политических объединений.
Вырисовывались 3 этапа становления многопаритйности:
- 1985-1987 гг.- возникновение "неформальных" движений
- лето 1987-конец 1988 гг. - кризис "народных фронтов" и появления многочисленных клубов, ассоциаций
- с весны 1989 г.- бурный процесс появления политических партий при обновременым размежевании в КПСС. И, как следствие, к ликвидации в стране руководящей роли КПСС, что было узаконено отменой 6-й ст. Конституции (1990 г.) страны.
12 июня 1990 г. Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете. В конце 1990 г. Конституция РФ (1978 г.) была дополнена и изменена в части введения президентского правления.
Борьба за президенства в России развернулась после проведения внеочередного третьего съезда народных депутатов СССР 12 марта 1990 г. и референдума РСФСР по вопросу : "Считаете ли вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемым всенародным голосованием?" (17 марта 1991 г.).
В соответствии с постановлением III (внеочередного) съезда народных депутатов РСФСР от 5 апреля 1991 г. "О перераспределении полномочий между высшими государственными органами РСФСР для осуществления антикризисных мер и выполнения решений съезда народных депутатов РСФСР" выборы Президента РСФСР были назначены на 12 июня 1991 г.
По итогам первого всероссийского референдума и в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О порядке ввдения в действие закона РСФСР "О президенте РСФСР" был введен в действие Закон РСФСР "О Президенте РСФСР".
Президент РСФСР являлся высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР.
Президент РСФСР:
- обладал правом законодательной инициативы
- подписывал и обнародовал законы РСФСР в течение 14 дней с момента их принятия
- предоставлял не реже 1 раза в год доклады съезду народных депутатов РСФСР о выполнении принятых съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, обращался с посланиями к народу РСФСР, съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР
- назначал Председателя Совета Министров РСФСР с согласия Верховного Совета РСФСР
-назначал и освобождал от должности министров, руководителей комитетов и ведомств РСФСР по предоставлению Председателя Совета Министров РСФСР;
- руководил деятельностью Совета Министров РСФСР;
- принимал отставку правительства РСФСР с согласия Верховного Совета РСФСР;
- назанчал и отзывал дипломатических представителей РСФСР;
- возглавлял Совет безопасности РСФСР;
- вел переговоры и подписывал от имени РСФСР международные и межреспубликанские договоры;
- принимал меры по обеспечению государственной и общественной безопасности РСФСР;
- объявлял в соответствии с законом РСФСР чрезвычайное положение;
- решал в соответствии с законом вопросы гражданства РСФСР, предоставления политического убежища;
- награждал государственными наградами РСФСР, присваивал специальные звания, классные чины и почетные звания РСФСР;
- осуществлял право помилования граждан, осужденных судами РСФСР;
- осуществлял иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами РСФСР.
Президентом РСФСР мог быть избран гражданин РСФСР не моложе 35 лет и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.
Президент РСФСР избирался сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом РСФСР более 2-х сроков подряд.
На время выполнения своих полномочий Президент РСФСР приостанавливал свое членство в политических партиях и общественных объединениях, не занимал никакие другие должности в государственных и общественных органах и организациях.
Указы Президента РСФСР не могли противоречить Конституции и законам РСФСР, и были обязательны к исполнению на всей территории РСФСР. Президент РСФСР был вправе приостанавливать решения органов исполнительной власти на территории РСФСР, если они провиречили Конституции и законам РСФСР.
Личность ЯПрезидента РСФСР была неприкосновена и охранялась законом.
Президент РСФСР мог быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной при вступлении в должность присяги.
Выборы Президента РСФСР осуществлялись гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Никакие иные выборы или назаначения на должность, а равно присвоение полномочий Президента РСФСР были незаконны и недействительны.
Порядок выборы и вступления в должность Президента РСФСР устанавливалось законами РСФСР.
В 1991 г. кандидатами на должность Президента РСФСР был зарегистрированы:
- Бакатин Вадим Викторович - лидер центристов;
- Ельцин Борис Николаевич - от партии "народно-демократическая Россия";
- Макашев Альберт Михайлович - от Коммунистической партии РСФСР ;
- Рыжков Николай иванович - от коммунистической партии Советского Союза
- Тулеев Аман - гельды Молдагазыевич - председатель Кемеровского областного совета.
12 июня 1991 г. проходили всенародные выборы Президента РСФСР.
17 июня 1991 г. состоялась пресс-конференция в верховном совете РСФСР, где председатель Центральной избирательной комиссии В.И. Казаков сообщил итоги голосования. Юридически избранным Президентом РСФСР считался Борис Николаевич Ельцин. за Б.Н. ельцина проголосовало 41 миллион 888 тыс. или 57,38% избирателей. По чувашии за Б.Н. Ельцина проголосовало 376479 избирателей.
На основании закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. "Об изменнеии наименования государства" РСФСР переименована в РФ, соответственно должность Президента РСФСР в Президента РФ.
В связи с истечением в июне 1996 г. срока полномочий первого Президента РФ Совет Федерации Федерального Собрания РФ в соответствии со ст. 81 и 102 части I Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона "О выборах Президента РФ" принял постановление от 15 ноября 1995 г. № 967-1 СФ о проведении выборов Президента РФ на 16 июня 1996 г.
Былозарегистрировано 10 кандидатов на пост Президента РФ:
- Брынцалов Владимир Алексеевич - от Русской социалистической партии
- Власов Юрий Петрович -от северо-западного избирательного округа г. Москва
- Горбачев Михаил Сергеевич - от Международного зеленого креста
- Ельцин Борис Николаевич - от Всероссийского общественно-политического объединения "Наш - дом Россия"
- Жириновский Владимир Вольфович - от Либерально-демократической партии России
- Зюганов Геннадий Андреевич - от фракции Коммунистической партии РФ
- лебедь Александр Иванович - от Общественно-политического движения "Конгресс Русских Общих"
- Федоров Святослав Николаевич - от партии самоуправления трудящихся
- Шаккум Мартин Люцианович - от Социалистической Народной партии России
- Явлинский Григорий Алексеевич - от общественного объединения "Яблоко".
16 июня 1996 г. В ЧР, как и по всей территории РФ, проводились выборы Президента РФ. По ЧР в голосовании приняло участие 67,2 % избирателей. за Ельцина Б.Н. проголосовало 31,82% избирателей, за Г.А. Зюганова - 62,59% избирателей. в целом по России за Б.Н. Ельцина проголосовало 35,06%, а за Г,А. Зюганова - 31,96%.
Центральная избирательная комисия РФ на своем заседании 20 июня 1996 г. признала выборы Президента РФ 16 июня 1996 г. состоявшимся и действительными.
В связи с тем, что ни один из кандидатов на должность Президента РФ не получил на выбрах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, центральная избирательная комиссия РФ постановлением от 20 июня 1996 г. № 105/825-11 "О результатах выборов Президента РФ 16.06.96 г. и назначении повторного голосования " назначила на 3 июля 1996 г. повторное голосование. Кандидатами на должность Президента РФ балатировались Б.Н. Ельцин и Г.З.Зюганов, получившие16 июня 1996 г. наибольшее число голосов избирателей.
В повторном голосовании 3 июля 1996 г. приняло участие 67,3 % избирателей ЧР, при этом за Б.Н. Ельцина было подано 205959 голосов или 31,82%, за Г.А. Зюганова - 405129 или 62,56% против обоих кандидатов подано 21614 голосов или 3,34%
- В целом по РФ голоса избирателей распредились следующим образом: за Б.Н. Ельцина - 38936208 человек или 53,70%, за Г.А. Зюганова - 29301089 человек или 40,41 %.
По итогам голосования Президентом РФ во второй раз был избран Б.Н. Ельцин.
В период подготовки и проведения выборов Президента РСФСР и РФ на территории ЧР отложились документы предвыборной кампании.
Изменения в общественно-политическом устройстве, структуре государственной власти и управления начала 90-х годов XX века коснулись и законодательного органа Чувашской Республики. В октябре 1993 г. был принят Закон Чувашской Республики "О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике". В соответствии с этим законом семнадцатой внеочередной сессией Верховного Совета Чувашской Республики 24 ноября 1993 г. были приняты законы Чувашской Республики "О Государственном Совете Чувашской Республики", "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики". Одновременно внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 92 Конституции Чувашской Республики и статьей 1 закона Чувашской Республики "О государственном Совете Чувашской Республики" Государственный Совет Чувашской Республики является постоянно действующим представительным законодательным органом государственной власти Чувашской Республики, в состав которого избирались 47 депутатов, в том числе 28 депутатов по административно-территориальным и 19 - по территориальным округам. Депутаты, избранные по территориальным округам, работали на профессиональной постоянной основе.1
13 марта 1994 г. состоялись первые выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва.
В результате состоявшихся 13, 27 марта и 2 июня 1994 г. выборов было избрано 33 из 47 депутатов Государственного Совета Чувашской Республики. 21 июня 1994 г. открылась первая сессия Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва, где были признаны полномочия 33 его депутатов.2
Формирование депутатского корпуса Государственного Совета Чувашской Республики продолжалось в течение 1994-1996 годов. В эти же годы неоднократно вносились изменения и дополнения в закон Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики".
10 марта 1998 г. Государственным Советом Чувашской Республики принят Закон Чувашской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "О Государственном Совете Чувашской Республики". В соответствии с этим указом Государственный Совет Чувашской Республики должен был состоять из 87 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью избирателей. В связи с изменением порядка формирования Государственного Совета Чувашской Республики 30 марта 1998 г. принят новый Закон Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики". Одновременно внесены изменения и дополнения в Конституцию Чувашской Республики. В соответствии с новым законом 12 июля 1998 г. состоялись выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва. По результатам голосования в Государственный Совет Чувашской Республики были избранны 64 депутата из 87.3
27 июля 1998 г. была созвана первая сессия Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва. Сессия признала полномочия всех 64 депутатов, избранных 12 июля 1998 г. В 23 округах, где участвовали менее 25% избирателей, выборы были признаны недействительными.
По решению Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики 1 ноября 1998 г. проводились повторные выборы в остальных 23 округах. 6 ноября 1998 г. состоялась внеочередная четвертая сессия Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва, которая признала полномочия остальных 23 депутатов, избранных 1 ноября 1998 г. В результате Государственный Совет Чувашской Республики второго созыва начал работать в полном составе.
Председателями Государственного Совета Чувашской Республики в период его работы избирались Кураков Л.П., Иванов Н.И., Михайловский М.А.
21 июля 2002 г. состоялись выборы в Государственный Совет Чувашской Республики третьего созыва. В ходе состоявшихся выборов был избран 71 депутат из 73. 4
26 июля 2002 г. состоялась первая сессия нового парламента. Председателем Государственного Совета Чувашской Республики был вновь избран Михайловский Михаил Алексеевич, депутат от Тойсинского избирательного округа № 8 (Батыревский район).
Были образованы шесть комитетов Государственного Совета Чувашской Республики: по законодательству, по бюджетно-финансовым вопросам и экономической политике; по аграрной политике и экологии; по социальной политике, здравоохранению, физической культуре и спорту; по культуре, образованию, науке и национальной политике; по вопросам местного самоуправления. Были определены также составы комитетов.
Прошедшие 8 декабря 2002 г. повторные выборы позволили доизбрать депутатов Государственного Совета Чувашской Республики и сформировать парламент в полном составе - в количестве 73 человек.
В связи с досрочным прекращением полномочий депутатов и постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 4 июля 2004 г. состоялись дополнительные выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики по четырем избирательным округам: Восточному № 14, Спортивному № 51, Гузовскому № 59 и Ядринскому № 70.5
Государственный Совет Чувашской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чувашской Республики, избираемый народом.
К ведению Государственного Совета Чувашской Республики относятся: принятие Конституции Чувашской Республики, принятие законов Чувашской Республики, постановлений, внесение в них изменений и дополнений; толкование Конституции и законов республики; установление административно-территориального устройства Чувашской Республики и порядка его изменения; рассмотрение вопросов об изменении границ Чувашской Республики; утверждение республиканского бюджета Чувашской Республики и отчета о его исполнении; утверждение программ социально-экономического развития Чувашской Республики; назначение выборов Президента и выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики и другие.
В соответствии с Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики выборы депутатов Государственного Совета нового созыва назначает Государственный Совет Чувашской Республики.
Выборы депутатов проводились по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым на всей территории Чувашской Республики.
В поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями и блоками собирались подписи избирателей.
Официально зарегистрированные кандидаты в окружной избирательной комиссии могли выступать с разъяснениями положений своих предвыборных программ и проводить предвыборную агитацию.
Предвыборную агитацию в поддержку или против кандидатов вправе были вести граждане Российской Федерации и общественные объединения в допускаемых законом формах и законными методами.
Всем кандидатам в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики предоставлялось бесплатное эфирное время организациями телерадиовещания.
Кандидаты в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики участвовали в массовых мероприятиях: собраниях и встречах с гражданами, митингах, демонстрациях, шествиях, публичных дебатах и дискуссиях.
В период проведения агитационных кампаний выпускались и распространялись печатные, аудиовизуальные агитационные материалы, которые собирались на улицах, в общественных местах, в предвыборных штабах и являются ценным историческим источником, дополняющим документы Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики.
На основании письма Комитета по делам архивов Совета Министров Чувашской Республики от 3 ноября 1993 г № 135 " О подготовке к отбору и приему на государственное хранение документов по организации и проведению выборов" специалистами государственных архивных учреждений Чувашской Республики была проведена работа по сбору агитационных материалов, отложившихся в период проведения предвыборных агитационных кампаний 1994-1996, 1998-1999, 2002, 2004 гг.
Конец 80-х - начало 90-х гг. в нашей стране характеризовался ростом поли-тической активности граждан, началом развития демократического общества. В 1990 г. была отменена 6-ая статья Конституции СССР (ликвидирована руково-дящая роль коммунистической партии). Процесс радикального реформирования общества способствовали появлению новых общественно-политических движе-ний, партий и их объединений. В этой ситуации в республиках появилось стрем-ление получить государственную независимость и суверенитет.
С принятием 24 октября 1990 г. "Декларации о государственном суверени-тете Чувашской Советской Социалистической Республики" и Закона Чувашской АССР "О декларации государственного суверенитета Чувашской СССР" респуб-лика провозглашена Чувашской Советской Социалистической Республикой, а За-коном Чувашской ССР от 13 февраля 1992 г. "Об изменении наименования Чу-вашской ССР" переименована в Чувашскую Республику.1
В республике произошла коренная реорганизация общественно-политического устройства, структуры государственной власти и управления. В связи с реформой системы органов исполнительной власти в Российской Федера-ции VII сессия Верховного Совета Чувашской ССР 17 октября 1991 г. приняла законы Чувашской ССР "О Президенте Чувашской ССР" и "О выборах Президен-та Чувашской ССР",2 в соответствии с которыми в декабре 1991 г. состоялись вы-боры Президента Чувашской ССР. Ни один из выдвинутых кандидатов на пост Президента Чувашской ССР не был избран.
Учитывая складывавшуюся политическую и социально-экономическую об-становку в Российской Федерации, на XIII сессии Верховного Совета Чувашской Республики (декабрь 1992 г.) было принято решение об объявлении моратория на выборы Президента республики до истечения срока полномочий Верховного Со-вета Чувашской Республики двенадцатого созыва.3
Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 21 октября 1993 г. запрет на проведение выборов Президента республики был отменен4 и выборы Президента Чувашской Республики проходили в декабре 1993 г.
В связи с истечением в декабре 1997 г. конституционного срока пребыва-ния на посту Президента Чувашской Республики, постановлением Государствен-ного Совета от 21 августа 1997 г. № 770 выборы Президента Чувашской Респуб-лики проходили в декабре 1997 г.5
В связи с истечением в декабре 2001 г. срока полномочий Президента Чу-вашской Республики, постановлением Государственного Совета Чувашской Рес-публики выборы Президента Чувашской Республики были проведены в декабре 2001 г.6
В ходе проведения предвыборных кампаний создавались инициативные группы "уполномоченных представителей по сбору подписей избирателей" в пользу кандидатов на пост Президента Чувашской Республики. Центризбирком утверждал подробные инструкции, разъясняющие порядок сбора подписей и ре-гистрации кандидатов.
Официальная регистрация инициативных групп давала им право проводить кампанию по сбору подписей в пользу выдвинутых кандидатов. Агитационные кампании можно было начинать только после регистрации выдвинутых кандида-тур на пост Президента Чувашской Республики, после сбора определенного ко-личества подписей.
Агитацию в поддержку или против кандидатов вправе были вести граждане и общественные объединения. Государственные органы и органы местного само-управления обязаны были оказывать содействие в проведение предвыборных кампаний.
Всем кандидатам на пост Президента Чувашской Республики предоставля-лись равные условия.
За 10 дней до выборов запрещалась публикация результатов изучения об-щественного мнения.
В течение 7 дней до выборов запрещалось распространять материалы, на-носящих ущерб чести и достоинству кандидатов.
Для кандидатов на пост Президента Чувашской Республики предоставля-лось одно бесплатное выступление на телевидении, одно - на радио.
В период проведения агитационных кампаний проходили встречи кандида-тов на пост Президента Чувашской Республики с избирателями в коллективах предприятий и учреждений, колхозах и совхозах, на агитационных площадках микрорайонов городов республики, где они излагали свои программы и отвечали на многочисленные вопросы избирателей.
В средствах массовой информации были опубликованы декларации о сово-купных доходах кандидатов на пост Президента Чувашской Республики, выступ-ления самих кандидатов, письма в поддержку и с критикой кандидатов, прово-дился общественный опрос. На телевизионных каналах республики были созданы цикл передач "Представляем кандидата в Президента Чувашской Республики" с участием в ней кандидатов на пост Президента.
В период проведения агитационных кампаний выпускались агитационные материалы с указанием ответственных за выпуск, анонимные издания запреща-лись.
В соответствии с постановлениями Центральной избирательной комиссии по выборам Президента Чувашской Республики были открыты и ведены специ-альные временные лицевые счета в Чувашском Сберегательном банке Россий-ской Федерации кандидатов на пост Президента Чувашской Республики, для за-числения поступающих на их имя средств от физических и юридических лиц, а также собственных средств. Средства расходовались кандидатами на проведение предвыборной агитации.
В период подготовки проведения выборов Президента Чувашской Респуб-лики на территории республики отложились документы предвыборной агитации, которые являются ценным историческим источником, дополняющим документы Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики.
На основании письма Комитета по делам архивов Совета Министров Чу-вашской Республики от 3 ноября 1993 г. № 135 "О подготовке к отбору и приему на государственное хранение документов по организации и проведению выбо-ров" специалистами государственных архивных учреждений Чувашской Респуб-лики проведена работа по сбору агитационных материалов, отложившихся в те-чение предвыборных агитационных кампаний 1993, 1997, 2001 гг. по выборам Президента Чувашской Республики. Специалистами отдела формирования Ар-хивного фонда Чувашской Республики, ведомственных архивов и делопроизвод-ства Центрального государственного архива общественных объединений Чуваш-ской Республики в 1993 г. были отобраны письма избирателей, в том числе и коллективные, и граждан других регионов России и Содружества Независимых Государств по вопросам выборов первого Президента Чувашской Республики, поступившие в редакцию газеты "Советская Чувашия".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Государственная Дума является одной из двух палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, которое в свою очередь согласно статье 94 Конституции Российской Федерации "является представительным и законодательным органом Российской Федерации".
В ходе процесса перестройки и демократизации, начавшегося в СССР в конце 1980-х гг., после первых альтернативных выборов народных депутатов СССР в 1989 г. и народных депутатов РСФСР в 1990 г. возникают новые конституционные проекты, предусматривающие создание в России полноценного профессионального парламента в традиционном для современных демократий понимании. В ряде проектов предполагалось назвать новый российский парламент по аналогии с 1906-1917 гг. Государственной Думой. Именно это название фигурирует в проекте Конституции Российской Федерации, который разработала Конституционная комиссия. Однако сложный расклад сил на Съезде народных депутатов и Верховном Совете Российской Федерации не позволяли принять проект конституции и определиться со структурой и полномочиями нового парламента.
В ходе событий осени 1993 г. Президент Российской Федерации, силовым путем прекратив деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации, вынес на референдум проект новой конституции, основой которого стал проект Конституционной комиссии. Согласно проекту парламентом России становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Одновременно были назначены выборы Совета Федерации и Государственной Думы первого созыва. Таким образом, 12 декабря 1993 г. стал одновременно и днем избрания первой Государственной Думы современной российской истории и днем ее институционализации как высшего законодательного органа страны вместе с Советом Федерации согласно новой конституции.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года в порядке, установленном федеральным законом. Обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации - заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
К ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты Российской Федерации, половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; назначение трети состава членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Заседания Государственной Думы являются открытыми, однако по решению Государственной Думы в случае необходимости могут проводиться закрытые заседания. Государственная Дума собирается на сессии два раза в год: весеннюю (с 12 января по 20 июня) и осеннюю (с 1 сентября по 25 декабря).
Депутаты Государственной Думы работают на постоянной основе и не могут занимать любую иную выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Государственной Думой по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Права и полномочия депутатов Государственной Думы регулируются законом "О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Конституция Российской Федерации подробно не прописывает порядка избрания депутатов Государственной Думы, указывая лишь, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и имеющий право участвовать в выборах, порядок выборов утверждается федеральным законом. Основными документами регламентирующими порядок выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации являются законы: "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
С момента своего учреждения в 1993 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается по несвязанной смешанной мажоритарно - пропорциональной системе. 225 депутатов избираются по одномандатным мажоритарным округам по однотуровой системе относительного большинства и 225 депутатов - по пропорциональной системе с 5% барьером. Несвязанной эта система называется потому, что количество кандидатов выдвинутых той или иной партией в округах и одержавших победу, не сказывается на числе мест, полученных данной партией по пропорциональной системе (так в 1995 г. ЛДПР получила 50 мест по спискам и только 1 по округу). Именно по такой системе проходили выборы Государственной Думы 1993, 1995 и 1999 гг.
Выборы по федеральному избирательному округу признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% включенных в списки избирателей. К распределению депутатских мандатов допускаются избирательные объединения и избирательные блоки, получившие не менее 5% голосов от числа действительных избирательных бюллетеней. В выборах могут принять участие списки, представившие для регистрации 200 тысяч действительных подписей граждан Российской Федерации, либо внесшие по установленной законом процедуре избирательный залог (внесение избирательного залога впервые стало применяться на выборах 1999 г.).
С 1999 г. каждый кандидат, баллотирующийся как по партийному списку, так и по избирательному округу, должен представить данные о своем имуществе и доходах за год, предшествующий году назначения выборов. В случае предоставления неверных данных кандидату может быть отказано в регистрации. Выдвигать свои списки могут избирательные объединения или избирательные блоки (блок образует не менее двух избирательных объединений). Согласно новому законодательству Российской Федерации о политических партиях избирательными объединениями будут признаваться только политические партии. Ранее в выборах Государственной Думы Российской Федерации принимали участие списки, выдвинутые различными общественными объединениями, включая Союз автомобилистов и Союз работников жилищно-коммунального хозяйства. Федеральный список избирательного объединения (блока) состоит из центральной части, в которой может быть не более 18 человек, и региональных частей (объединение регионов в блоки избирательное объединение может делать произвольно).
Выборы в одномандатных избирательных округах признаются состоявшимися также при явке не менее чем 25% зарегистрированных избирателей. Избранным считается кандидат, получивший большее по отношению к остальным кандидатам число голосов при условии, что за него подано голосов больше, чем подано "против всех" кандидатов. Кандидат по округу может быть выдвинут как избирательным объединением (блоком), так и группой избирателей, а также в процессе самовыдвижения. При этом любой кандидат может указать в бюллетене свою партийную принадлежность. Для регистрации кандидат должен представить число подписей не менее 1% от числа избирателей в округе, либо внести избирательный залог, а также представить данные об имуществе и доходах за предшествующий выборам год.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного от одномандатного избирательного округа, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает в этом округе дополнительные выборы, если до окончания срока полномочий Государственной Думы остается менее года, дополнительные выборы в округе не проводятся.
На общих выборах Государственной Думы не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном федеральном списке кандидатов, а также более чем по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями либо в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат по списку того или иного избирательного объединения. При этом одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по федеральному избирательному округу и по одному из одномандатных избирательных округов, если кандидат и федеральный список кандидатов были выдвинуты одним и тем же избирательным объединением (блоком).
Выборы Государственной Думы первого созыва проводились в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г., утвержденным указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400. Согласно данному положению 225 депутатов Государственной Думы избирались по одномандатным округам и 225 депутатов впервые в истории России по партийным спискам. Данная система затем была закреплена в законе о выборах депутатов Государственной Думы, кот
Крайние даты документов
:
1991-2007