Р-400

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : Р-400
Наименование : Совет "Чувашавтодор"
Полное наименование :
Чувашский Совет общества содействия развитию автомобилизма и улучшение дорог "Автодор", г.Чебоксары. 1929-1935 гг.
Шифр сайт : Ф.Р-400 Совет "Чувашавтодор"
Переименования
Дата : 18.05.1929-01.01.1930 (неточно)  
Наименование : Фонд Р-400. Чувашское отделение общества содействия развитию автомобилизма и улучшение дорог "Автодор", г. Чебоксары.  
Дата : 01.01.1930 (неточно)-14.11.1935  
Наименование : Фонд Р-400. Чувашский Совет общества содействия развитию автомобилизма и улучшение дорог "Автодор", г. Чебоксары.
Историческая справка :
22 сентября и 21 октября 1927 г. состоялись, соответственно, первое и второе собрания учредителей Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (далее РСФСР). На этих собраниях был утверждён устав Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР (далее Автодор), установлен размер членских взносов, избраны совет и ревизионная комиссия Автодор и др. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 4. Л. 150.)
26 октября 1927 г. состоялось первое заседание президиума Автодора, с этого времени началась его фактическая работа.
27 ноября 1927 г. Совет Народных Комиссаров (далее СНК) Чувашской АССР получил письмо от Автодора с просьбой оказать содействие созданию отделения Автодора в Чувашской АССР. СНК Чувашской АССР возложил работу по организации отделения Автодора в Чувашской АССР на народного комиссара внутренних дел Андреева А.А. (Там же. Оп. 1. Д. 4. Л. 2.)
20 декабря 1927 г. состоялось организационное собрание представителей государственных учреждений, кооперативных и общественных организаций г. Чебоксары. Это собрание постановило создать инициативное бюро по организации отделения Автодора в Чувашской АССР и выбрало его состав. (Там же. Оп. 1. Д. 4. Л. 4.)
25 августа 1928 г. инициативное бюро по организации отделения Автодора в Чувашской АССР разослало народным комиссариатам, районным исполнительным комитетам и городским советам Чувашской АССР письмо, которым информировало, что:
- целью Автодора было содействие внедрению в местный транспорт автомобилей и других видов механических средств сообщения и организация общественного содействия улучшению имеющихся и постройке новых дорог;
- организуемое отделение Автодора в Чувашской АССР имело право создавать на её территории свои «коллективы», распространять знания по автотранспорту и дорожному делу, обучать членов отделения управлению автомобилем и его техническому обслуживанию, содействовать развитию дорожного строительства и дорожной промышленности;
- членом отделения Автодора мог быть не лишённый избирательных прав гражданин, достигший 18 лет, подчиняющийся уставу общества и уплачивающий членские взносы; государственные учреждения и предприятия, кооперативные, профессиональные и другие общественные организации;
- новыми членами общества вносился вступительный взнос, члены общества ежегодно уплачивали членские взносы;
- члены отделения пользовались правами решающего голоса на собраниях и совещаниях, правом избирать органы управления отделением и быть избранными в них. Членам общества выдавались членские билеты;
- отделение избирало правление сроком на один год, которое работало под руководством совета общества.
Письмо завершалось просьбой оказывать содействие в организации «коллективов» Автодора на местах. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 4. Л. 10-11.)
18 мая 1929 г. состоялось учредительное собрание Чувашского отделения общества Автодор, оно постановило:
- организовать отделение Автодора с районом деятельности в пределах Чувашской АССР;
- приняло примерный устав;
- избрало правление и ревизионную комиссию. (Там же. Оп. 1. Д. 2. Л. 4.)
20 мая 1929 г. состоялось первое заседание правления Чувашского отделения общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР Автодор (далее Чувашавтодор), с этого времени началась его фактическая работа. (Там же. Оп. 1. Д. 2. Л. 5.)
По состоянию на 04 июля 1930 г. Чувашавтодор имел 2 отдела и семь своих «коллективов» по Чувашской АССР.
Согласно разработанному Центральным Советом Автодор проекту временного положения «О республиканских (автономных республик), краевых и областных отделах Автодора» разработанному в [феврале] 1931 г.:
- республиканские (автономных республик), краевые и областные отделы Автодора учреждались для осуществления, на основе общественной самодеятельности, задач Автодора и руководства деятельностью нижестоящих организаций Автодора в автономных республиках, краях и областях;
- отделы действовали на основании устава Автодора, утверждённого СНК РСФСР 23 августа 1930 г., этого положения и под руководством президиума совета Автодор;
- отделы регистрировались явочным порядком в административных органах республик (автономных республик), краев и областей;
- отделы ежегодно представляли зарегистрировавшему их органу сведения о составе их правления и членов.
Отделы имели право:
- учреждать районные и городские отделения и «коллективы» Автодора;
- распространять среди населения знания по автомоторному и безрельсовому транспорту, тракторному и дорожному делу, открывать курсы и школы, организовывать доклады, собеседования, экскурсии и т.д.;
- содействовать работе научных учреждений, имеющих отношение к транспорту, тракторному и дорожному делу;
- организовывать выставки, съезды и совещания, посвящённые автостроению, транспорту и дорожному делу;
- содействовать строительству дорог, организации постоянного автомоторного сообщения, созданию кадров специалистов в области автомоторного, тракторного и дорожного дела;
- содействовать коллективам общества в приобретении автомобилей, мотоциклов, горючего, запасных частей и др.;
- содействовать развитию автомобильного, мотоциклетного, моторо-водного, аэросанного, глиссерного и т.п. спорта путём устройства испытаний, состязаний, пробегов, конкурсов и т.д.
Отделы имели печать, флаг, установленного Автодором образца, с изображением на нём наименования соответствующего отдела и вымпела Автодора.
Органами управления отделами Автодора были:
- республиканский (автономной республики), краевой и областной съезд общества Автодор;
- правление отдела;
- президиум правления отдела.
Республиканский (автономной республики), краевой и областной съезд общества Автодор был руководящим органом управления отдела Автодора и созывался по инициативе правления отдела или его президиума не реже одного раза в год.
По требованию ревизионной комиссии или по письменному заявлению не менее 1/3 местных организаций Автодора действовавших на территории республики (автономной республики), края и области, созывались чрезвычайные съезды.
Правление отдела общества Автодор избиралось республиканским (автономной республики), краевым и областным съездом общества Автодор.
В период между съездами правление отдела являлось руководящим органом управления.
Пленум правления отдела созывался по инициативе его президиума по письменному заявлению не менее одной трети членов правления отдела или по требованию ревизионной комиссии, но не реже двух раз в год.
Пленум правления отдела избирал из своей среды президиум в составе, определяемом правлением отдела на срок полномочий данного состава правления.
В периоды между заседаниями пленума правления отдела президиум правления являлся руководящим органом отдела.
Органом ревизии отделов Автодора была ревизионная комиссия, избираемая республиканским краевым или областным съездом общества из числа делегатов, не входящих в правление отдела в количестве не менее трёх членов и двух кандидатов к ним.
Республиканские краевые или областные отделы общества Автодор могли быть закрыты: по постановлению Всероссийского съезда общества, принятому большинством 2/3 присутствовавших на съезде делегатов; по требованию соответствующих правительственных органов РСФСР; по постановлению Совета Общества Автодор; по постановлению республиканского краевого и областного съезда Общества, принятого большинством 2/3 присутствовавших на съезде делегатов с последующим утверждением Совета Общества.
Первичной организацией Общества Автодор были «коллективы» Автодора, организуемые при учреждениях, предприятиях, сельсоветах, совхозах, колхозах, красноармейских и краснофлотских частях и т. п. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 14. Л. 114-121.)
Согласно разработанному Центральным Советом Автодор проекту положения «О секциях общества Автодор РСФСР» принятому в 1931 г.:
- для осуществления постановлений и директив Совета Общества и его Президиума, при Президиуме создавались вспомогательные органы – секции по отдельным отраслям работы;
- секции являлись органами Президиума и работали под его руководством;
- в техническом отношении секции обслуживались аппаратом Президиума Совета Общества;
- в состав секций входили члены Совета Общества и все желающие члены общества. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 74. Л. 64-65.)
В ноябре 1932 г. Центральный Совет Автодора утвердил положение «О приёме в члены Общества Автодор РСФСР юридических лиц». Согласно этому положению:
- задачами Общества Автодор было содействие широкому распространению всех видов автомоторного безрельсового транспорта, тракторного и дорожного дела, помощь в обороне страны. Для выполнения этих задач Общество вовлекало в свои ряды граждан и организации (юридические лица);
- все государственные учреждения и предприятия, кооперативные и общественные организации, совхозы, колхозы, машинотракторные станции и др., могли состоять членами Общества Автодор;
- организации состоявшие в членах Общества Автодор участвовали в осуществлении задач дорожного и тракторного строительства, содействовали техническому и финансовому укреплению Общества Автодор;
- организации состоявшие в членах Общества Автодор оказывали помощь организациям Автодора в проводимых ими мероприятиях техническими консультациями, руководством и др.;
- вносили вступительные и ежегодные членские взносы.
- организации Автодора по отношению к юридическим лицам, состоявшим в членах Общества Автодор, должны были оказывать помощь в:
- строительстве и ремонте подъездных путей и дорог;
- приведении в порядок площадок строительства фабрик и заводов;
- улучшении качества эксплуатации автомобилей и тракторов, гаражей;
- подготовке кадров трактористов и дорожных строителей;
- борьбе с аварийностью автотранспорта.
- Юридические лица, вступавшие в члены Общества, оформляли своё вступление подачей заявления.
- Организации Автодора оформляли приём юридического лица решением Президиума совета или бюро коллектива.
- Выбытие юридических лиц из числа членов Общества Автодор могло быть по заявлению самого юридического лица или путём исключения из-за не выполнения перед Обществом взятых на себя обязательств. (Там же. Оп. 1. Д. 14. Л. 128.)
В 1934 г. Центральный Совет Автодора утвердил положение «Об отделах (секторах) кадров республиканских краевых и областных советов Общества Автодор». Согласно этому положению:
- отдел (сектор) кадров являлся органом, осуществлявшим все задачи Общества в области работы с кадрами;
- отдел (сектор) кадров являлся организатором общественности в области подготовки кадров и руководителем в этом вопросе по отношению к нижестоящим организациям Автодора;
- отдел (сектор) кадров создавался во всех республиканских краевых и областных советах Автодора и состоял из начальника и двух инструкторов. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 108. Л. 11.)
По состоянию на 19 апреля 1935 г. штат Чувашского совета общества Автодор состоял из заместителя председателя, управляющего делами, машинистки, уборщицы-курьера, двух инструкторов, инструктора-информатора, инструктора Юных друзей Автодора, заведующего дорожно-транспортной секцией, старшего бухгалтера, заведующего хозяйством. (Там же. Оп. 1. Д. 108. Л. 31.)
По состоянию на 01 января 1935 г. Чувашавтодор насчитывал 907 «коллективов», из них 20 районных и 1 городской, общее число физических членов было 35219. (Там же. Оп. 1. Д. 114. Л. 12.) Штат Чувашского совета общества Автодор состоял из заместителя председателя, инструктора, заведующего сектором Юных друзей Автодора, шофёра, сторожа. (Там же. Оп. 1. Д. 114. Л. 102.)
Постановлением СНК Чувашской АССР от 14 ноября 1935 г. № 922 Чувашское отделение общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР Автодор было ликвидировано.
Документы фонда Р-400 «Чувашского отделения общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР «Автодор» г. Чебоксары» были приняты на государственное хранение в ноябре 1935 г. количестве 210 единиц хранения за 1929-1935 гг. На них была составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1929-1935 гг. на 209 единиц хранения и опись № 2 секретных документов за 1931 г. на 1 единицу хранения.
В декабре 1978 г. был составлен акт № 10 об обнаружении в фонде Р-216 «Исполнительного комитета Мариинско-Посадского районного совета депутатов трудящихся Чувашской АССР» четырёх дел, относящихся к фонду Р-400 «Чувашское отделение общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР «Автодор» г. Чебоксары».
В феврале 1989 г. была проведена переработка описи № 1. В результате переработки была составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1929-1935 гг. на 183 единиц хранения и опись № 3 дел по личному составу за 1929-1935 гг. на 29 единиц хранения, опись № 2 секретных документов не перерабатывалась.
В 1993 г. были рассекречены документы по описи № 2 с в количестве 1 ед. хр. за 1931 г. и по акту от 10 ноября 1993 г. переданы на общее хранение, так как секретных сведений не содержали.
В результате изучения документов фонда Р-400 «Чувашское отделение общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР «Автодор» г. Чебоксары», при написании исторической справки, были уточнены названия фондообразователя и архивного фонда, крайние даты документов фонда.
На 01.01.2014 в фонде Р-400 «Чувашское отделение общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР «Автодор» г. Чебоксары» числится 3 описи, 213 единиц хранения за 1929-1935 гг.:
- опись № 1 дел постоянного хранения за 1927-1935 гг. на 183 единицы хранения;
- опись № 2 дел постоянного хранения за 1931 г. на 1 единицу хранения;
- опись № 3 дел по личному составу за 1929-1935 гг. на 29 единиц хранения.
Дела в описи № 1, 3 систематизированы по номинально-хронологическому признаку.
Описи машинописные. Текст документов в основном машинописный, физическое состояние описей и документов удовлетворительное.
Описи № 1 - 3 включают постановления президиума Центрального Совета Союза общества Автодор, Центрального Исполнительного комитета и СНК Чувашской АССР, циркуляры Центрального, Нижегородского, Чувашского Советов общества Автодор. Протоколы заседаний президиума Центрального и Чувашского советов, общих собраний членов ячеек Автодора. Протоколы районных конференций членов общества Автодор. Планы дорожно-строительных работ, проведения месячников борьбы с бездорожьем, мобилизации средств по районам Чувашской АССР. Материалы проведения первого Всечувашского съезда Автодора, автомобильных лотерей, Всесоюзного похода моторных лодок и глиссеров «Москва-Астрахань», аэросанного пробега, организации и проведении заочных курсов, работе с детьми и подростками, работе районных советов, получении автомобилей с Московского и Нижегородского автозаводов. Программы проведения «Недели Автодора» и месячников борьбы с бездорожьем. Финансовые планы, балансы, сметы доходов, штатные расписания, статистические сведения о количественном и социальном составе членов обществ. Документы по личному составу.
Крайние даты документов : 1929-1935
Показывать на сайте? : да