Р-622
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-622
Наименование
:
Ибресинская инспектура госстатистики
Полное наименование
:
Инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР, с.Ибреси. 1927 г. - *.
Инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР, с.Ибреси. 1927 г. - *.
Шифр сайт
:
Ф.Р-622 Ибресинская инспектура госстатистики
Переименования
Дата
:
01.10.1927-01.03.1932 (неточно)
Наименование
:
Фонд Р-622. Статистик исполнительного комитета Ибресинского районного Совета Рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР, с. Ибреси.
Наименование
:
Фонд Р-622. Инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР, с.Ибреси.
Дата
:
01.03.1932 (неточно)-01.01.1941 (неточно)
Наименование
:
Фонд Р-622. Инспектура народно-хозяйственного учета Ибресинского района Чувашской АССР, с.Ибреси.
Историческая справка
:
Историческая справка к фонду Р-622
«Инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР,
пос. Ибреси»
25 июля 1918 г. в качестве центрального статистического органа при Совете Народных Комиссаров (СНК) РСФСР было создано Центральное статистическое управление (ЦСУ) РСФСР и его местные органы – статистические бюро при исполкомах Советов.
Во исполнение постановления Президиума Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 05 сентября 1927 г. «О районировании Чувашской АССР» , постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и СНК Чувашской АССР от 15 сентября 1927 г. «О переходе на новое административное деление Чувашской АССР» 01 октября 1927 г. был образован Ибресинский районный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР. В штате районного исполнительного комитета (далее - райисполком) была предусмотрена должность статистика. Районный статистик входил в состав аппарата райисполкома и выполнял статистическую работу по заданию Статистического управления (далее-Статуправление) Чувашской АССР и райисполкома.
Работа районного статистика шла по четырем направлениям:
1. Выполнение требований Статуправления Чувашской АССР.
2. Организация и инструктирование сети добровольных корреспондентов.
3. Контроль за выполнением учреждениями и организациями требований, предъявлявшихся высшими организациями государственной статистики.
4. Выполнения заданий райисполкома статистического характера.
Согласно Положению о Статистическом управлении Чувашской АССР и его местных органах, утвержденному постановлением ЦИК и СНК Чувашской АССР от 09 мая 1929 г. № 138 «Об утверждении положения о Статистическом управлении Чувашской АССР и его местных органах», органами государственной статистики Чувашской АССР являлись Статистическое управление Чувашской АССР и районные статистики.
Статуправление Чувашской АССР действовало на правах объединенного Народного Комиссариата, районные статистики входили в состав аппарата райисполкома и выполняли статистическую работу по планам и программам Статуправления Чувашской АССР, в отдельных случаях – статистические задания райисполкомов. На Статуправление Чувашской АССР возлагалось общее руководство ведением всей статистики на территории Чувашской АССР, объединение и регулирование статистики в пределах общереспубликанского плана статистических работ, непосредственное выполнение статистических работ, согласно настоящему положению и по особым заданиям как правительства Чувашской АССР, так и ЦСУ РСФСР.
К ведению районных статистиков относилось:
- проведение в жизнь постановлений съездов Советов района, райисполкома и его президиума по вопросам статистики;
- выполнение статистических работ по поручению Статуправления Чувашской АССР;
- проведение мероприятий по распространению среди населения статистических знаний;
- наблюдение за выполнением действующих постановлений по вопросам статистики и плана работ;
- требование от всех государственных, кооперативных и общественных учреждений, предприятий, а также от частных лиц и предприятий, находящихся на территории района, предоставления в установленные сроки сведений, необходимых для выполнения статистических работ.
- организация в пределах района сети добровольных корреспондентов;
- созыв статистических совещаний и конференций;
- составление годовых планов статистических работ района, представление их в Статуправление Чувашской АССР для включения в республиканский план работ;
- разработка и составление перспективного плана статистических работ района в соответствии с перспективным планом народного хозяйства;
- утверждение программы и порядка статистических работ, проводимых по заданиям учреждений в тех случаях, когда эти работы не предусмотрены общим сводным республиканским планом работ с последующим уведомлением о них Статуправление Чувашской АССР.
На районного статистика возлагалось:
1. По социальной статистике: установление численности и состава населения по демографическим, национальным, социальным и профессиональным признакам; статистика миграции населения; статистика административно-территориального состава района; статистика народного образования; статистика коммунального хозяйства и жилищного дела; статистика социального обеспечения;
2. По сельскохозяйственной статистике: наблюдение за конъюнктурой сельского хозяйства, в частности, за годовым циклом сельскохозяйственного производства и состояния посевов и трав; изучение основных элементов сельскохозяйственного производства; исчисление хлебофуражного баланса; изучение процессов индустриализации и интенсификации сельского хозяйства; статистика переселения и расселения.
3. По статистике труда: статистика численности и состава наемных работников; статистика коллективных договоров; изучение специфических условий наемного труда в сельском хозяйстве.
4. По статистике обмена: статистика движения товарных цен; статистика торговой сети; статистика кооперации.
В январе 1930 г. Центральное статистическое Управление СССР как самостоятельный орган было ликвидировано и слито с Государственной плановой комиссией СССР (Госплан). Всей плановой и учетно-статистической работой в стране стал руководить Госплан СССР, в составе которого был образован Сектор народно-хозяйственного учета. Произошло слияние и местных органов статистики. На основании постановления Президиума ЦИК Чувашской АССР от 25 сентября 1930 г. 06 октября 1930 г. была организована Ибресинская районная плановая комиссия (райплан). В связи с этим статистик Ибресинского районного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был ликвидирован.
В декабре 1931 г. из экономико-статистического сектора Госплана СССР сформировался новый орган – Центральное управление народно-хозяйственного учета (ЦУНХУ) при Госплане СССР. Главная задача ЦУНХУ заключалась в усилении системы учета во всех областях хозяйства и проверки выполнения народно-хозяйственного плана. Начальник ЦУНХУ являлся одновременно заместителем председателя Госплана СССР, чем достигалась непосредственная связь этих двух органов. Сектор народно-хозяйственного учета Госплана Чувашской АССР был выделен в самостоятельное управление – Управление народно-хозяйственного учета (УНХУ) при Госплане Чувашской АССР с правом непосредственного вхождения в правительство, т.е. начальник УНХУ являлся одновременно заместителем председателя Госплана Чувашской АССР и назначался ЦИК Чувашской АССР.
В соответствии с постановлениями СНК СССР от 10 марта 1932 г. № 312 «Об организации управлений народно-хозяйственного учета», Президиума Нижегородского краевого исполнительного комитета от 14 мая 1932 г. № 377 «О реорганизации органов народно-хозяйственного учета» и СНК Чувашской АССР от 09 июня 1932 г. № 313 «Об утверждении положения об органах народно-хозяйственного учета Чувашской АССР» организована инспектура народно-хозяйственного учета Ибресинского района с проведением регистрации работников учетно-статистических специальностей.
Штат районной инспектуры народно-хозяйственного учета состоял из двух человек: инспектора и экономиста-статистика. Районным инспектором народно-хозяйственного учета могло назначаться только лицо, имевшее специальное учетно-статистическое образование или достаточный практический стаж работы по учету и статистике. Инспектура народно-хозяйственного учета при райисполкоме являлась органом, непосредственно подчиненным УНХУ Чувашской АССР и ведавшим делом учета и статистики на территории района. Инспектор народно-хозяйственного учета при райисполкоме был членом районной плановой комиссии. На райисполком возлагался надзор за деятельностью инспектуры народно-хозяйственного учета без вмешательства в ее оперативную работу.
На инспектуру народно-хозяйственного учета возлагалось:
- выполнение учетно-статистических работ, предусмотренных планом, и заданий, исходящих от УНХУ Чувашской АССР;
- содействие работе районных плановых комиссий и исполнительных комитетов путем экономико-статистического освещения вопросов районного хозяйства и общественной жизни;
- контроль за постановкой учетно-статистических работ, проводимых по плану и заданиям соответствующих ведомств, учреждениями и организациями, находящимися на территории района;
- проведение мероприятий по широкой популяризации основ учета, улучшению учета во всех отраслях хозяйства на территории района. Привлечение к делу учета и сосредоточение на нем внимания широкого круга трудящихся и общественных организаций, содействие внедрению учетной дисциплины во всех учреждениях и организациях, содействие районным организациям в правильной постановке учета и отчетности;
- составление районного сводного плана учетно-статистических работ и осуществление на его основе контроля за выполнением районного плана народно-хозяйственного учета;
- проверка учетно-статистической работы районных организаций;
- систематизация учетно-статистических данных о хозяйстве района для надобности планирования и для издания периодической информации и справочников;
- организация сельской сети учетно-статистических работников, инструктирование их в работе;
- созыв совещаний работников учета и статистики для обсуждения вопросов текущей работы.
На период весенней посевной компании в связи с отменой ежедневной отчетности по учету сева во всех организациях Управлением народно-хозяйственного учета при Госплане Чувашской АССР было разработано и утверждено 20 апреля 1933 г. за № 1449 «Временное положение о подрайонных статистиках-учетчиках». Согласно этому положению статистики-учетчики при подрайонных сельсоветах являлись ячейками, непосредственно подчиненными подрайонным политическим руководителям и ведавшими делом учета посевных площадей в прикрепленном подрайоне. На районные инспектуры народно-хозяйственного учета возлагалось инструктирование и надзор за их деятельностью, заслушивание их отчетов и обеспечение выполнения возложенных на них задач.
На основании постановлений СНК СССР от 04 августа 1934 г. «Об укреплении районных и городских органов народно-хозяйственного учета и создания участковой инспектуры народно-хозяйственного учета» , Президиума Горьковского краевого исполнительного комитета от 21 августа 1934 г. № 977 «Об установлении в сельской местности края должности участковых инспекторов народно-хозяйственного учета» и СНК Чувашской АССР от 08 сентября 1934 г. № 804 «Об установлении в сельских местностях должности участковых инспекторов народно-хозяйственного учета» Президиум Ибресинского райисполкома принял решение об организации в районе трех инспекторских участков с центральными пунктами в пос. Ибреси, с. Хормалы, с. Чурачики. Инспекторами с 20 сентября 1934 г. были утверждены: по Ибресинскому участку Романов П.С., по Хормалскому участку Данилов И.А., по Чурачикскому участку Захаров С.П., по Русско-Сормовскому участку Никифоров С.Н.
Согласно «Положению об участковых инспекторах народно- хозяйственного учета», принятому постановлением СНК СССР от 17 августа 1934 г. № 1932, участковый инспектор являлся первичным звеном централизованной системы народно- хозяйственного учета и в пределах обслуживаемого им участка проводил учетно-статистическую работу по сельскому хозяйству, промышленности, строительству, численности и динамике населения и культурно-бытовому обслуживанию. На участкового инспектора возлагались следующие задачи:
- организация и проведение работ по сплошным и выборочным переписям и другим учетно-статистическим операциям, а также организация контрольных обходов, контрольных обмеров и других контрольных статистических работ;
- контроль за постановкой учетно-статистической работы в сельских Советах и инструктирование их;
- контроль за постановкой учетно-статистической работы в организациях и предприятиях, в колхозах, расположенных на территории участка, и инструктирование их;
- проверка правильности отчетных сведений, представленных в районные органы сельсоветами, колхозами, школами, больницами и другими организациями и предприятиями; выявление различного рода искажений и неверных учетных данных и принятие мер к их исправлению;
- выявление бюрократических искажений в постановке учета и отчетности сельсоветов, колхозов и других организаций и предприятий и борьба с этими искажениями.
Конституция СССР 1936 г. отнесла установление народно-хозяйственных планов СССР к компетенции высших органов государственной власти и государственного управления СССР, а непосредственную разработку планов и контроль за их исполнением – к компетенции специальных органов. Конституция оставила в качестве такого органа Государственную плановую комиссию при СНК СССР. Госплан СССР подготавливал и представлял Правительству перспективные, годовые и квартальные планы, разрабатывал отдельные проблемы народного хозяйства и методологию социалистического планирования.
Чрезвычайный 11 съезд Советов Чувашской АССР 18 июля 1937 г. постановил принять Конституцию (Основной Закон) Чувашской АССР. Конституция Чувашской АССР 1937 г. преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Советы стали постоянно действующими органами власти и управления, исполком Совета – исполнительным и распорядительным органом, подотчетным Совету.
Постановлением СНК СССР от 21 марта 1941 г. № 625 утверждено новое Положение о Государственной плановой комиссии при СНК СССР и было решено «существующее Центральное Управление народно-хозяйственного учета переименовать в Центральное Статистическое Управление, работающее в системе Госплана СССР в качестве одного из его управлений с подчинением местных органов ЦСУ – Уполномоченным Госплана СССР». В соответствии с этим положением с 07 апреля 1941 г. в Чувашской АССР вместо Управления народно-хозяйственного учета было создано Центральное статистическое управление Чувашской АССР.
На основании постановления СНК СССР от 15 декабря 1943 г. «О республиканских, краевых и областных органах Госплана и ЦСУ» Статистическое Управление Чувашской АССР было объединено с аппаратом Уполномоченного Госплана при СНК СССР по Чувашской АССР с подчинением ЦСУ при Госплане СНК СССР, и в структуре Уполномоченного стало функционировать как Управление статистики.
В ноябре 1948 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1948 г. «О преобразовании ЦСУ Госплана СССР в Центральное Статистическое управление при Совете Министров СССР» Статистическое Управление Чувашской АССР было выделено из аппарата Уполномоченного Госплана СССР в самостоятельное учреждение с функциями учета выполнения народно-хозяйственного плана.
Постановлением Совета Министров Чувашской АССР, принятым в мае 1957 г. №134 «О проведении подготовительных работ к Всесоюзной переписи населения 1959 года», устанавливались задачи статистической службы республики: уточнение границ городских поселений, нумераций кварталов, домовладений, названий улиц, городов и поселений; составление новых планов городских поселений, крупных сел и карт районов; организация проверок состояния похозяйственных книг во всех сельских Советах, при этом обращалось внимание на обеспечение полноты охвата населенных пунктов, отдельно стоящих строений и поселений; проверка полноты и правильности учета населения в домовых книгах.
В целях вовлечения сил общественности в дело укрепления учета и статистики Постановлением Совета Министров Чувашской АССР и Президиума областного Совета профессиональных Союзов от 23 декабря 1961 г. № 465 «Об организации групп общественных инспекторов государственной статистики» было утверждено «Положение об общественных инспекторах государственной статистики». Согласно этому положению общественные инспектора государственной статистики работали на добровольных началах под руководством райинспектора государственной статистики. На общественных инспекторов государственной статистики возлагалось:
- инспектирование и контроль учетно-статистической работы и проверка качества учета и отчетности на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах;
- выявление незаконной отчетности;
- распространение передового опыта учетно-статистической работы;
- информирование райинспектора государственной статистики о выполнении задания для последующего принятия необходимых мер.
В связи с укрупнением районов Чувашской АССР приказом Статистического управления Чувашской АССР от 22 декабря 1962 г. № 259 с 25 декабря 1962 г. была образована инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР.
В дальнейшем существенных изменений в наименовании и структуре инспектуры государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР не было.
Впервые документы фонда Р-622 «Инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР, пос. Ибреси» были приняты на государственное хранение в Центральный государственный архив Чувашской АССР (ныне БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии) 23 ноября 1940 г., последующее поступление было в сентябре 1968 г.
В связи с тем, что опись № 1 дел постоянного хранения не отвечала требованиям современного описания документов: часть заголовков дел не раскрывала содержания включенных в опись документов, была нарушена систематизация дел в описи, отсутствовал научно-справочный аппарат, в 1987 г. она была переработана. В ходе переработки фонда Р-622 «Инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР, пос. Ибреси» 20 февраля 1987 г. было установлено, что два дела в описи № 1 дел постоянного хранения – д. № 1 и д. № 1 а – не относятся к составу вышеназванного фонда, они были переданы в фонд Р-605 «Батыревское уездное статистическое отделение». Дела в описи № 1 дел постоянного хранения за 1927-1929 гг. на 19 ед. хр. систематизированы по хронологическому принципу, в пределах года – по степени информационной значимости документов. Физическое состояние документов удовлетворительное. Опись № 2 не перерабатывалась.
На 01 января 2015 г. в фонде Р-622 «Инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР, пос. Ибреси» числились опись № 1 дел постоянного хранения за 1927-1929 гг. на 19 ед. хр.; опись № 2 дел постоянного хранения за 1932-1962 гг. на 254 ед. хр.
В опись № 1 дел постоянного хранения включены: постановления, приказы, инструкции и указания ЦСУ СССР¸ Статуправления Чувашской АССР по организационным и статистическим вопросам, относящиеся к деятельности фондообразователя; положения, должностные инструкции, приказы, разъяснения, распоряжения вышестоящих организаций, переписка с вышестоящими и другими организациями по вопросам народно-хозяйственного учета и отчетности, по финансовым и кадровым вопросам, протоколы заседаний и выписки из приказов Ибресинского исполкома Чувашской АССР, отчеты о деятельности инспектуры. Документы содержат сведения по статистике населения, сельского хозяйства и коллективизации, народного образования, социального обеспечения, культурного строительства, кооперативного движения, торговли.
К описи № 1 дел постоянного хранения составлены список сокращенных слов, переводная таблица шифров, оглавление, предисловие.
В опись № 2 дел постоянного хранения включены следующие документы: постановления Совета Министров Чувашской АССР, положения, должностные инструкции, приказы, разъяснения, распоряжения вышестоящих организаций, переписка с вышестоящими и другими организациями по вопросам народно-хозяйственного учета и отчетности, по финансовым и кадровым вопросам, протоколы заседаний и выписки из приказов Ибресинского исполкома Чувашской АССР, отчеты о деятельности инспектуры, отчеты промышленных предприятий и колхозов о выполнении производственных планов, годовые отчеты по транспорту и связи, сведения об учете населения, скота, посевных площадей, урожайности, о численности работников и расходовании фондов заработной платы, сводные отчеты единовременных обследований учреждений и предприятий района по вопросам труда и зарплаты, сводные статистические материалы инспектуры по всем отраслям сельского хозяйства, материалы переписи.
Документы инспектуры государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР имеют научно-историческую и практическую значимость, дают целостное представление о социально-экономическом развитии района.
Историческая справка к фонду Р-622
«Инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР,
пос. Ибреси»
25 июля 1918 г. в качестве центрального статистического органа при Совете Народных Комиссаров (СНК) РСФСР было создано Центральное статистическое управление (ЦСУ) РСФСР и его местные органы – статистические бюро при исполкомах Советов.
Во исполнение постановления Президиума Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 05 сентября 1927 г. «О районировании Чувашской АССР» , постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и СНК Чувашской АССР от 15 сентября 1927 г. «О переходе на новое административное деление Чувашской АССР» 01 октября 1927 г. был образован Ибресинский районный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР. В штате районного исполнительного комитета (далее - райисполком) была предусмотрена должность статистика. Районный статистик входил в состав аппарата райисполкома и выполнял статистическую работу по заданию Статистического управления (далее-Статуправление) Чувашской АССР и райисполкома.
Работа районного статистика шла по четырем направлениям:
1. Выполнение требований Статуправления Чувашской АССР.
2. Организация и инструктирование сети добровольных корреспондентов.
3. Контроль за выполнением учреждениями и организациями требований, предъявлявшихся высшими организациями государственной статистики.
4. Выполнения заданий райисполкома статистического характера.
Согласно Положению о Статистическом управлении Чувашской АССР и его местных органах, утвержденному постановлением ЦИК и СНК Чувашской АССР от 09 мая 1929 г. № 138 «Об утверждении положения о Статистическом управлении Чувашской АССР и его местных органах», органами государственной статистики Чувашской АССР являлись Статистическое управление Чувашской АССР и районные статистики.
Статуправление Чувашской АССР действовало на правах объединенного Народного Комиссариата, районные статистики входили в состав аппарата райисполкома и выполняли статистическую работу по планам и программам Статуправления Чувашской АССР, в отдельных случаях – статистические задания райисполкомов. На Статуправление Чувашской АССР возлагалось общее руководство ведением всей статистики на территории Чувашской АССР, объединение и регулирование статистики в пределах общереспубликанского плана статистических работ, непосредственное выполнение статистических работ, согласно настоящему положению и по особым заданиям как правительства Чувашской АССР, так и ЦСУ РСФСР.
К ведению районных статистиков относилось:
- проведение в жизнь постановлений съездов Советов района, райисполкома и его президиума по вопросам статистики;
- выполнение статистических работ по поручению Статуправления Чувашской АССР;
- проведение мероприятий по распространению среди населения статистических знаний;
- наблюдение за выполнением действующих постановлений по вопросам статистики и плана работ;
- требование от всех государственных, кооперативных и общественных учреждений, предприятий, а также от частных лиц и предприятий, находящихся на территории района, предоставления в установленные сроки сведений, необходимых для выполнения статистических работ.
- организация в пределах района сети добровольных корреспондентов;
- созыв статистических совещаний и конференций;
- составление годовых планов статистических работ района, представление их в Статуправление Чувашской АССР для включения в республиканский план работ;
- разработка и составление перспективного плана статистических работ района в соответствии с перспективным планом народного хозяйства;
- утверждение программы и порядка статистических работ, проводимых по заданиям учреждений в тех случаях, когда эти работы не предусмотрены общим сводным республиканским планом работ с последующим уведомлением о них Статуправление Чувашской АССР.
На районного статистика возлагалось:
1. По социальной статистике: установление численности и состава населения по демографическим, национальным, социальным и профессиональным признакам; статистика миграции населения; статистика административно-территориального состава района; статистика народного образования; статистика коммунального хозяйства и жилищного дела; статистика социального обеспечения;
2. По сельскохозяйственной статистике: наблюдение за конъюнктурой сельского хозяйства, в частности, за годовым циклом сельскохозяйственного производства и состояния посевов и трав; изучение основных элементов сельскохозяйственного производства; исчисление хлебофуражного баланса; изучение процессов индустриализации и интенсификации сельского хозяйства; статистика переселения и расселения.
3. По статистике труда: статистика численности и состава наемных работников; статистика коллективных договоров; изучение специфических условий наемного труда в сельском хозяйстве.
4. По статистике обмена: статистика движения товарных цен; статистика торговой сети; статистика кооперации.
В январе 1930 г. Центральное статистическое Управление СССР как самостоятельный орган было ликвидировано и слито с Государственной плановой комиссией СССР (Госплан). Всей плановой и учетно-статистической работой в стране стал руководить Госплан СССР, в составе которого был образован Сектор народно-хозяйственного учета. Произошло слияние и местных органов статистики. На основании постановления Президиума ЦИК Чувашской АССР от 25 сентября 1930 г. 06 октября 1930 г. была организована Ибресинская районная плановая комиссия (райплан). В связи с этим статистик Ибресинского районного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был ликвидирован.
В декабре 1931 г. из экономико-статистического сектора Госплана СССР сформировался новый орган – Центральное управление народно-хозяйственного учета (ЦУНХУ) при Госплане СССР. Главная задача ЦУНХУ заключалась в усилении системы учета во всех областях хозяйства и проверки выполнения народно-хозяйственного плана. Начальник ЦУНХУ являлся одновременно заместителем председателя Госплана СССР, чем достигалась непосредственная связь этих двух органов. Сектор народно-хозяйственного учета Госплана Чувашской АССР был выделен в самостоятельное управление – Управление народно-хозяйственного учета (УНХУ) при Госплане Чувашской АССР с правом непосредственного вхождения в правительство, т.е. начальник УНХУ являлся одновременно заместителем председателя Госплана Чувашской АССР и назначался ЦИК Чувашской АССР.
В соответствии с постановлениями СНК СССР от 10 марта 1932 г. № 312 «Об организации управлений народно-хозяйственного учета», Президиума Нижегородского краевого исполнительного комитета от 14 мая 1932 г. № 377 «О реорганизации органов народно-хозяйственного учета» и СНК Чувашской АССР от 09 июня 1932 г. № 313 «Об утверждении положения об органах народно-хозяйственного учета Чувашской АССР» организована инспектура народно-хозяйственного учета Ибресинского района с проведением регистрации работников учетно-статистических специальностей.
Штат районной инспектуры народно-хозяйственного учета состоял из двух человек: инспектора и экономиста-статистика. Районным инспектором народно-хозяйственного учета могло назначаться только лицо, имевшее специальное учетно-статистическое образование или достаточный практический стаж работы по учету и статистике. Инспектура народно-хозяйственного учета при райисполкоме являлась органом, непосредственно подчиненным УНХУ Чувашской АССР и ведавшим делом учета и статистики на территории района. Инспектор народно-хозяйственного учета при райисполкоме был членом районной плановой комиссии. На райисполком возлагался надзор за деятельностью инспектуры народно-хозяйственного учета без вмешательства в ее оперативную работу.
На инспектуру народно-хозяйственного учета возлагалось:
- выполнение учетно-статистических работ, предусмотренных планом, и заданий, исходящих от УНХУ Чувашской АССР;
- содействие работе районных плановых комиссий и исполнительных комитетов путем экономико-статистического освещения вопросов районного хозяйства и общественной жизни;
- контроль за постановкой учетно-статистических работ, проводимых по плану и заданиям соответствующих ведомств, учреждениями и организациями, находящимися на территории района;
- проведение мероприятий по широкой популяризации основ учета, улучшению учета во всех отраслях хозяйства на территории района. Привлечение к делу учета и сосредоточение на нем внимания широкого круга трудящихся и общественных организаций, содействие внедрению учетной дисциплины во всех учреждениях и организациях, содействие районным организациям в правильной постановке учета и отчетности;
- составление районного сводного плана учетно-статистических работ и осуществление на его основе контроля за выполнением районного плана народно-хозяйственного учета;
- проверка учетно-статистической работы районных организаций;
- систематизация учетно-статистических данных о хозяйстве района для надобности планирования и для издания периодической информации и справочников;
- организация сельской сети учетно-статистических работников, инструктирование их в работе;
- созыв совещаний работников учета и статистики для обсуждения вопросов текущей работы.
На период весенней посевной компании в связи с отменой ежедневной отчетности по учету сева во всех организациях Управлением народно-хозяйственного учета при Госплане Чувашской АССР было разработано и утверждено 20 апреля 1933 г. за № 1449 «Временное положение о подрайонных статистиках-учетчиках». Согласно этому положению статистики-учетчики при подрайонных сельсоветах являлись ячейками, непосредственно подчиненными подрайонным политическим руководителям и ведавшими делом учета посевных площадей в прикрепленном подрайоне. На районные инспектуры народно-хозяйственного учета возлагалось инструктирование и надзор за их деятельностью, заслушивание их отчетов и обеспечение выполнения возложенных на них задач.
На основании постановлений СНК СССР от 04 августа 1934 г. «Об укреплении районных и городских органов народно-хозяйственного учета и создания участковой инспектуры народно-хозяйственного учета» , Президиума Горьковского краевого исполнительного комитета от 21 августа 1934 г. № 977 «Об установлении в сельской местности края должности участковых инспекторов народно-хозяйственного учета» и СНК Чувашской АССР от 08 сентября 1934 г. № 804 «Об установлении в сельских местностях должности участковых инспекторов народно-хозяйственного учета» Президиум Ибресинского райисполкома принял решение об организации в районе трех инспекторских участков с центральными пунктами в пос. Ибреси, с. Хормалы, с. Чурачики. Инспекторами с 20 сентября 1934 г. были утверждены: по Ибресинскому участку Романов П.С., по Хормалскому участку Данилов И.А., по Чурачикскому участку Захаров С.П., по Русско-Сормовскому участку Никифоров С.Н.
Согласно «Положению об участковых инспекторах народно- хозяйственного учета», принятому постановлением СНК СССР от 17 августа 1934 г. № 1932, участковый инспектор являлся первичным звеном централизованной системы народно- хозяйственного учета и в пределах обслуживаемого им участка проводил учетно-статистическую работу по сельскому хозяйству, промышленности, строительству, численности и динамике населения и культурно-бытовому обслуживанию. На участкового инспектора возлагались следующие задачи:
- организация и проведение работ по сплошным и выборочным переписям и другим учетно-статистическим операциям, а также организация контрольных обходов, контрольных обмеров и других контрольных статистических работ;
- контроль за постановкой учетно-статистической работы в сельских Советах и инструктирование их;
- контроль за постановкой учетно-статистической работы в организациях и предприятиях, в колхозах, расположенных на территории участка, и инструктирование их;
- проверка правильности отчетных сведений, представленных в районные органы сельсоветами, колхозами, школами, больницами и другими организациями и предприятиями; выявление различного рода искажений и неверных учетных данных и принятие мер к их исправлению;
- выявление бюрократических искажений в постановке учета и отчетности сельсоветов, колхозов и других организаций и предприятий и борьба с этими искажениями.
Конституция СССР 1936 г. отнесла установление народно-хозяйственных планов СССР к компетенции высших органов государственной власти и государственного управления СССР, а непосредственную разработку планов и контроль за их исполнением – к компетенции специальных органов. Конституция оставила в качестве такого органа Государственную плановую комиссию при СНК СССР. Госплан СССР подготавливал и представлял Правительству перспективные, годовые и квартальные планы, разрабатывал отдельные проблемы народного хозяйства и методологию социалистического планирования.
Чрезвычайный 11 съезд Советов Чувашской АССР 18 июля 1937 г. постановил принять Конституцию (Основной Закон) Чувашской АССР. Конституция Чувашской АССР 1937 г. преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Советы стали постоянно действующими органами власти и управления, исполком Совета – исполнительным и распорядительным органом, подотчетным Совету.
Постановлением СНК СССР от 21 марта 1941 г. № 625 утверждено новое Положение о Государственной плановой комиссии при СНК СССР и было решено «существующее Центральное Управление народно-хозяйственного учета переименовать в Центральное Статистическое Управление, работающее в системе Госплана СССР в качестве одного из его управлений с подчинением местных органов ЦСУ – Уполномоченным Госплана СССР». В соответствии с этим положением с 07 апреля 1941 г. в Чувашской АССР вместо Управления народно-хозяйственного учета было создано Центральное статистическое управление Чувашской АССР.
На основании постановления СНК СССР от 15 декабря 1943 г. «О республиканских, краевых и областных органах Госплана и ЦСУ» Статистическое Управление Чувашской АССР было объединено с аппаратом Уполномоченного Госплана при СНК СССР по Чувашской АССР с подчинением ЦСУ при Госплане СНК СССР, и в структуре Уполномоченного стало функционировать как Управление статистики.
В ноябре 1948 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1948 г. «О преобразовании ЦСУ Госплана СССР в Центральное Статистическое управление при Совете Министров СССР» Статистическое Управление Чувашской АССР было выделено из аппарата Уполномоченного Госплана СССР в самостоятельное учреждение с функциями учета выполнения народно-хозяйственного плана.
Постановлением Совета Министров Чувашской АССР, принятым в мае 1957 г. №134 «О проведении подготовительных работ к Всесоюзной переписи населения 1959 года», устанавливались задачи статистической службы республики: уточнение границ городских поселений, нумераций кварталов, домовладений, названий улиц, городов и поселений; составление новых планов городских поселений, крупных сел и карт районов; организация проверок состояния похозяйственных книг во всех сельских Советах, при этом обращалось внимание на обеспечение полноты охвата населенных пунктов, отдельно стоящих строений и поселений; проверка полноты и правильности учета населения в домовых книгах.
В целях вовлечения сил общественности в дело укрепления учета и статистики Постановлением Совета Министров Чувашской АССР и Президиума областного Совета профессиональных Союзов от 23 декабря 1961 г. № 465 «Об организации групп общественных инспекторов государственной статистики» было утверждено «Положение об общественных инспекторах государственной статистики». Согласно этому положению общественные инспектора государственной статистики работали на добровольных началах под руководством райинспектора государственной статистики. На общественных инспекторов государственной статистики возлагалось:
- инспектирование и контроль учетно-статистической работы и проверка качества учета и отчетности на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах;
- выявление незаконной отчетности;
- распространение передового опыта учетно-статистической работы;
- информирование райинспектора государственной статистики о выполнении задания для последующего принятия необходимых мер.
В связи с укрупнением районов Чувашской АССР приказом Статистического управления Чувашской АССР от 22 декабря 1962 г. № 259 с 25 декабря 1962 г. была образована инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР.
В дальнейшем существенных изменений в наименовании и структуре инспектуры государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР не было.
Впервые документы фонда Р-622 «Инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР, пос. Ибреси» были приняты на государственное хранение в Центральный государственный архив Чувашской АССР (ныне БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии) 23 ноября 1940 г., последующее поступление было в сентябре 1968 г.
В связи с тем, что опись № 1 дел постоянного хранения не отвечала требованиям современного описания документов: часть заголовков дел не раскрывала содержания включенных в опись документов, была нарушена систематизация дел в описи, отсутствовал научно-справочный аппарат, в 1987 г. она была переработана. В ходе переработки фонда Р-622 «Инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР, пос. Ибреси» 20 февраля 1987 г. было установлено, что два дела в описи № 1 дел постоянного хранения – д. № 1 и д. № 1 а – не относятся к составу вышеназванного фонда, они были переданы в фонд Р-605 «Батыревское уездное статистическое отделение». Дела в описи № 1 дел постоянного хранения за 1927-1929 гг. на 19 ед. хр. систематизированы по хронологическому принципу, в пределах года – по степени информационной значимости документов. Физическое состояние документов удовлетворительное. Опись № 2 не перерабатывалась.
На 01 января 2015 г. в фонде Р-622 «Инспектура государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР, пос. Ибреси» числились опись № 1 дел постоянного хранения за 1927-1929 гг. на 19 ед. хр.; опись № 2 дел постоянного хранения за 1932-1962 гг. на 254 ед. хр.
В опись № 1 дел постоянного хранения включены: постановления, приказы, инструкции и указания ЦСУ СССР¸ Статуправления Чувашской АССР по организационным и статистическим вопросам, относящиеся к деятельности фондообразователя; положения, должностные инструкции, приказы, разъяснения, распоряжения вышестоящих организаций, переписка с вышестоящими и другими организациями по вопросам народно-хозяйственного учета и отчетности, по финансовым и кадровым вопросам, протоколы заседаний и выписки из приказов Ибресинского исполкома Чувашской АССР, отчеты о деятельности инспектуры. Документы содержат сведения по статистике населения, сельского хозяйства и коллективизации, народного образования, социального обеспечения, культурного строительства, кооперативного движения, торговли.
К описи № 1 дел постоянного хранения составлены список сокращенных слов, переводная таблица шифров, оглавление, предисловие.
В опись № 2 дел постоянного хранения включены следующие документы: постановления Совета Министров Чувашской АССР, положения, должностные инструкции, приказы, разъяснения, распоряжения вышестоящих организаций, переписка с вышестоящими и другими организациями по вопросам народно-хозяйственного учета и отчетности, по финансовым и кадровым вопросам, протоколы заседаний и выписки из приказов Ибресинского исполкома Чувашской АССР, отчеты о деятельности инспектуры, отчеты промышленных предприятий и колхозов о выполнении производственных планов, годовые отчеты по транспорту и связи, сведения об учете населения, скота, посевных площадей, урожайности, о численности работников и расходовании фондов заработной платы, сводные отчеты единовременных обследований учреждений и предприятий района по вопросам труда и зарплаты, сводные статистические материалы инспектуры по всем отраслям сельского хозяйства, материалы переписи.
Документы инспектуры государственной статистики Ибресинского района Чувашской АССР имеют научно-историческую и практическую значимость, дают целостное представление о социально-экономическом развитии района.
Крайние даты документов
:
1927-1962