Р-2978
Архив
:
БУ Государственный архив современной истории Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-2978
Наименование
:
А.А. Кокель
Полное наименование
:
Алексей Афанасьевич Кокель - живописец, график, основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства (1880-1956)
Алексей Афанасьевич Кокель - живописец, график, основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства (1880-1956)
Шифр сайт
:
Ф.Р-2978 А.А. Кокель
Аннотация
:
Документы к биографии - автобиография, личные дела, фотографии
Документы к биографии - автобиография, личные дела, фотографии
Историческая справка
:
Алексей Афанасьевич Кокель родился 13 марта (1 марта) 1880 года в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашской Республики) в бедной крестьянской семье.
Несмотря на отдаленность, Тарханы конца XIX века не были захолустьем. В селе имелись и церковь, и школа, где преподавали воспитанники И.Я. Яков-лева из Симбирской чувашской учительской школы. Здесь размещалось удель-ное лесничество, из г. Петербурга присылались специалисты с высшим образо-ванием. В такой атмосфере развивался талант А.А. Кокеля.
В возрасте семи лет мальчик начал учиться в Тарханской сельской школе. По всем предметам успевал на отлично. В свободное время перерисовывал ил-люстрации из книг, хранившихся в библиотеке школьного учителя. У Алексея был также красивый голос, и он пел в церковном хоре. Ему шел десятый год, когда он простудился, потерял голос, а вскоре заболел костным туберкулезом и восемь лет пролежал прикованный к постели. Из-за слабого здоровья он не мог заниматься крестьянским трудом, и главным его делом стало рисование.
Переломным моментом в жизни А.А. Кокеля стал 1889 год, когда Повол-жье поразили голод и эпидемии. Его спасли студенты-медики, приехавшие в Чувашию из г. Петербурга на борьбу с эпидемиями. Они увезли Алексея Афа-насьевича на лечение в столицу. Здесь и состоялось его знакомство с настоя-щим художественным искусством, с видными художниками того времени.
В 1903 году будущий художник начал заниматься в Нормальной рисо-вальной школе при Академии художеств, но вскоре снова заболел. Занятия бы-ли продолжены лишь осенью следующего года. Закончив курс, А.А. Кокель выдержал экзамен на живописный факультет Академии художеств и был за-числен вольнослушателем. В это время он пишет первые по-настоящему зрелые картины. Одна из них - "Портрет чувашской женщины". В 1906 году на вы-ставке дипломных работ Илья Репин увидел эту картину и высоко оценил ее. Так была решена дальнейшая творческая судьба А.А. Кокеля. В 1906/1907 учебном году он был зачислен в индивидуальную мастерскую И.Е. Репина.
К этому периоду относится первая профессиональная работа А.А. Коке-ля- дипломная картина "В чайной" (1909-1912 гг.) - одно из крупных произве-дений тех лет, которое создано по принципам реалистического искусства.
В ноябре 1912 года в Петербургской Академии художеств открылась вы-ставка. Здесь были представлены произведения ее воспитанников - конкурентов на золотую медаль, которая давала право на двухлетнюю зарубежную команди-ровку для творческого совершенствования. В центре внимания печати и сто-личной общественности оказалась картина "В чайной", принесшая ее автору победу в конкурсе и славу выдающегося мастера своего времени. Его картина была представлена на международных выставках в Мюнхене и Венеции. Затем она была приобретена для Музея академии художеств.
Алексей Кокель окончил Академию с правом на пенсионерскую коман-дировку в страны Западной Европы для дальнейшего совершенствования в жи-вописи. Художник побывал в Германии и во Франции, работал в Италии. За границей он встречался со своими соотечественниками А.В. Луначарским и А.М. Горьким, которые высоко оценили работы талантливого живописца. В этот период художник создал серию портретов русских политэмигрантов, кар-тину "Итальянцы", задумал написать "Чувашскую сюиту".
Вернувшись в Россию, А.А. Кокель активно включился в художествен-ную жизнь столицы, принимал участие в различных выставках. Однако он не смог остаться в г. Петербурге или вернуться на родину, так как считался поли-тически "неблагонадежным".
В 1916 году Алексей Афанасьевич Кокель уехал в г. Харьков, где по ре-комендации И.Е. Репина был назначен на должность преподавателя местного художественного училища. С этого момента и до самой смерти его жизнь была связана с Украиной.
В годы гражданской войны Алексей Афанасьевич возглавлял изосекцию в Военно-окружном комиссариате (1918-1922 гг.), рисовал плакаты военно-политического характера.
В 1919 году, дойдя с Красной Армией до Брянска, А.А. Кокель заболел плевритом. Здесь он лечился недолго и для окончательного выздоровления был направлен в Чувашию. В родных Тарханах он много работал над темами из жизни крестьян.
В 1921 - 1923 годах был организатором и ректором, затем в 1923 - 1956 годах - заведующим кафедрой живописи и рисунка Харьковского художествен-ного института.
В 1922 - 1932 годах Алексей Афанасьевич работал организатором и пред-седателем Ассоциации художников Червонной Украины.
В 1932 году он стал членом Союза художников СССР.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах семье А.А. Коке-ля не удалось выехать из г. Харькова и они остались в оккупированном городе. От постоянного голодания у художника возобновился костный туберкулез. По-сле освобождения г. Харькова Алексей Афанасьевич записался в ополчение.
В послевоенные годы художник возобновляет педагогическую деятель-ность, заведует кафедрой рисунка в Художественном институте и возвращается к активной творческой жизни.
Алексей Афанасьевич Кокель умер от сердечной недостаточности 4 фев-раля 1956 года в г. Харькове. На его могиле установлен скульптурный памят-ник, созданный учениками.
Алексей Афанасьевич Кокель родился 13 марта (1 марта) 1880 года в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашской Республики) в бедной крестьянской семье.
Несмотря на отдаленность, Тарханы конца XIX века не были захолустьем. В селе имелись и церковь, и школа, где преподавали воспитанники И.Я. Яков-лева из Симбирской чувашской учительской школы. Здесь размещалось удель-ное лесничество, из г. Петербурга присылались специалисты с высшим образо-ванием. В такой атмосфере развивался талант А.А. Кокеля.
В возрасте семи лет мальчик начал учиться в Тарханской сельской школе. По всем предметам успевал на отлично. В свободное время перерисовывал ил-люстрации из книг, хранившихся в библиотеке школьного учителя. У Алексея был также красивый голос, и он пел в церковном хоре. Ему шел десятый год, когда он простудился, потерял голос, а вскоре заболел костным туберкулезом и восемь лет пролежал прикованный к постели. Из-за слабого здоровья он не мог заниматься крестьянским трудом, и главным его делом стало рисование.
Переломным моментом в жизни А.А. Кокеля стал 1889 год, когда Повол-жье поразили голод и эпидемии. Его спасли студенты-медики, приехавшие в Чувашию из г. Петербурга на борьбу с эпидемиями. Они увезли Алексея Афа-насьевича на лечение в столицу. Здесь и состоялось его знакомство с настоя-щим художественным искусством, с видными художниками того времени.
В 1903 году будущий художник начал заниматься в Нормальной рисо-вальной школе при Академии художеств, но вскоре снова заболел. Занятия бы-ли продолжены лишь осенью следующего года. Закончив курс, А.А. Кокель выдержал экзамен на живописный факультет Академии художеств и был за-числен вольнослушателем. В это время он пишет первые по-настоящему зрелые картины. Одна из них - "Портрет чувашской женщины". В 1906 году на вы-ставке дипломных работ Илья Репин увидел эту картину и высоко оценил ее. Так была решена дальнейшая творческая судьба А.А. Кокеля. В 1906/1907 учебном году он был зачислен в индивидуальную мастерскую И.Е. Репина.
К этому периоду относится первая профессиональная работа А.А. Коке-ля- дипломная картина "В чайной" (1909-1912 гг.) - одно из крупных произве-дений тех лет, которое создано по принципам реалистического искусства.
В ноябре 1912 года в Петербургской Академии художеств открылась вы-ставка. Здесь были представлены произведения ее воспитанников - конкурентов на золотую медаль, которая давала право на двухлетнюю зарубежную команди-ровку для творческого совершенствования. В центре внимания печати и сто-личной общественности оказалась картина "В чайной", принесшая ее автору победу в конкурсе и славу выдающегося мастера своего времени. Его картина была представлена на международных выставках в Мюнхене и Венеции. Затем она была приобретена для Музея академии художеств.
Алексей Кокель окончил Академию с правом на пенсионерскую коман-дировку в страны Западной Европы для дальнейшего совершенствования в жи-вописи. Художник побывал в Германии и во Франции, работал в Италии. За границей он встречался со своими соотечественниками А.В. Луначарским и А.М. Горьким, которые высоко оценили работы талантливого живописца. В этот период художник создал серию портретов русских политэмигрантов, кар-тину "Итальянцы", задумал написать "Чувашскую сюиту".
Вернувшись в Россию, А.А. Кокель активно включился в художествен-ную жизнь столицы, принимал участие в различных выставках. Однако он не смог остаться в г. Петербурге или вернуться на родину, так как считался поли-тически "неблагонадежным".
В 1916 году Алексей Афанасьевич Кокель уехал в г. Харьков, где по ре-комендации И.Е. Репина был назначен на должность преподавателя местного художественного училища. С этого момента и до самой смерти его жизнь была связана с Украиной.
В годы гражданской войны Алексей Афанасьевич возглавлял изосекцию в Военно-окружном комиссариате (1918-1922 гг.), рисовал плакаты военно-политического характера.
В 1919 году, дойдя с Красной Армией до Брянска, А.А. Кокель заболел плевритом. Здесь он лечился недолго и для окончательного выздоровления был направлен в Чувашию. В родных Тарханах он много работал над темами из жизни крестьян.
В 1921 - 1923 годах был организатором и ректором, затем в 1923 - 1956 годах - заведующим кафедрой живописи и рисунка Харьковского художествен-ного института.
В 1922 - 1932 годах Алексей Афанасьевич работал организатором и пред-седателем Ассоциации художников Червонной Украины.
В 1932 году он стал членом Союза художников СССР.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах семье А.А. Коке-ля не удалось выехать из г. Харькова и они остались в оккупированном городе. От постоянного голодания у художника возобновился костный туберкулез. По-сле освобождения г. Харькова Алексей Афанасьевич записался в ополчение.
В послевоенные годы художник возобновляет педагогическую деятель-ность, заведует кафедрой рисунка в Художественном институте и возвращается к активной творческой жизни.
Алексей Афанасьевич Кокель умер от сердечной недостаточности 4 фев-раля 1956 года в г. Харькове. На его могиле установлен скульптурный памят-ник, созданный учениками.
Крайние даты документов
:
1903-1956