198.
Архив
:
Муниципальное автономное учреждение культуры «Центр развития культуры, библиотечного обслуживания и архивного дела» Козловского муниципального округа Чувашской Республики
Номер фонда
:
198.
Наименование
:
Козловский районный суд
Полное наименование
:
Козловский районный суд чувашской Республики
Козловский районный суд чувашской Республики
Шифр сайт
:
Ф.198. Козловский районный суд
Переименования
Дата
:
1.10.1927-1939
Наименование
:
Козловский районный народный суд Чувашской АССР
Дата
:
1939-февраль 1957
Наименование
:
Козловский районный народный суд 1 участка Чувашской АССР
Дата
:
февраль 1957-20.12.1962
Наименование
:
Козловский районный народный суд Чувашской АССР
Дата
:
14.03.1965-24.10.1990
Наименование
:
Козловский районный народный суд Чувашской АССР
Дата
:
24.10.1990-13.02.1992
Дата
:
13.02.1992-12.12.1993
Наименование
:
Козловский районный народный суд Чувашской Республики
Дата
:
с 12 .12. 1993
Наименование
:
Козловский районный суд Чувашской Республики
Аннотация
:
Приказы по основной деятельности и по личному составу, статистические отчеты, справки по обобщению судебной практики, штатное расписание работников, должностные инструкции, план работы.
Приказы по основной деятельности и по личному составу, статистические отчеты, справки по обобщению судебной практики, штатное расписание работников, должностные инструкции, план работы.
Историческая справка
:
Советские судебные органы возникли в период проведения Октябрьской революции. В первые же дни Октябрьской революции на месте старых судов возникли новые советские суды. Тогда они, назывались по разному: революци¬онный народный суд, суд общественной совести, ревтрибунал и т.п.
Народные суды создавались как общегражданские суды, а ревтрибунал для рас-смотрения наиболее важных дел, главным образом о контрреволюционных пре-ступлениях. В числе первых декретов Советской России явился Декрет Всероссийско¬го центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комисса¬ров (СНК) о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. С этого периода началась ста¬новление советской судебной системы на демократических основах (выборностъ всех судов, коллегиальное рассмотрение дел, подотчетность и ответственность судей и народных заседателей перед избирателями, независимость судей и на¬родных заседателей перед избирателями, и их подчиненность только закону).
Декрет о суде № 2 в феврале 1918 г. расширил систему судебных учреж¬дений, упредив окружные суды, члены которых избирались местными Совета¬ми. Декрет о суде № 3 в июле 1918 г. уточнил компетенцию разных звеньев су¬дебной системы.
Деятельность органов юстиции и суда в первое время несколько ограни-чивалась деятельностью других советских органов, в частности ВЧК. Поэтому была проведена крупная судебная реформа, в результате которой единственным государственным органом, которые обладали правом вершить судебное разби-рательство и выносить приговора, становились судебные органы. «Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 г. установило, что на территории РСФСР дейст¬вуют: народный суд, губернский суд, Верховный суд.
Народные суды действовали в пределах района или участка. В 1923 г. был создан Верховный суд СССР, в 1929 г. он получил право законодательной ини¬циативы.
Постановлением Президиума ВЦИК от 5 сентября 1927 г. «О районирова¬нии Чувашской АССР» на территории Чувашской АССР уезды и волости уп¬разднялись, а вместо них вводилась единая территориальная единица - район. В числе других районов был утвержден и Козловский район. 1 октября прошли первые районные съезды Советов, которые сформировали руководящие район¬ные упреждения. С этого времени стал функционировать Козловский районный народный суд Чувашской АССР, который находился Е ведении, образованного в июне 1925 г., Народного комиссариата юстиции Чувашской АССР.
Советская судебная система была закреплена в Конституции 1936 г. и За¬коном «О судоустройстве ССР, союзных и автономных республик», принятом Верховным Советом ССР в августе 1938 г. По Конституции 1936 г. положение Верховного суда СССР в судебной системе было существенно изменено.
В качестве низовой ячейки Конституция 1936 г. закрепила народные суды. Они заняли основное место во всей судебной системе. В принципы организации этих судов Конституция не внесла изменений, а порядок выборов в них был из¬менен: если раньше судьи избирались Советами, а народные заседатели - всеми гражданами, то теперь и те и другие стали избираться всеми трудящимися сро¬ком на 3 года.
В соответствии с первой Конституцией Чувашской АССР, принятой Е июле 19937 г.: «Правосудие в Чувашской АССР осуществлялся народными су¬дами, Верховным Судом Чувашской АССР, а также специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. На Верхов¬ный суд Чувашской АССР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов Чувашской АССР. Народные судьи избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тай¬ном голосовании сроком на три года. Судьи независимы и подчинялись только закону».
Б период с 1939 до 1957 гг. на территории района действовали народные суды 1 и П участков Козловского района Чувашской АССР. Общее руководство народными судами осуществлял Наркомат юстиции Чувашской АССР, с 26 мар¬та 1946 г. преобразованный в Министерство юстиции Чувашской АССР.
Как видно из документов Козловский районный народный суд в 1937 г. имел следующее штатное расписание:
Народный судья - Скворцов Илья Николаевич;
Судебный исполнитель
Секретарь
Делопроизводитель
Техничка.
В мае 1956 г. было ликвидировано Министерство юстиции ССР, в 1957- 1960 гт. ЕО всех союзных и автономных республиках были упразднены Мини¬стерства юстиции республик 12 февраля 1957 г. было принято Положение о Верховном суде ССР, которое расширяло права судебных органов союзных республик. Были внесены изменения и в принципы деятельности низовых судов. Судебная система с этого периода стала строиться Е соответствии с админист¬ративным делением государства. Система участковых судов, существовавшая ранее, была упразднена и осуществлен переход к системе районных и городских судов. Срок полномочий районных судов был увеличен с 3 до 5 лет, народные заседатели избирались сроком на 2 года. Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Сове¬та.
В связи с этим на территории Козловского района вместо судов 1 и П уча¬стков стал футащношЕровать единый суд - Козловский районный народный суд.
С упразднением постановлением Президиума Верховного Совета Чуваш¬ской АССР от 28 марта 1957 г. Министерство юстиции Чувашской АССР его
функции судебного управления и надзора за деятельностью народных судов бы¬ла передана Верховному суд Чувашской АССР.
В 1962г. в стране была предпринята крупная перестройка органов партий¬ного и государственного руководства в связи с чем в республике произошли изменения в административно-территориальном делении. В результате реорга¬низации вместо бывшего 21 района было образовано 2 промышленных и 9 сель¬ских районов. Козловский район был присоединен к Урмарскому району7. В следствии этого Есе районные органы государственной власти были упразднены, в т.н. перестал существовать и Козловский районный народный суд. Однако данная реорганизация оказалась неэффективной и Президиумом Верховного Совета РСФСР 21 ноября 1964г. был принят указ о восстановлении в краях и областях, республиках единых советских органов. Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР 11 января 1965г. принял постановление об упраздне¬нии разделения республики на промышленные и сельские районы и образова¬нии единых районов. В результате этого Козловский район вновь был образо¬ван, выборы в местные советы вновь образованных районов состоялись 14 мар¬та 1965 г. Соответственно, были проведены выборы в Козловский районный на-родный суд.
30 июля 1970 г. постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по улучшению работы судебных и правоохранительных органов было образовано союзно-республиканское Министерство юстиции СССР.
30 ноября 1979 г. был принят новый Закон СССР «О Верховном Суде СССР». Верховный суд выступил в качестве суда первой инстанции, рас¬сматривал дела Е кассационном порядке.
Народный суд являлся низовым и основным звеном советской судебной системы, так как именно он рассматривал как первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел. Кроме того, народные суды вели большую разъяснительную работу среди населения. При народных судах состояли судеб¬ные исполнители, назначенные председателем народного суда. Они исполняли решения суда, приговоры.
В условиях развитого социализма 7 октября 1977 г. была принята новая Конституция СССР, 31 мая 1978 г. была принята Конституция (основной закон) Чувашской АССР. В соответствии с главой 15 Конституции «Правосудие в Чу¬вашской АССР осуществляется только судом.
Судом Чувашской АССР является Верховный Суд Чувашской АССР и районные (городские) народные суды.
Все суды Чувашской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Верховный Суд Чувашской АССР является высшим су¬дебным органом Чувашской АССР и осуществляет надзор за судебной деятель¬ностью районных (городских) народных судов республик.
Верховным Советом РСФСР 8 июля 1981 г. был принят закон РСФСР «О судопроизводстве» как основной нормативный документ. В соответствии с За¬коном деятельность судов РСФСР при осуществлении правосудия была направлена
на всемерное укрепление социалистической законности и правосудия, пре-дупреждение преступления и иных правонарушений. Суд рассматривал все гра-жданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к веде¬нию других судов, а также - дела об административных правонарушениях. Суд изучал й обобщал судебную практику.
В последствии в связи с происходящими изменениями во всех сферах общества, в 1992 г., 1993 и 1994 гг. в закон были внесены изменения и дополне¬ния.
В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Чуваш¬ской ССР от 24 октября 1990 г. Чувашская Автономная Советская Социалисти¬ческая Республика, в связи с чем - Козловский районный народный Суд Чуваш¬ской ССР.
Штатное расписание Козловского районного суда с 1991 г. была следую¬щее:
Председатель
Народный судья
Судебный исполнитель
Секретарь судьи
Заведующий канцелярией
Секретарь судебного заседания
Секретарь судебного заседания
Уборщица.
Законом Чувашской Республики от 13 февраля 1992 г. «Об изменении на-именования Чувашской Советской Социалистической Республики» Чувашская ССР переименована в Чувашскую Республику, в связи с этим - Козловский рай¬онный народный Суд Чувашской Республики.
12 декабря 1993 г. принята Конституция Российской Федерации. В соот¬ветствии с главой 7 «Судебная власть» Конституции «Правосудие Е Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется по¬средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом».
Происходившие с начала 90-х годов XX столетия глубокие преобразова¬ния в общественно-политической и социально-экономической жизни общества повлекли и судебную реформу в Российской Федерации. Нормативно правовой базой судебной системы стал Закон Российской Федерации «О статусе судей Е Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3/32-1. (в редакции Закона Россий¬ской Федерации от 14 апреля 1993 г. № 479-1, Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288, федеральных законов от 21 июня 1995 г. № 91-ФЗ, от 17 июля 1999 г. № 169-ФЗ, от 20 июня 2000 г. № 89-ФЗ).
В соответствии с законом: «Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам Е лице судей и привлекших в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодатель¬ной и исполнительной власти. '
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Феде¬рации и Закону’.
Все судьи в Российской Федерации наделены единым статусом.
Судьи районных (городских) судов впервые назначаются сроком на три года, по истечению которого они могут быть назначены «без ограничения сфе¬ры их полномочий».
Государственной Думой 23 октября 1996 г. принят Федеральный Консти-туционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» и одобрен Со¬ветом Федерации 26 декабря 1996 г. и подписан Президентом Российской Феде¬рации 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.
В соответствии с законом: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами Е лице судей и привлекаемых в установленном законном порядке к осуществлению' правосудья присяжных, народных и ар¬битражных заседателей. Судебная власть самостоятельная и действует незави¬симо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществ¬ляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, состав¬ляющие судебную систем}' Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Россий¬ской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные ссуды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных окру¬гов, районные суды, военные и военные и специализированные суды, состав¬ляющие систему’ федеральных судов общей юрисдикции.
Полномочия судей федеральных судов не ограничены окружным судом, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации или федераль¬ным конституционным законом.
В соответствии со статьей 21 данного закона: «Российский суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстан¬ции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным кон¬ституционным законом.
Российский суд является непосредственно вышестоящей судебной ин¬станцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот¬ветствующих судебного района.
Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется пред-седателю соответствующего суда.
Районные (городские) суды, образованные до введения в действие на¬стоящего федерального Конституционного закона считаются районными суда¬ми».
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 3 сентяб¬ря 1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей фе¬деральной государственной службы», от 6 марта 1998 г. № 265 «О денежном со¬держании федеральных государственных служащих» и письмом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федера¬ции СД-4/947 от 17 ноября 1998 г. о приведении платных расписаний аппаратов районных судов в соответствие с вышеназванными указами, приказом Управле¬ния Судебного Департамента в Чувашской Республике от 15 февраля 1999 г.
№ 12 с 15 февраля 1999 г. исключена должность специалиста 1 категории общей канцелярии и штатного расписания районных судов, в т.ч. и Козловского рай¬онного суда и введена должность главного специалиста общей канцелярии.
Государственной Думой 19 декабря 1997 г. принят Федеральный Закон «О судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации, который одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 г. и подписан Президентом Рос¬сийской Федерации 8 января 1998 г. № 7-83.
В соответствии с данным законом: «Судебный департамент при Верхов¬ном Суде Российской Федерации является федеральным государственным орга¬ном, осуществляющим организационное обеспечение деятельности Верховных судов республики, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судебного сообщества, а также финансирование мировых судей.
Судебный департамент, а также Управление Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые их учреждения образуют сис¬тему Судебного департамента.
Судебный департамент и управление Судебного департамента Е субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами.
Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента, подчиняется генеральному дирек¬тору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации.
Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей».
Во исполнение федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-Ф «О судеб¬ном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» приказом гене¬рального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 июля 1998 г. № 20 «Об утверждении организационно-штатных документов по управлениям (отделам) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» был утвержден перечень
управлений Судебного Департамента, в составе которого зна¬чился и Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике. 24 сентября 1998 г. за № 132/52 Министер¬ство юстиции Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации издали совместный приказ «О передаче обеспече¬ние деятельности судов общей юрисдикции Судебному департаменту при Вер¬ховном Суде Российской Федерации». Во исполнение данного приказа Управ¬ление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике 31 декабря 1998 г. за№ 43 издал аналогичный приказ.
Введение института мировых судей являлось одним из важнейших этапов проводимого в Российской Федерации судебного реформирования. Институт мировых судей в России, имеющий свою историю с 20 ноября 1864 г., когда были образованы «Судебные уставы», по-новому? организовавшие судебную власть. С этого времени, в судебную систему вводимого новые суды - мировые. Мировой суд окончательно был упразднен вместе со всей царской системой су¬да Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г.
Введение института мировой юстиции в Российской Федерации Е настоя¬щее время имеет целью возрождения общедемократических принципов осуще¬ствления правосудия и распада судебной системы.
17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ ведены Е действие федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». В соответствии с федеральным за¬коном «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря № 218-ФЗ установлена 6451 должность мировых судей. Главной целью создания мировой юстиции является облегчение для граждан доступа к правосудию.
В соответствии с федеральным законом от 17 ноября 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». «Мировые судьи в Российской Фе¬дерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федера¬ции и входит в единую судебную систему Российской Федерации. Мировой су¬дья рассматривает Е первой инстанции:
Г) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о рассмотрении брака, если между супругами отсутствует спор о детей;
4) дела Е разделе между7 супругами совместно нажитого имущества и др. Мировой судья единолично рассматривает дела отнесенные к его компе¬тенции».
Мировой судьей Козловского района 26 декабря 2000 г. была назначена Алексеева Людмила Петровна. В связи с этим рассмотрение дел администра¬тивного характера перешло от районного суда в ведение мировой судьи.
10 февраля 1999 г. введен Е действие федеральный Закон «О финансиро¬вании Судов Российской Федерации» (№ ЗО-ФЗ) принятый Государственной Думой 22 января 1998 г. В соответствии с законом» суды Российской Федера¬ции финансируются только за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 февра¬ля 2000 г. № 336 полномочия председателей районных (городских) судов субъ¬ектов Российской Федерации прекращены. В связи с этим приказом Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2001 г. № 151-К временное исполне¬ние полномочий председателя Козловского районного суда сроком до 1 года с 12 апреля 2001 г. возложены на Антипова Михаила Лендаровича.
В связи с назначением Морозовой Инны Николаевны, председателя Козловского районного суда, на должность судьи Верховного суда Чувашской Республики приказом Управления Судебного департамента Чувашской Респуб¬лики от 23 августа 2000 г. № 81 организовано прием - передача дел и имущества суда от Морозовой И.Н. судье Антипову МЛ. Приказом Верховного Суда Чу¬вашской Республики от 23 августа 2000 г. № 24 исполнение обязанностей пред¬седателя Козловского районного суда Чувашской Республики возложено на су¬дью этого суда Антипова М Л. с 28 августа 2000 г.
Рассмотрев представление Председателя Верховного Суда Чувашской Республики со ст. 13 Федерального Закона «О судебной системе Российской Фелерации Государственный Совет Чувашской Республики постановлением от 26 декабря 2000 г. дал согласие для назначения на должность председателя Козловского районного суда Чувашской Республики Антипова Михаила Лендариевича. На основании Указа приказом Управления судебного департамента в Чувашской Республике от 13 июля 2001 г. № 236/2-л АНТИПОВ Михаил Лендариевич, судья Козловского районного суда с 13 июля 2001 г. за¬числен в штат этого же суда по должности председателя без сохранения срока полномочий.
За период деятельности Козловского районного народного суда образо¬ваны документ представляющие научно-историческую и практическую цен¬ность. Документы за период с 1927г. в июне 1938г. переданы в Архив Октябрь¬ской революции, где образовали фонд № Р-455. Согласно акту от 22 августа 1955г. экспертной комиссией Государственного архива Чувашской Республики к уничтожению выделено 1869 гражданских дел, истекших сроков хранения, а также 2222. уголовных дел. Документы в фонде значились по 23 описям. В 1977г. Е Центральном Государственном архиве Чувашской АССР проведена работа по усовершенствованию описей фонда № Р-455 Козловского районного народного суда, в результате чего составлены 2 описи:
опись № 1 уголовных дел за 1927-1940гг. - 394 дела (определения по уго¬ловным делам);
опись № 2 гражданских дел за 1927-1939гг. - 812 дел (решения по граж¬данским делам).
Историческая справка к фонду’ отсутствует. По итогам проверит наличия дел проведенной в 1984г. в фонде значатся 1206 дел
Уголовные и гражданские дела в Козловском районном суде в установ¬ленном порядке, в соответствии со статьями, перечня дел судебных органов по истечении сроков хранения экспертной комиссией Козловского районного суда согласно отборочным спискам регулярно выделялись к уничтожению, на хране¬ние оставлены определения и решения судов.
В настоящее время работниками аппарата суда ведется работа по упоря-дочению решений суда по гражданским делами и определений по уголовным делам. Нормативными документами для проведения экспертизы являются пе¬речни и номенклатуры дел судебных органов, действовавшие в разные годы, а также «Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указани¬ем сроков хранения» (одобрен ЦЭК при Росархиве приказ № 3 от 25.11. 1999). При определении систематизации дел по описям и нумерации описей учтена «Инструкция о порядке хранения, отбора и сдачи Е архив документов районных судов общей юрисдикции», утвержденной от 4 ноября 1999г. № 137 и времен¬ной инструкцией по делопроизводству Е районном суде, утвержденная прика¬зом Генерального директора Судебного Департамента от 29 января 1999г. № 8 сроки хранения уголовных дел определены по статейным, перечнем с указанием сроков хранения (по уголовным делам), разработанным Управлением Судебно¬го департамента в Чувашской Республике и доведенный до районных судов письмом от 13 июня 2001г.
Из-за переезда Козловского районного суда в разные города из одного помещения в другое, а также отсутствия контроля со стороны государственной архивной службы, по причине исключения Е 60-Х годах районных судов из со¬става учреждений - источников комплектования, сохранность управленческой документации не обеспечена. Полностью отсутствуют документы за период с 1958 до 1967гг.; (с конца декабря 1962г. по март 1965гг. - из-за упразднения района районного народного Судане было.)
Научно-техническая обработка управленческих документов Козловского районного суда проведена в марте 2003г.
Б результате обработки составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1937-1957, 1967-1972, 1976, 1978-2002.Г. включающие 60 дел с № 1 по № 60.
Опись составлена по хронологическому- принципу. В делопроизводстве суда-приказы по основной деятельности и личному7 составу велись совместно, и включены в опись дел постоянного хранения. В опись также включены приказы Верховного суда Чувашской Республики и управления Судебного департамента в Чувашской Республике по вопросам личного состава суда.
Также упорядочены личные дела уволенных работников в объеме 58 дел, которые описаны в отдельной описи № 4.
Документы фонда на русском языке машинописные, рукописные. В по¬следние годы оформлены посредством компьютерной распечатки. Физическое состояние документов удовлетворительное.
Историческая справка к фонду' составлена на основе справочных и нормативных документов, а также документов суда и архивных справочников (для фонда и описей) по фонду № Р-455 Центрального Государственного архива Чувашской Республики
Советские судебные органы возникли в период проведения Октябрьской революции. В первые же дни Октябрьской революции на месте старых судов возникли новые советские суды. Тогда они, назывались по разному: революци¬онный народный суд, суд общественной совести, ревтрибунал и т.п.
Народные суды создавались как общегражданские суды, а ревтрибунал для рас-смотрения наиболее важных дел, главным образом о контрреволюционных пре-ступлениях. В числе первых декретов Советской России явился Декрет Всероссийско¬го центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комисса¬ров (СНК) о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. С этого периода началась ста¬новление советской судебной системы на демократических основах (выборностъ всех судов, коллегиальное рассмотрение дел, подотчетность и ответственность судей и народных заседателей перед избирателями, независимость судей и на¬родных заседателей перед избирателями, и их подчиненность только закону).
Декрет о суде № 2 в феврале 1918 г. расширил систему судебных учреж¬дений, упредив окружные суды, члены которых избирались местными Совета¬ми. Декрет о суде № 3 в июле 1918 г. уточнил компетенцию разных звеньев су¬дебной системы.
Деятельность органов юстиции и суда в первое время несколько ограни-чивалась деятельностью других советских органов, в частности ВЧК. Поэтому была проведена крупная судебная реформа, в результате которой единственным государственным органом, которые обладали правом вершить судебное разби-рательство и выносить приговора, становились судебные органы. «Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 г. установило, что на территории РСФСР дейст¬вуют: народный суд, губернский суд, Верховный суд.
Народные суды действовали в пределах района или участка. В 1923 г. был создан Верховный суд СССР, в 1929 г. он получил право законодательной ини¬циативы.
Постановлением Президиума ВЦИК от 5 сентября 1927 г. «О районирова¬нии Чувашской АССР» на территории Чувашской АССР уезды и волости уп¬разднялись, а вместо них вводилась единая территориальная единица - район. В числе других районов был утвержден и Козловский район. 1 октября прошли первые районные съезды Советов, которые сформировали руководящие район¬ные упреждения. С этого времени стал функционировать Козловский районный народный суд Чувашской АССР, который находился Е ведении, образованного в июне 1925 г., Народного комиссариата юстиции Чувашской АССР.
Советская судебная система была закреплена в Конституции 1936 г. и За¬коном «О судоустройстве ССР, союзных и автономных республик», принятом Верховным Советом ССР в августе 1938 г. По Конституции 1936 г. положение Верховного суда СССР в судебной системе было существенно изменено.
В качестве низовой ячейки Конституция 1936 г. закрепила народные суды. Они заняли основное место во всей судебной системе. В принципы организации этих судов Конституция не внесла изменений, а порядок выборов в них был из¬менен: если раньше судьи избирались Советами, а народные заседатели - всеми гражданами, то теперь и те и другие стали избираться всеми трудящимися сро¬ком на 3 года.
В соответствии с первой Конституцией Чувашской АССР, принятой Е июле 19937 г.: «Правосудие в Чувашской АССР осуществлялся народными су¬дами, Верховным Судом Чувашской АССР, а также специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. На Верхов¬ный суд Чувашской АССР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов Чувашской АССР. Народные судьи избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тай¬ном голосовании сроком на три года. Судьи независимы и подчинялись только закону».
Б период с 1939 до 1957 гг. на территории района действовали народные суды 1 и П участков Козловского района Чувашской АССР. Общее руководство народными судами осуществлял Наркомат юстиции Чувашской АССР, с 26 мар¬та 1946 г. преобразованный в Министерство юстиции Чувашской АССР.
Как видно из документов Козловский районный народный суд в 1937 г. имел следующее штатное расписание:
Народный судья - Скворцов Илья Николаевич;
Судебный исполнитель
Секретарь
Делопроизводитель
Техничка.
В мае 1956 г. было ликвидировано Министерство юстиции ССР, в 1957- 1960 гт. ЕО всех союзных и автономных республиках были упразднены Мини¬стерства юстиции республик 12 февраля 1957 г. было принято Положение о Верховном суде ССР, которое расширяло права судебных органов союзных республик. Были внесены изменения и в принципы деятельности низовых судов. Судебная система с этого периода стала строиться Е соответствии с админист¬ративным делением государства. Система участковых судов, существовавшая ранее, была упразднена и осуществлен переход к системе районных и городских судов. Срок полномочий районных судов был увеличен с 3 до 5 лет, народные заседатели избирались сроком на 2 года. Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Сове¬та.
В связи с этим на территории Козловского района вместо судов 1 и П уча¬стков стал футащношЕровать единый суд - Козловский районный народный суд.
С упразднением постановлением Президиума Верховного Совета Чуваш¬ской АССР от 28 марта 1957 г. Министерство юстиции Чувашской АССР его
функции судебного управления и надзора за деятельностью народных судов бы¬ла передана Верховному суд Чувашской АССР.
В 1962г. в стране была предпринята крупная перестройка органов партий¬ного и государственного руководства в связи с чем в республике произошли изменения в административно-территориальном делении. В результате реорга¬низации вместо бывшего 21 района было образовано 2 промышленных и 9 сель¬ских районов. Козловский район был присоединен к Урмарскому району7. В следствии этого Есе районные органы государственной власти были упразднены, в т.н. перестал существовать и Козловский районный народный суд. Однако данная реорганизация оказалась неэффективной и Президиумом Верховного Совета РСФСР 21 ноября 1964г. был принят указ о восстановлении в краях и областях, республиках единых советских органов. Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР 11 января 1965г. принял постановление об упраздне¬нии разделения республики на промышленные и сельские районы и образова¬нии единых районов. В результате этого Козловский район вновь был образо¬ван, выборы в местные советы вновь образованных районов состоялись 14 мар¬та 1965 г. Соответственно, были проведены выборы в Козловский районный на-родный суд.
30 июля 1970 г. постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по улучшению работы судебных и правоохранительных органов было образовано союзно-республиканское Министерство юстиции СССР.
30 ноября 1979 г. был принят новый Закон СССР «О Верховном Суде СССР». Верховный суд выступил в качестве суда первой инстанции, рас¬сматривал дела Е кассационном порядке.
Народный суд являлся низовым и основным звеном советской судебной системы, так как именно он рассматривал как первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел. Кроме того, народные суды вели большую разъяснительную работу среди населения. При народных судах состояли судеб¬ные исполнители, назначенные председателем народного суда. Они исполняли решения суда, приговоры.
В условиях развитого социализма 7 октября 1977 г. была принята новая Конституция СССР, 31 мая 1978 г. была принята Конституция (основной закон) Чувашской АССР. В соответствии с главой 15 Конституции «Правосудие в Чу¬вашской АССР осуществляется только судом.
Судом Чувашской АССР является Верховный Суд Чувашской АССР и районные (городские) народные суды.
Все суды Чувашской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Верховный Суд Чувашской АССР является высшим су¬дебным органом Чувашской АССР и осуществляет надзор за судебной деятель¬ностью районных (городских) народных судов республик.
Верховным Советом РСФСР 8 июля 1981 г. был принят закон РСФСР «О судопроизводстве» как основной нормативный документ. В соответствии с За¬коном деятельность судов РСФСР при осуществлении правосудия была направлена
на всемерное укрепление социалистической законности и правосудия, пре-дупреждение преступления и иных правонарушений. Суд рассматривал все гра-жданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к веде¬нию других судов, а также - дела об административных правонарушениях. Суд изучал й обобщал судебную практику.
В последствии в связи с происходящими изменениями во всех сферах общества, в 1992 г., 1993 и 1994 гг. в закон были внесены изменения и дополне¬ния.
В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Чуваш¬ской ССР от 24 октября 1990 г. Чувашская Автономная Советская Социалисти¬ческая Республика, в связи с чем - Козловский районный народный Суд Чуваш¬ской ССР.
Штатное расписание Козловского районного суда с 1991 г. была следую¬щее:
Председатель
Народный судья
Судебный исполнитель
Секретарь судьи
Заведующий канцелярией
Секретарь судебного заседания
Секретарь судебного заседания
Уборщица.
Законом Чувашской Республики от 13 февраля 1992 г. «Об изменении на-именования Чувашской Советской Социалистической Республики» Чувашская ССР переименована в Чувашскую Республику, в связи с этим - Козловский рай¬онный народный Суд Чувашской Республики.
12 декабря 1993 г. принята Конституция Российской Федерации. В соот¬ветствии с главой 7 «Судебная власть» Конституции «Правосудие Е Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется по¬средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом».
Происходившие с начала 90-х годов XX столетия глубокие преобразова¬ния в общественно-политической и социально-экономической жизни общества повлекли и судебную реформу в Российской Федерации. Нормативно правовой базой судебной системы стал Закон Российской Федерации «О статусе судей Е Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3/32-1. (в редакции Закона Россий¬ской Федерации от 14 апреля 1993 г. № 479-1, Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288, федеральных законов от 21 июня 1995 г. № 91-ФЗ, от 17 июля 1999 г. № 169-ФЗ, от 20 июня 2000 г. № 89-ФЗ).
В соответствии с законом: «Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам Е лице судей и привлекших в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодатель¬ной и исполнительной власти. '
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Феде¬рации и Закону’.
Все судьи в Российской Федерации наделены единым статусом.
Судьи районных (городских) судов впервые назначаются сроком на три года, по истечению которого они могут быть назначены «без ограничения сфе¬ры их полномочий».
Государственной Думой 23 октября 1996 г. принят Федеральный Консти-туционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» и одобрен Со¬ветом Федерации 26 декабря 1996 г. и подписан Президентом Российской Феде¬рации 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.
В соответствии с законом: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами Е лице судей и привлекаемых в установленном законном порядке к осуществлению' правосудья присяжных, народных и ар¬битражных заседателей. Судебная власть самостоятельная и действует незави¬симо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществ¬ляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, состав¬ляющие судебную систем}' Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Россий¬ской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные ссуды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных окру¬гов, районные суды, военные и военные и специализированные суды, состав¬ляющие систему’ федеральных судов общей юрисдикции.
Полномочия судей федеральных судов не ограничены окружным судом, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации или федераль¬ным конституционным законом.
В соответствии со статьей 21 данного закона: «Российский суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстан¬ции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным кон¬ституционным законом.
Российский суд является непосредственно вышестоящей судебной ин¬станцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот¬ветствующих судебного района.
Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется пред-седателю соответствующего суда.
Районные (городские) суды, образованные до введения в действие на¬стоящего федерального Конституционного закона считаются районными суда¬ми».
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 3 сентяб¬ря 1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей фе¬деральной государственной службы», от 6 марта 1998 г. № 265 «О денежном со¬держании федеральных государственных служащих» и письмом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федера¬ции СД-4/947 от 17 ноября 1998 г. о приведении платных расписаний аппаратов районных судов в соответствие с вышеназванными указами, приказом Управле¬ния Судебного Департамента в Чувашской Республике от 15 февраля 1999 г.
№ 12 с 15 февраля 1999 г. исключена должность специалиста 1 категории общей канцелярии и штатного расписания районных судов, в т.ч. и Козловского рай¬онного суда и введена должность главного специалиста общей канцелярии.
Государственной Думой 19 декабря 1997 г. принят Федеральный Закон «О судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации, который одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 г. и подписан Президентом Рос¬сийской Федерации 8 января 1998 г. № 7-83.
В соответствии с данным законом: «Судебный департамент при Верхов¬ном Суде Российской Федерации является федеральным государственным орга¬ном, осуществляющим организационное обеспечение деятельности Верховных судов республики, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судебного сообщества, а также финансирование мировых судей.
Судебный департамент, а также Управление Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые их учреждения образуют сис¬тему Судебного департамента.
Судебный департамент и управление Судебного департамента Е субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами.
Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента, подчиняется генеральному дирек¬тору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации.
Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей».
Во исполнение федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-Ф «О судеб¬ном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» приказом гене¬рального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 июля 1998 г. № 20 «Об утверждении организационно-штатных документов по управлениям (отделам) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» был утвержден перечень
управлений Судебного Департамента, в составе которого зна¬чился и Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике. 24 сентября 1998 г. за № 132/52 Министер¬ство юстиции Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации издали совместный приказ «О передаче обеспече¬ние деятельности судов общей юрисдикции Судебному департаменту при Вер¬ховном Суде Российской Федерации». Во исполнение данного приказа Управ¬ление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике 31 декабря 1998 г. за№ 43 издал аналогичный приказ.
Введение института мировых судей являлось одним из важнейших этапов проводимого в Российской Федерации судебного реформирования. Институт мировых судей в России, имеющий свою историю с 20 ноября 1864 г., когда были образованы «Судебные уставы», по-новому? организовавшие судебную власть. С этого времени, в судебную систему вводимого новые суды - мировые. Мировой суд окончательно был упразднен вместе со всей царской системой су¬да Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г.
Введение института мировой юстиции в Российской Федерации Е настоя¬щее время имеет целью возрождения общедемократических принципов осуще¬ствления правосудия и распада судебной системы.
17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ ведены Е действие федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». В соответствии с федеральным за¬коном «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря № 218-ФЗ установлена 6451 должность мировых судей. Главной целью создания мировой юстиции является облегчение для граждан доступа к правосудию.
В соответствии с федеральным законом от 17 ноября 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». «Мировые судьи в Российской Фе¬дерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федера¬ции и входит в единую судебную систему Российской Федерации. Мировой су¬дья рассматривает Е первой инстанции:
Г) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о рассмотрении брака, если между супругами отсутствует спор о детей;
4) дела Е разделе между7 супругами совместно нажитого имущества и др. Мировой судья единолично рассматривает дела отнесенные к его компе¬тенции».
Мировой судьей Козловского района 26 декабря 2000 г. была назначена Алексеева Людмила Петровна. В связи с этим рассмотрение дел администра¬тивного характера перешло от районного суда в ведение мировой судьи.
10 февраля 1999 г. введен Е действие федеральный Закон «О финансиро¬вании Судов Российской Федерации» (№ ЗО-ФЗ) принятый Государственной Думой 22 января 1998 г. В соответствии с законом» суды Российской Федера¬ции финансируются только за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 февра¬ля 2000 г. № 336 полномочия председателей районных (городских) судов субъ¬ектов Российской Федерации прекращены. В связи с этим приказом Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2001 г. № 151-К временное исполне¬ние полномочий председателя Козловского районного суда сроком до 1 года с 12 апреля 2001 г. возложены на Антипова Михаила Лендаровича.
В связи с назначением Морозовой Инны Николаевны, председателя Козловского районного суда, на должность судьи Верховного суда Чувашской Республики приказом Управления Судебного департамента Чувашской Респуб¬лики от 23 августа 2000 г. № 81 организовано прием - передача дел и имущества суда от Морозовой И.Н. судье Антипову МЛ. Приказом Верховного Суда Чу¬вашской Республики от 23 августа 2000 г. № 24 исполнение обязанностей пред¬седателя Козловского районного суда Чувашской Республики возложено на су¬дью этого суда Антипова М Л. с 28 августа 2000 г.
Рассмотрев представление Председателя Верховного Суда Чувашской Республики со ст. 13 Федерального Закона «О судебной системе Российской Фелерации Государственный Совет Чувашской Республики постановлением от 26 декабря 2000 г. дал согласие для назначения на должность председателя Козловского районного суда Чувашской Республики Антипова Михаила Лендариевича. На основании Указа приказом Управления судебного департамента в Чувашской Республике от 13 июля 2001 г. № 236/2-л АНТИПОВ Михаил Лендариевич, судья Козловского районного суда с 13 июля 2001 г. за¬числен в штат этого же суда по должности председателя без сохранения срока полномочий.
За период деятельности Козловского районного народного суда образо¬ваны документ представляющие научно-историческую и практическую цен¬ность. Документы за период с 1927г. в июне 1938г. переданы в Архив Октябрь¬ской революции, где образовали фонд № Р-455. Согласно акту от 22 августа 1955г. экспертной комиссией Государственного архива Чувашской Республики к уничтожению выделено 1869 гражданских дел, истекших сроков хранения, а также 2222. уголовных дел. Документы в фонде значились по 23 описям. В 1977г. Е Центральном Государственном архиве Чувашской АССР проведена работа по усовершенствованию описей фонда № Р-455 Козловского районного народного суда, в результате чего составлены 2 описи:
опись № 1 уголовных дел за 1927-1940гг. - 394 дела (определения по уго¬ловным делам);
опись № 2 гражданских дел за 1927-1939гг. - 812 дел (решения по граж¬данским делам).
Историческая справка к фонду’ отсутствует. По итогам проверит наличия дел проведенной в 1984г. в фонде значатся 1206 дел
Уголовные и гражданские дела в Козловском районном суде в установ¬ленном порядке, в соответствии со статьями, перечня дел судебных органов по истечении сроков хранения экспертной комиссией Козловского районного суда согласно отборочным спискам регулярно выделялись к уничтожению, на хране¬ние оставлены определения и решения судов.
В настоящее время работниками аппарата суда ведется работа по упоря-дочению решений суда по гражданским делами и определений по уголовным делам. Нормативными документами для проведения экспертизы являются пе¬речни и номенклатуры дел судебных органов, действовавшие в разные годы, а также «Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указани¬ем сроков хранения» (одобрен ЦЭК при Росархиве приказ № 3 от 25.11. 1999). При определении систематизации дел по описям и нумерации описей учтена «Инструкция о порядке хранения, отбора и сдачи Е архив документов районных судов общей юрисдикции», утвержденной от 4 ноября 1999г. № 137 и времен¬ной инструкцией по делопроизводству Е районном суде, утвержденная прика¬зом Генерального директора Судебного Департамента от 29 января 1999г. № 8 сроки хранения уголовных дел определены по статейным, перечнем с указанием сроков хранения (по уголовным делам), разработанным Управлением Судебно¬го департамента в Чувашской Республике и доведенный до районных судов письмом от 13 июня 2001г.
Из-за переезда Козловского районного суда в разные города из одного помещения в другое, а также отсутствия контроля со стороны государственной архивной службы, по причине исключения Е 60-Х годах районных судов из со¬става учреждений - источников комплектования, сохранность управленческой документации не обеспечена. Полностью отсутствуют документы за период с 1958 до 1967гг.; (с конца декабря 1962г. по март 1965гг. - из-за упразднения района районного народного Судане было.)
Научно-техническая обработка управленческих документов Козловского районного суда проведена в марте 2003г.
Б результате обработки составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1937-1957, 1967-1972, 1976, 1978-2002.Г. включающие 60 дел с № 1 по № 60.
Опись составлена по хронологическому- принципу. В делопроизводстве суда-приказы по основной деятельности и личному7 составу велись совместно, и включены в опись дел постоянного хранения. В опись также включены приказы Верховного суда Чувашской Республики и управления Судебного департамента в Чувашской Республике по вопросам личного состава суда.
Также упорядочены личные дела уволенных работников в объеме 58 дел, которые описаны в отдельной описи № 4.
Документы фонда на русском языке машинописные, рукописные. В по¬следние годы оформлены посредством компьютерной распечатки. Физическое состояние документов удовлетворительное.
Историческая справка к фонду' составлена на основе справочных и нормативных документов, а также документов суда и архивных справочников (для фонда и описей) по фонду № Р-455 Центрального Государственного архива Чувашской Республики
Крайние даты документов
:
1937-2002