Р-977

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : Р-977
Наименование : Инспектура госстатистики
Полное наименование :
Инспектура государственной статистики Мариинско-Посадского района Чувашской АССР, с.Мариинский Посад. 1927-1960 гг.
Шифр сайт : Ф.Р-977 Инспектура госстатистики
Переименования
Дата : 01.10.1927 (неточно)-21.10.1930  
Наименование : Фонд Р-977. Статистик исполнительного комитета Мариинско-Посадского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР, г. Мариинский Посад.  
Наименование : Фонд Р-977. Инспектура государственной статистики Мариинско-Посадского района Чувашской АССР, с.Мариинский Посад.  
Дата : 01.06.1932 (неточно)-01.01.1960 (неточно)  
Наименование : Фонд Р-977. Инспектура народнохозяйственного учета Мариинско-Посадского района Чувашской АССР, г. Мариинский Посад.  
Дата : 21.10.1930-01.06.1932 (неточно)  
Наименование : Фонд Р-977. Статистик плановой комиссии исполнительного комитета Мариинско-Посадского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР, г. Мариинский Посад.
Историческая справка :
25 июля 1918 г. в качестве центрального статистического органа при Совете Народных Комиссаров (СНК) РСФСР было создано Центральное статистическое управление (ЦСУ) РСФСР и его местные органы – статистические бюро при исполкомах Советов. (Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1986. С. 95.)
Во исполнение постановления Президиума Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 05 сентября 1927 г. «О районировании Чувашской АССР», (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-202. Оп.2. Д.451. Л.307.) постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и СНК Чувашской АССР от 15 сентября 1927 г. «О переходе на новое административное деление Чувашской АССР» (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-202. Оп.1. Д.249. Л.392-394.) 01 октября 1927 г. был образован Мариинско-Посадский исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР. В штате районного исполнительного комитета (далее - райисполком) была предусмотрена должность статистика. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-104. Оп.1. Д.1. Л.61.) Районный статистик, входя в состав аппарата райисполкома, выполнял статистическую работу по заданию как Статистического управления (далее-Статуправление) Чувашской АССР, так и райисполкома.
Перед Статуправлением Чувашской АССР предстоял большой объем работ, выполнение которого зависело от комплектования аппарата и его органов на местах хорошо подготовленными кадрами, обладавшими высокой исполнительностью и ответственностью.
Работа районного статистика шла по четырем направлениям:
1. Выполнение требований Статуправления Чувашской АССР.
2. Организация и инструктирование сети добровольных корреспондентов.
3. Контроль за выполнением учреждениями и организациями требований, предъявлявшихся высшими организациями государственной статистики.
4. Выполнение заданий райисполкома статистического характера. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.1. Л.72, 76.)
Согласно Положению о Статистическом управлении Чувашской АССР и его местных органах, утвержденному постановлением ЦИК и СНК Чувашской АССР от 09 мая 1929 г. № 138 «Об утверждении положения о Статистическом управлении Чувашской АССР и его местных органах», органами государственной статистики Чувашской АССР являлись: Статистическое управление Чувашской АССР и районные статистики. (Постановление ЦИК и СНК Чувашской АССР «Об утверждении положения о Статистическом управлении Чувашской АССР и его местных органах» от 09 мая 1929 г. //Сборник узаконений и распоряжений о правительственных органах Чувашской АССР. Ч., 1929. № 4. С. 419.)
Статуправление Чувашской АССР действовало на правах объединенного Народного Комиссариата, районные статистики входили в состав аппарата райисполкома, выполняли статистическую работу по планам и программам Статуправления Чувашской АССР, в отдельных случаях – статистические задания райисполкомов. На Статуправление Чувашской АССР возлагалось общее руководство ведением всей статистики на территории Чувашской АССР, объединение и регулирование статистики в пределах общереспубликанского плана статистических работ, непосредственное выполнение статистических работ, согласно настоящему положению и по особым заданиям как правительства Чувашской АССР, так и ЦСУ РСФСР. Райисполкомы Чувашской АССР могли приостанавливать исполнение распоряжений Статуправления Чувашской АССР лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям ЦИК Чувашской АССР и его Президиума или СНК Чувашской АССР, с немедленным сообщением об этом в ЦИК, СНК Чувашской АССР и Статистическое управление Чувашской АССР. (Постановление ЦИК и СНК Чувашской АССР «Об утверждении положения о Статистическом управлении Чувашской АССР и его местных органах» от 09 мая 1929 г. //Сборник узаконений и распоряжений о правительственных органах Чувашской АССР. Ч., 1929. № 4. С. 419-420.)
К ведению районных статистиков относилось:
- проведение в жизнь постановлений съездов Советов района, райисполкома и его президиума по вопросам статистики;
- выполнение статистических работ по поручению Статуправления Чувашской АССР;
- проведение мероприятий по распространению среди населения статистических знаний;
- наблюдение за выполнением действующих постановлений по вопросам статистики и плана работ;
- требование от всех государственных, кооперативных и общественных учреждений, предприятий, а также от частных лиц и предприятий, находящихся на территории района, предоставления в установленные сроки сведений, необходимых для выполнения статистических работ;
- организация в пределах района сети добровольных корреспондентов;
- созыв статистических совещаний и конференций;
- составление годовых планов статистических работ района и представление их в Статуправление Чувашской АССР для включения в республиканский план работ;
- разработка и составление перспективного плана статистических работ района в соответствии с перспективным планом народного хозяйства;
- утверждение программы и порядка статистических работ, проводимых по заданиям учреждений в тех случаях, когда эти работы не предусмотрены общим сводным республиканским планом работ с последующим уведомлением о них Статуправление Чувашской АССР. (Постановление ЦИК и СНК Чувашской АССР «Об утверждении положения о Статистическом управлении Чувашской АССР и его местных органах» от 09 мая 1929 г. //Сборник узаконений и распоряжений о правительственных органах Чувашской АССР. Ч., 1929. № 4. С. 428-429.)
На районного статистика возлагалось:
1. По социальной статистике: установление численности и состава населения по демографическим, национальным, социальным и профессиональным признакам; статистика миграции населения; статистика административно-территориального состава района; статистика народного образования; статистика коммунального хозяйства и жилищного дела; статистика социального обеспечения;
2. По сельскохозяйственной статистике: наблюдение за конъюнктурой сельского хозяйства, в частности, за годовым циклом сельскохозяйственного производства и состояния посевов и трав; изучение основных элементов сельскохозяйственного производства; исчисление хлебофуражного баланса; изучение процессов индустриализации и интенсификации сельского хозяйства; статистика переселения и расселения.
3. По статистике труда: статистика численности и состава наемных работников; статистика коллективных договоров; изучение специфических условий наемного труда в сельском хозяйстве.
4. По статистике обмена: статистика движения товарных цен; статистика торговой сети; статистика кооперации.
Районные статистики назначались райисполкомами, а Статуправлению Чувашской АССР предоставлялось право отвода их. (Постановление ЦИК и СНК Чувашской АССР «Об утверждении положения о Статистическом управлении Чувашской АССР и его местных органах» от 09 мая 1929 г. //Сборник узаконений и распоряжений о правительственных органах Чувашской АССР. Ч., 1929. № 4. С. 429-430.)
Этапы советского периода деятельности статистической службы прошли через неоднократные реорганизации, переименования, слияния с органами Государственной плановой комиссии (Госплан), выделение в самостоятельный орган и т. д., осуществляемые центральными директивными органами.
В связи с отрывом статистики от планирования и, чтобы избежать параллелизма из-за отсутствия единого руководства в статистической работе, в январе 1930 г. Центральное статистическое управление СССР как самостоятельный орган было ликвидировано и слито с Госпланом СССР. Всей плановой и учетно-статистической работой в стране стал руководить Госплан СССР, в составе которого был образован Сектор народно-хозяйственного учета. Произошло слияние и местных органов статистики. На основании постановления Президиума ЦИК Чувашской АССР от 25 сентября 1930 г. 21 октября 1930 г. была организована Мариинско-Посадская районная плановая комиссия (райплан) в составе председателя, являвшегося в то же время заместителем председателя райисполкома; членов: экономиста – плановика, он же зам. председателя райплана; от райзо (районного агронома), от райфинотдела (инспектора), инспектора по народному образованию, представителей райколхозсоюза, райпотребсоюза. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.49. Л.4,5.) Согласно «Положению о плановых комиссиях при районных исполнительных комитетах Чувашской АССР» ( БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.49. Л.4.) [принято в сентябре 1930 г.] райплан состоял при райисполкоме, которому он непосредственно подчинялся. Райплан подчинялся также на директивных началах Государственной плановой комиссии Чувашской АССР. Он не имел административных функций и все свои решения, имевшие оперативное значение, проводил в жизнь с утверждения райисполкома. На районную плановую комиссию возлагалось:
- руководство плановой и учетно-статистической работой отделов райисполкома, сельских Советов и других кооперативных объединений и общественных организаций района, а также города, являющегося центром района;
- составление планов хозяйственного и социально-культурного строительства районного значения;
- составление баланса зерновых и технических культур;
- составление отдельных планов, или проработка материалов к ним по вопросам хозяйства и культуры района, по заданиям Госплана и райисполкома;
- разработка и представление экспертных заключений по вопросам хозяйства и культуры района для Госплана Чувашской АССР или райисполкома;
- дача заключений по плановым материалам хозяйственного и социально-культурного строительства, осуществляемого на территории района не подведомственными райисполкому органами;
- организация по указаниям Госплана Чувашской АССР наблюдений за исполнением планов хозяйственного и социально-культурного строительства на территории района;
- принятие мер по изучению естественных производительных сил района (краеведческие организации и т.п.);
- составление планов учетно-статистических работ районного значения и ведение учетно-статистических работ по планам и программам, установленным Госпланом Чувашской АССР;
- составление годового отчета о развитии хозяйства и культуры района;
- разработка вопросов районирования на территории района. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.49. Л.4.)
Районная плановая комиссия осуществляла в своей деятельности директивы, постановления и задания райисполкома, а по вопросам основных направлений планирования и общих (качественных и количественных) лимитов; методологии планирования и учета; программы объектов и форм планирования и учета, а также календарных сроков составления планов, райплан руководствовался указаниями Госплана Чувашской АССР. В своей работе райплан опирался также на работу секций при райисполкоме.
Начиная с 1931 г. стали составляться годовые народно-хозяйственные планы в масштабе всей страны и укреплялась система учета.
В декабре 1931 г. из экономико-статистического сектора Госплана СССР сформировался новый орган – Центральное управление народно-хозяйственного учета (ЦУНХУ) при Госплане СССР. Главная задача ЦУНХУ заключалась в усилении системы учета во всех областях хозяйства и проверки выполнения народно-хозяйственного плана. Начальник ЦУНХУ являлся одновременно заместителем председателя Госплана СССР, чем достигалась непосредственная связь этих двух органов. Сектор народно-хозяйственного учета Госплана Чувашской АССР был выделен в самостоятельное управление – Управление народно-хозяйственного учета (УНХУ) при Госплане Чувашской АССР с правом непосредственного вхождения в правительство, т.е. начальник УНХУ являлся одновременно заместителем председателя Госплана Чувашской АССР и назначался ЦИК Чувашской АССР.
В соответствии с постановлениями СНК СССР от 10 марта 1932 г. № 312 «Об организации управлений народно-хозяйственного учета», Президиума Нижегородского краевого исполнительного комитета от 14 мая 1932 г. № 377 «О реорганизации органов народно-хозяйственного учета» (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.50. Л.10) и СНК Чувашской АССР от 09 июня 1932 г. № 313 «Об утверждении положения об органах народно-хозяйственного учета Чувашской АССР» (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-203. Оп.2. Д.524. Л.747-749.) организована инспектура народно-хозяйственного учета Мариинско-Посадского района с проведением регистрации работников учетно-статистических специальностей.
Штат районной инспектуры народно-хозяйственного учета состоял из двух человек: инспектора и экономиста-статистика. Районным инспектором народно-хозяйственного учета могло назначаться только лицо, имевшее специальное учетно-статистическое образование или достаточный практический стаж работы по учету и статистике. Инспектура народно-хозяйственного учета при райисполкоме являлась органом, непосредственно подчиненным УНХУ Чувашской АССР и ведавшим делом учета и статистики на территории района. Инспектор народно-хозяйственного учета при райисполкоме был членом районной плановой комиссии. На райисполком возлагался надзор за деятельностью инспектуры народно-хозяйственного учета без вмешательства в ее оперативную работу.
На инспектуру народно-хозяйственного учета возлагалось:
- выполнение учетно-статистических работ, предусмотренных планом, и заданий, исходящих от УНХУ Чувашской АССР;
- содействие работе районных плановых комиссий и исполнительных комитетов путем экономико-статистического освещения вопросов районного хозяйства и общественной жизни;
- контроль за постановкой учетно-статистических работ, проводимых по плану и заданиям соответствующих ведомств, учреждениями и организациями, находящимися на территории района;
- проведение мероприятий по широкой популяризации основ учета, улучшению учета во всех отраслях хозяйства на территории района, привлечение к делу учета и сосредоточения на нем внимания широкого круга трудящихся и общественных организаций, содействие внедрению учетной дисциплины во всех учреждениях и организациях, содействие районным организациям в правильной постановке учета и отчетности;
- составление районного сводного плана учетно-статистических работ и осуществление на его основе контроля за выполнением районного плана народно-хозяйственного учета;
- проверка учетно-статистической работы районных организаций;
- систематизация учетно-статистических данных о хозяйстве района для надобности планирования, издания периодической информации и справочников;
- организация сельской сети учетно-статистических работников, инструктирование их в работе;
- созыв совещаний работников учета и статистики для обсуждения вопросов текущей работы. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.69. Л.4, 8.)
На основании постановлений СНК СССР от 04 августа 1934 г. «Об укреплении районных и городских органов народно-хозяйственного учета и создания участковой инспектуры народно-хозяйственного учета»,( БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.106. Л.25.) Президиума Горьковского краевого исполнительного комитета от 21 августа 1934 г. № 977 «Об установлении в сельской местности края должности участковых инспекторов народно-хозяйственного учета» (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.106. Л.51.) и СНК Чувашской АССР от 08 сентября 1934 г. № 804 «Об установлении в сельских местностях должности участковых инспекторов народно-хозяйственного учета» (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.106. Л.48-49.) Президиум Марпосадского райисполкома 27 сентября 1934 г. принял постановление об организации в районе трех инспекторских участков с центральными пунктами в г. Марпосад, д. Исмели, с. Шоршелы. Утверждены инспекторами: по Марпосадскому участку Зуева А.Т., по Исмелевскому участку Степанов В.С., по Шоршелскому участку Яковлев Д.Я. с 01 октября 1934 г. В штате инспектуры народно-хозяйственного учета Марпосадского района стало 5 работников: райинспектор – 1, экономист-статистик – 1, участковые инспектора – 3. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.106. Л.58.)
Согласно «Положению об участковых инспекторах народно- хозяйственного учета», принятому постановлением СНК СССР от 17 августа 1934 г. № 1932, (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.106. Л.50-51.) участковый инспектор являлся первичным звеном централизованной системы народно- хозяйственного учета и в пределах обслуживаемого им участка проводил учетно-статистическую работу по сельскому хозяйству, промышленности, строительству, численности и динамике населения и культурно-бытовому обслуживанию. На участкового инспектора возлагались следующие задачи:
- организация и проведение работ по сплошным и выборочным переписям и другим учетно-статистическим операциям, а также организация контрольных обходов, контрольных обмеров и других контрольных статистических работ;
- контроль за постановкой учетно-статистической работы в сельских Советах и инструктирование их;
- контроль за постановкой учетно-статистической работы в организациях и предприятиях, в колхозах, расположенных на территории участка, и инструктирование их;
- проверка правильности отчетных сведений, представленных в районные органы сельсоветами, колхозами, школами, больницами и другими организациями и предприятиями; выявление различного рода искажений и неверных учетных данных и принятие мер к их исправлению;
- выявление бюрократических искажений в постановке учета и отчетности сельсоветов, колхозов и других организаций и предприятий и борьба с этими искажениями. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-977. Оп.1. Д.106. Л.50.)
Конституция СССР 1936 г. отнесла установление народно-хозяйственных планов СССР к компетенции высших органов государственной власти и государственного управления СССР, а непосредственную разработку планов и контроль за их исполнением – к компетенции специальных органов. Конституция оставила в качестве такого органа Государственную плановую комиссию при СНК СССР. Госплан СССР подготавливал и представлял Правительству перспективные, годовые и квартальные планы, разрабатывал отдельные проблемы народного хозяйства и методологию социалистического планирования. (Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М.,1986. С. 226-227.)
В начале 1939 г. в районе, как и по всей стране, прошла Всесоюзная перепись населения.
Постановлением СНК СССР от 21 марта 1941 г. № 625 утверждено новое Положение о Государственной плановой комиссии при СНК СССР. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-203. Оп.18. Д.12. Л. 1305.) Им, в частности, предусматривалось «существующее Центральное управление народно-хозяйственного учета переименовать в Центральное статистическое управление, работающее в системе Госплана СССР в качестве одного из его управлений с подчинением местных органов ЦСУ – Уполномоченным Госплана СССР». В соответствии с этим положением с 07 апреля 1941 г. в Чувашской АССР вместо Управления народно-хозяйственного учета создается Центральное статистическое управление.
В годы войны в деятельности статистиков первостепенное значение приобрели многочисленные срочные и выборочные переписи материальных ресурсов, обследования и расчеты численности и состава населения, трудовых ресурсов, организация оперативной статистики о работе важнейших в военном отношении предприятий и отраслей народного хозяйства, т.е. статистика обеспечивала выявление и мобилизацию всех имеющихся ресурсов для решения неотложных задач в условиях военного времени.
В конце 1943 – в начале 1944 гг. была осуществлена реорганизация в системе статистической службы. На основании постановления СНК СССР от 15 декабря 1943 г. «О республиканских, краевых и областных органах Госплана и ЦСУ» Статистическое управление Чувашской АССР было объединено с аппаратом Уполномоченного Госплана при СНК СССР по Чувашской АССР с подчинением ЦСУ при Госплане СНК СССР, и в структуре Уполномоченного стало функционировать как Управление статистики. (БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-203. Оп.19. Д.258. Л. 140-141.)
В ноябре 1948 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1948 г. «О преобразовании ЦСУ Госплана СССР в Центральное Статистическое управление при Совете Министров СССР» Статистическое управление Чувашской АССР было выделено из аппарата Уполномоченного Госплана СССР в самостоятельное учреждение с функциями учета выполнения народно-хозяйственного плана. (Статистика Чувашии, 1920-2000. /Государственный комитет Чувашской Республики по статистике. Ч., 2000. С.25. )
В первые послевоенные годы статистика сохранила основные черты, присущие ей в военное время. После окончания войны проводились многочисленные срочные переписи оборудования и материалов, ряд единовременных учетов рабочих и служащих по полу, возрасту, профессиям, зарплате. Возобновились ежегодные переписи скота, проводились переписи многолетних насаждений.
Постановлением Совета Министров Чувашской АССР, принятым в мае 1957 г. №134 «О проведении подготовительных работ к Всесоюзной переписи населения 1959 года» (Статистика Чувашии, 1920-2000. /Государственный комитет Чувашской Республики по статистике. Ч., 2000. С.28.) устанавливались задачи статистической службы республики: уточнение границ городских поселений, нумераций кварталов, домовладений, названий улиц, городов и поселений; составление новых планов городских поселений, крупных сел и карт районов; организация проверок состояния похозяйственных книг во всех сельских Советах, при этом обращалось внимание на обеспечение полноты охвата населенных пунктов, отдельно стоящих строений и поселений; проверка полноты и правильности учета населения в домовых книгах.
В связи с укрупнением районов Чувашской АССР приказом Статистического Управления Чувашской АССР от 22 декабря 1962 г. № 259 25 декабря 1962 г. была образована инспектура государственной статистики Мариинско-Посадского района. («Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-872. Оп.1. Д.44. Л.76-77.)
В дальнейшем существенных изменений в названии и структуре инспектуры государственной статистики Мариинско-Посадского района Чувашской АССР не было.
Впервые документы фонда Р-977 «Инспектура государственной статистики Мариинско-Посадского района Чувашской АССР, г. Мариинский Посад» на государственное хранение были приняты в Центральный Государственный архив Чувашской АССР (ныне БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии) 20 августа 1945 г., последующие поступления были в октябре 1969 г., июле 1979 г., ноябре 1988 г.
Документы инспектуры государственной статистики Мариинско-Посадского района при поступлении на государственное хранение в 1945 г. были учтены по 3 описям. В связи с тем, что описи не отвечали требованиям учета, поиска и необходимого качества описания единиц хранения и документов, в 1988 г. фонд инспектуры государственной статистики был переработан. Дела в описях 1-3 пересистематизированы, составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1927-1934 гг. на 107 ед. хр. Дела в описи № 1 дел постоянного хранения систематизированы по хронологическому принципу, в пределах года – по степени информационной значимости документов. Физическое состояние документов удовлетворительное.
На 01 января 2014 г. в фонде Р-977 «Инспектура государственной статистики Мариинско-Посадского района Чувашской АССР, г. Мариинский Посад» числятся 2 описи: опись № 1 дел постоянного хранения за 1927-1934 гг. на 107 ед. хр.; опись № 4 дел постоянного хранения за 1935-1965 гг. на 190 ед. хр.
В опись № 1 дел постоянного хранения включены: постановления, приказы, инструкции и указания ЦСУ (ЦУНХУ) СССР¸ Нижегородской краевой плановой комиссии, Статуправления Чувашской АССР, Статсектора Госплана Чувашской АССР, УНХУ Чувашской АССР по организационным и статистическим вопросам, относящиеся к деятельности фондообразователя; положения, должностные инструкции, приказы, разъяснения, распоряжения вышестоящих организаций, переписка с вышестоящими и другими организациями по вопросам народно-хозяйственного учета и отчетности, по финансовым и кадровым вопросам, протоколы заседаний и выписки из приказов Мариинско-Посадского исполкома Чувашской АССР, районной экспертной и учетно-контрольной комиссий, отчеты о деятельности инспектуры, планы и отчеты по труду и заработной плате. Документы содержат сведения по статистике населения, сельского хозяйства и коллективизации, промышленности, народного образования, социального обеспечения, культурного строительства, кооперативного движения, торговли.
К описи № 1 дел постоянного хранения составлены список сокращенных слов, переводная таблица шифров, оглавление, предисловие.
В опись № 4 дел постоянного хранения включены следующие документы: отчеты промышленных предприятий и колхозов о выполнении производственных планов, по капитальному строительству в колхозах, годовые отчеты по транспорту и связи, сведения об учете населения, скота, посевных площадей, урожайности, о численности работников и расходовании фондов заработной платы, статистический инструментарий по учету и статистике, материалы переписи.
Документы инспектуры государственной статистики Мариинско-Посадского района Чувашской АССР имеют научно-историческую и практическую значимость, дают целостное представление о социально-экономическом развитии района.
Крайние даты документов : 1927-1965
Показывать на сайте? : да