Р-1432
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-1432
Наименование
:
"Чувашавтодор"
Полное наименование
:
Чувашское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог "Чувашавтодор" Республиканского объединения по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР "Росдорцентр" Министерства автомобильных дорог РСФСР, г.Чебоксары. 1938-1979 гг.
Чувашское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог "Чувашавтодор" Республиканского объединения по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР "Росдорцентр" Министерства автомобильных дорог РСФСР, г.Чебоксары. 1938-1979 гг.
Шифр сайт
:
Ф.Р-1432 "Чувашавтодор"
Переименования
Дата
:
18.04.1960
Наименование
:
Управление строительства и ремонта автомобильных дорог при Совете Министров Чувашской АССР, г.Чебоксары.
Дата
:
13.04.1954-18.04.1960
Наименование
:
Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог при Совете Министров Чувашской АССР, г.Чебоксары.
Дата
:
04.06.1953-13.04.1954
Наименование
:
Управление дорожного и транспортного хозяйства при Совете Министров Чувашской АССР, г.Чебоксары.
Дата
:
05.01.1938-04.06.1953
Наименование
:
Дорожное управление при Совете Народных Комиссаров Чувашской АССР, г.Чебоксары.
Дата
:
21.08.1979
Наименование
:
Чувашское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог "Чувашавтодор" Республиканского объединения по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР "Росдорцентр" Министерства автомобильных дорог РСФСР, г.Чебоксары.
Дата
:
27.12.1972-21.08.1979
Наименование
:
Чувашское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог "Чувашавтодор" Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, г.Чебоксары.
Аннотация
:
Положение о Чувашдортранс, Постановления ЦИК и Президиума Верховного Совета ЧАССР, СНК и СМ ЧАССР, ЧУвашского ОК ВКП (б) по вопросам строительства и содержания дорог. Приказы и распоряжения Главдортранс РСФСР. Гушосдор СССР, Главного дорожного управления при СНК РСФСР.
Протоколы совещаний дорожных работников.
Пятилетние и годовые планы дорожного строительства и по эксплуатации дорог. Отчеты об их выполнении.
Сведения о почвенно-грунтовых обследованиях дорог, о дорожных сооружениях. Чертежи дорог и мостов. Карточки искусственных сооружений.
Стенографический отчет I республиканского съезда по дорожному строительству ЧАССР. Материалы о стахановском движении и ударничестве, о месячниках по борьбе с бездорожьем, о рационализации и изобретательстве.
Техно-рабочие проекты и входящие в их состав паспорта проектов, пояснительные записки, ведомости, чертежи, схемы генерального плана, планы трасс, инженерно-геологические условия, отводы и рекультивации земель и др.
Положение о Чувашдортранс, Постановления ЦИК и Президиума Верховного Совета ЧАССР, СНК и СМ ЧАССР, ЧУвашского ОК ВКП (б) по вопросам строительства и содержания дорог. Приказы и распоряжения Главдортранс РСФСР. Гушосдор СССР, Главного дорожного управления при СНК РСФСР.
Протоколы совещаний дорожных работников.
Пятилетние и годовые планы дорожного строительства и по эксплуатации дорог. Отчеты об их выполнении.
Сведения о почвенно-грунтовых обследованиях дорог, о дорожных сооружениях. Чертежи дорог и мостов. Карточки искусственных сооружений.
Стенографический отчет I республиканского съезда по дорожному строительству ЧАССР. Материалы о стахановском движении и ударничестве, о месячниках по борьбе с бездорожьем, о рационализации и изобретательстве.
Техно-рабочие проекты и входящие в их состав паспорта проектов, пояснительные записки, ведомости, чертежи, схемы генерального плана, планы трасс, инженерно-геологические условия, отводы и рекультивации земель и др.
Историческая справка
:
Упавление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совете Народных Комиссаров Чувашской АССР было образовано в 1929 году.
С окончанием гражданской войны и до конца 20-х годов содержание, ремонт и развитие шоссейных и грунтовых дорог находилось в ведение Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) СССР, который руководил всем транспортом (железнодорожным, морским, речным, автогужевым), а также в ведении Наркомата внутренних дел СССР. В составе НКПС СССР были созданы управления по видам транспорта. Для руководства шоссейными и грунтовыми дорогами было создано центральное управление местного транспорта (Цумт), а на местах –окружные управления местного транспорта (ОМЕСы).
Дорожное хозяйство Чувашии в ведомственном отношении подчинялось Волжскому окружному управлению местного транспорта (Волж ОМЕС).
В годы индустриализации страны и социальной реконструкции сельского хозяйства наблюдается бурное развитие всех основных видов транспорта на основе их технической реконструкции.
Развитие отдельных основных видов транспорта и задачи в этой области значительно усложняли вопросы управления транспортом.
Поэтому, как и в других отраслях народного хозяйства, на транспорте проводится специальные управления, т.е. каждый вид транспорта обособляется в самостоятельную отрасль управления.
Постановлением ЦИК СССР от 28 ноября 1928 года «О дорожном хозяйстве и автомобильном деле СССР» (ЦГА ЧССР, НСБ, Нелидов А.А. История государственных учреждений СССР. 1917-1936 г.г. (учебное пособие). М., 1962, стр. 592.), в связи с ростом автотранспорта и большими задачами в области дорожного строительства, Наркомату путей сообщения СССР в отношении регулирования и планирования дорожного хозяйства и общего регулирования автомобильного дела на всей территории Союза были присвоены функции объединенного наркомата. Тогда же управление шоссейных и грунтовых дорог НКПС СССР было реорганизовано в Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс). При правительствах союзных республик были образованы главдортрансы (главные управления). Последние находились по отношению к НКПС СССР в положении объединенных наркоматов и сосредоточивали в своих руках руководство дорожным хозяйством и автомобильным делом на территории своей республики. При СНК автономных республик, краевых (областных) исполкомах были образованы тогда же им подчиненные одноименные управления, а при существовавших еще губернских, а также окружных исполкомах – отделы.
23 апреля 1929 года Совет народных Комиссаров Чувашской АССР постановил организовать Управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при СНК Чувашской АССР (Чувашдортранс) с 1 мая 1929 года. (ЦГА ЧАССР, ф.203, оп. 1, д.78, л.45-46.).Это постановление было утверждено на заседании Центрального Исполнительного Комитета Чувашской АССР 9 мая 1929 года. (ЦГА ЧАССР, ф. 202, оп. 1, д. 320, л.57.).
Чувашавтотранс в ведомственном отношении были подчинены Главному Управлению шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта РСФСР (Главдортранс) и Нижегородскому краевому Управлению шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта (Нижкрайдортранс), а также находился в ведении Совнаркома Чувашской АССР.
Протоколом заседания наркомата РКИ Чувашской АССР от 27 июня 1929 года был установлен штат дорожного управления: начальник Управления, инженер –инспектор, инженер для технических работ. Четрежник, секретарь и производители работ по периферии. (ЦГА ЧССР, ф.254, оп. 1, д.324, л. 77).
Чувашдортранс ведал на территории республики постройкой, ремонтом и содержанием в исправности дорог и дорожных сооружений общесоюзного, республиканского, районного и сельского значения. К деятельности Чувашдортранса относилась организация дорожных работ с использованием трудового участия местного населения. В функции Чувашдортранса входило также производство технических и экономических обследований, изысканий и исследовательско - опытных работ в области дорожного и автомобильного дела; составление общереспубликанских и экономических карт; подготовка технических кадров; надзор за работой автопредприятий и автохозяйств; разработка проектов и смет на все виды дорожного строительства; разработка перспектив дорожного строительства в Чувашии и .т.п.(ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.39, лл.129-132.).
Постепенно, по мере необходимости, штат дорожного управления расширялся. В 1933 году помимо руководства в штате Чувашдортранса выделяются следующие сектора:
- сектор трудучастия
- сектор ремонта и содержания дорог
- финансовый сектор
- автосектор
- ответственный исполнитель по снабжению
- секретариат
- ответственный исполнитель по кадрам
- спецсектор
- экономист
- проектное бюро
- опытная дорожно-исследовательская станция
(ОДИС). (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.126, лл. 6-7.)
В соответствии с постановлением СНК Чувашской АССР от 28 марта 1933 года в ведение Чувашдортранса был передан трест Чувашавтотранс, переименованный в автомобильно-гужевой и транспортный эксплуатационный трест, сокращенно Чувашавтогужтрест.(ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.140, л. 111.).
Автогужтрест в составе Чувашдортранса просуществовал до 30 декабря 1935 года, когда был выделен на правах самостоятельной хозрасчетной единицы с непосредственным подчинением СНК Чувашской АССР. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.337, л. 75.). Кроме того, на основании постановления СНК Чувашской АССР от 9 мая 1933 года при Чувашдортрансе был образован Чувашавтоснаб (или Чувашдорснаб) (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.140, л. 170.), в функции которого входило снабжение всех автохозяйств республики горючими и смазочными материалами, резиной и запасными частями.
В первые годы существования Чувашдортранса структура его была не устоявшейся, количеством отделов и их названия постоянно менялись, в году несколько раз. К сожалению, нам не удалось с предельной точностью выяснить в какой последовательности появлялись и прекращали деятельность те или иные отделы. В 1934 году существовали следующие штатные расписания:
1) руководство
административно - хозяйственный отдел
дорожно-эксплуатационный отдел
финансовый отдел
планово-экономический отдел
автоотдел
проектная контора
опытная и дорожная исследовательская станция
(ОДИС) (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.300, л. 15.)
2) руководство
спецчасть
управление делами
отдел снабжения
отдел ремонта и содержания дорог
отдел низовой сети (группа трудчасти)
автогужевой отдел
финансовая группа (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.138, л. 176.)
3) руководство
Спецчасть
управление делами
отдел снабжения
отдел содержания и текущего ремонта дорог
отдел районных и сельских дорог
планово—экономический отдел
автогужевой отдел (Автогужтрест)
финансовый отдел
сектор подготовки кадров
отдел нового дорожного строительства (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.242, л.46.)
До конца 1935 года при отделе эксплуатации состоял отдел низовых дорог и трудучастия под названием «группа труд-участия». В конце 1935 года эта группа была выделена в отдел райсельдорог и трудучастия (или отдел низовых дорог и трудучастия). (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.206, л. 9.).
Отдел ремонта и содержания дорог назывался одно время отделом эксплуатации, происходили и другие изменения, которые, к сожалению проследить не удается.
Такие же изменения в структуре Управления и названиях отделов происходили в 1935 году:
1) руководство
административно-хозяйственный сектор
автогужевой сектор
финансовый сектор
дорожно-эксплуатационный сектор
сектор райдоротделов и райдортрансов
планово-экономический сектор
спецчасть
сектор капитального строительства
2) руководство
общий отдел
отдел эксплуатации
отдел нового строительства
планово-экономический отдел
финансовый отдел
отдел снабжения (Дорснаб)
изыскательная группа
проектная контора
3) руководство
адмхозсектор
авогужсектор
финансовый сектор
дорожно-эксплуатационный сектор
сектор райдоротделов и райдортрансов
планово-экономический сектор ((ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.254, л. 8.).
Чувашавтотранс имел следующие подведомственные учреждения: дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ) №№ 240, 241, 242, 243 и 244, дорожно-эксплуатационные дистанции (ДЭД), машинно-дорожную станцию (МДС), Цивильский ремонтный завод, дорожные школы в г. Канаше и в Вурнарах, Вурнарский дом отдыха Цудортранса с его подсобным хозяйством и молочно-товарной фермой и кроме того, при каждом райисполкоме были организованы районные дорожные отделы (РДО).
Во исполнение постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 28 октября 1935 года Центральный Исполнительный Комитет и Совнарком Чувашской АССР постановлением от 15 ноября 1935 года «О передаче Чувашдортранса в ведение Управления Наркомвнудела» (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 1, д.309, л. 33.) передали Управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при СНК Чув. АССР в ведение Управления народного комиссариата внутренних дел по Чувашской АССР со всем личным составом, имуществом и подсобными предприятиями. Дортранс стал именоваться Отделом шоссейных дорог УНКВД (Ошосдор УНКВД) по Чувашской АССР.
Структура аппарата Ошосдора менялась. В 1936 году существовал следующие отделы:
руководство
административно-хозяйственный отдел
дорожный отдел
планово-финансовый отдел
отдел райсельдорог и трудсанчасти
автогужотдел
спецчасть (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.357, л. 14.)
Произошли изменения и в подведомственных Ошосдору учреждениях. Приказом № 34 УНКВД по Чувашской АССР от 29 февраля 1936 года дорожно-эксплуатационные участки №№ 242, 243 и 244 были расформированы, оставшимся двум присвоены новые номера: 240-му № 1, 241-му- № 2. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.357, л. 3.)
В 1937 году структуре Ошосдора УНКВД по Чувашской АССР выделялись следующие отделы:
руководство
отделение эксплуатации
отделение местных дорог
планово-финансовое отделение
группа снабжения (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.417, л. 7.)
В ведении Главного Управления шоссейных дорог (Гушосдор) НКВД СССР, а на местах –Ошосдоров, было оставлено строительство, ремонт и эксплуатация дорог общесоюзного, республиканского, краевого и областного значения по особому списку, утвержденному СНК СССР, а также контроль за дорожным строительством райисполкомов.
Строительство и содержание районных и сельских дорог возлагалось целиком на райисполкомы и сельсоветы.
За дорожным органами НКВД оставлено также составление правил содержание дорог, издание технических правил и норм на постройку и содержание районных и сельских дорог, а также составление типовых проектов искусственных сооружений.
Из ведения Гушосдора изъята эксплуатация автотранспорта, авторемонт, производство оборудования для гаражей, эксплуатация станции обслуживания, проектирование гаражей и авторемонтных предприятий, научно-исследовательская разработка вопросов эксплуатации автомобиля, подготовка шоферских кадров и инспектирование автотранспорта. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.357, л. 137.)
Во исполнение постановления СНК СССР от 22 апреля 1938 г. № 526 и постановления СНК РСФСР от 7 мая 1939 года № 96 «Об управлении дорожным хозяйством» Совнарком Чувашской АССР принял 16 мая 1938 года постановление № 471 «Об организации дорожного управления при СНК Чувашской АССР». (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 1, д.626, л. 3, 25.)
В соответствии с постановлением СНК СССР от 2 марта 1938 года Совнарком Чувашской АССР 22 июня 1938 года принял постановление № 599 «О передаче дорожных органов НУКВД в дорожное управление при СНК Чувашской АССР», согласно которому дела, имущество и дороги Ошосдора по состоянию на 1 мая 1938 г. были приняты и переданы Дорожному управлению при СНК Чувашской АССР. (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 1, д.637, л. 57.)
С 15 марта 1946 г. в связи с преобразованием Советов Народных Комиссаров СССР, союзных и автономных республик в Советы Министров СССР, союзных и автономных республик, (ЦГА ЧССР, НСБ, Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1975. Том 1, стр. 186-М., 1975) управление стало именоваться Дорожным управлением при Совете Министров Чувашской АССР.
Постановлением СНК Чувашской АССР № 1011 от 5 октября 1938 года утверждена структура и штат Дорожного управления:
руководство
отдел нового строительства
отдел эксплуатации
плановый отдел
финансовый отдел
общий отдел
отдел снабжения
отдел кадров. (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 1, д.647, л. 219-220.)
В 1039 году в структуре Дорожного управления остаются все отделы, кроме последнего. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.551, л. 45.)
В 1940 году существовали те же отделы, что и в 1939 году, только вместо общего отдела-административно-хозяйственный отдел. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.591, л. 1.)
В 1941 году структура Дорожного управления снова несколько изменилась:
руководство
производственный отдел
плановый отдел
финансовый отдел
административно-хозяйственный отдел
отдел снабжения
проектная группа (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.583, л. 39.)
В 1943 году сохранились все отделы, кроме последних двух.
В 1949 году структура управления была вновь расширена:
руководство
отдел республиканских дорог
отдел местных дорог
сектор механизации
планово-экономический отдел
финансовый отдел
административно-хозяйственный отдел (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 21,д.186, л. 34-35.)
В 1952-1953 годах в структуре Дорожного управления осталось пять отделов:
руководство
производственно-технический отдел
планово- финансовый отдел
бухгалтерия
административно-хозяйственный отдел (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 24, д.589, л. 51.)
Постановлением Совета Министров РСФСР № 721 от 4 июня 1953 г. Дорожное управление при Совете Министров Чувашской АССР реорганизовано в Управление дорожного и транспортного хозяйства при Совмине Чувашской АССР. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.359, л. 116.) Постановлением Совмина Чувашской АССР № 555 от 19 июня 1953 года (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 21, д.435, л. 54-58.) в ведение Управления дорожного и транспортного хозяйства при СМ ЧАССР переданы ассигнования, здания, сооружения, предприятия и имущество Дорожного управления, Управления автотранспорта и Сурского управления по транспортному освоению рек при СМ ЧАССР. Этим же постановлением утверждена структура и штаты Управления дорожного и транспортного хозяйства при Совмине Чувашской АССР:
руководство
отдел дорожного хозяйства
отдел автомобильного транспорта
отдел речного транспорта
планово-финансовый отдел
бухгалтерия
На 1 января 1954 года Управлению дорожного и транспортного хозяйства были подведомственны: Дорснаб, Автотехснаб, АвтоТЭК,
дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ):
Чебоксарский № 240 местного значения,
Шумерлинский № 241 республиканского значения,
Батыревский № 242 местного значения,
Цивильский № 243 республиканского значения,
Цивильский ДЭУ №243в соответствии с постановлением Совмина Чувашской АССР от 10 августа 1960 года переименован в Канашский ДЭУ № 243 и переведен в г. Канаш.
Урмарский мехкарьер существовал с 18 августа 1950 года по 5 октября 1957 года, когда был ликвидирован. В городах существовали автотранспортные конторы, Цивильский авторемонтный завод, Чебоксарский и Сурский экспедиционные участки по транспортному освоению малых рек (экспедиционные участки ликвидированы в 1954 году). Кроме того, при каждом райисполкоме существовали дорожные отделы (райдоротделы, РДО).
Согласно Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1954 г. и приказа Министра дорожного и транспортного хозяйства РСФСР № 227 от 13 апреля 1954 г. Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог при Совете Министров Чувашской АССР (Чувашуправтошосдор).
Приказом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР № 52 от 27 января 1955 года был образован самостоятельный Автотранспортный трест, куда отошли от Управления: автомобильный отдел, автотехснаб, АвтоТЭК, все автотранспортные конторы, Цивильский авторемонтный завод.
В структуре Чувашуправтошосдора в 1955 году выделялись следующие отделы:
руководство
отдел дорожного хозяйства
отдел автомобильного транспорта (отошел позже в Автотранспортный трест)
планово-финансовый отдел
бухгалтерия (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 5, д.593, л. 1.)
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О преобразовании управлений и отделов автомобильного транспорта и шоссейных дорог исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся РСФСР» от 23 марта 1960 года. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 6, д.493, л. 122.) Президиум Верховного Совета Чувашской АССР принял 18 апреля 1960 года соответствующий Указ о преобразовании Управления автомобильного транспорта и шоссейных дорог при Совете Министров Чувашской АССР. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 6, д.493, л. 123.). Этим же Указом райдоротделы преобразованы в отделы строительства и ремонта автодорог.
Созданное управление подчинялось в своей деятельности как Совету Министров Чувашской АССР, так и Министерству строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, находясь в непосредственном ведении Главного управления республиканских и местных дорог (Главдорупр) этого Министерства. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 6, д.544, л. 2.).
В ведении Управления строительства и ремонта автодорог на 25 декабря 1962 г. находились следующие подведомственные учреждения: Дорожно-строительное управление Чувашской АССР в г. Шумерля, организованное 1 марта 1959 года (вместо существовавшей раньше машинно-дорожной станции № 50).
Дорожно-эксплуатационные участки согласно приказа Министра строительства и эксплуатации автодорог РСФСР № 224 от 26 июня 1962 года переименованы в дорожные участки (ДУ):
Чебоксарский 240 в 396 дорожный участок,
Шумерлинский 241 в 395 ДУ,
Батыревский 242 в 793 ДУ,
Канашский 243 в 792 ДУ
20 августа 1962 года вновь организован Калининский ДУ под номером 794. 28 октября 1960 года образована проектно-сметная группа Управления.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 19 февраля 1965 года № 259 «Об улучшении строительства, ремонта и содержания местных автомобильных дорог», постановлением Совмина Чувашской АССР от 1 июня 1965 года № 326 и приказом Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР № 249 от 7 июля 1965 г. «Об организации производственных дорожных участков на местных автомобильных дорогах общего пользования» организовано 17 производственных дорожных участков (ПДУ) взамен упраздненных отделов строительства и ремонта автодорог райисполкомов.
В структуре Управления строительства и ремонта автомобильных дорог при Совмине Чувашской АССР были следующие отделы:
руководство
планово-производственный отдел
финансовый отдел и бухгалтерия (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 5, д.1132, л. 27.)
В 1965 году прибавился отдел механизации. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 6, д.102, л. 2.)
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О некоторых органах государственного управления в автономных республиках, краях и областях РСФСР» от 15 декабря 1972 года, постановлением Совета Министров РСФСР № 746 «О некоторых органах государственного управления в автономных республиках, краях и областях РСФСР» от 15 декабря 1972 года, постановлением Совета Министров РСФСР № 746 «О дальнейшем совершенствовании управления дорожным хозяйством в РСФСР» от 27 декабря 1972 года и аналогичным приказом № 167 Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР было образовано Чувашское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог (Чувашавтодор) (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 7, д.1, л. 1.). В своей деятельности Чувашавтодор подчинялся Министерству строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР и Совету Министров Чувашской АССР.
В аппарате Чувашавтодора выделялись в 1973 году следующие структурные подразделения:
руководство (канцелярия)
главный механик
главный энергетик
инженер по подготовке кадров
производственный отдел по строительству
производственный отдел по эксплуатации и безопасности движения
технический отдел
планово-экономический отдел
бухгалтерия с финансовой группой
группа по привлечению ресурсов на дорожные работы
В 1976 году вместо последнего отдела был образован отдел организации труда и заработной платы. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.338, л. 14-15.).
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1979 года Министерство строительства и эксплуатации, автомобильных дорог РСФСР переименовано в Министерство автомобильных дорог РСФСР.
Чувашское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог в своей деятельности непосредственно подчинялся Совмину Чувашской АССР и Республиканскому объединению по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР «Росдорцентр» Министерства автомобильных дорог РСФСР.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 20 октября 1978 года № 497, 494 дорожное хозяйство РСФСР переходит на трехзвенную систему управления.
В соответствии с постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 21 августа 1979 года, руководствуясь постановлением Совета Министров РСФСР № 489 от 20 октября 1978 года и приказами Министерства автомобильных дорог РСФСР № 95 от 30 ноября 1979 года и № 16-ор от 15 января 1980 года в Чувашавтодоре осуществлен переход управления дорожным хозяйством в Чувашской АССР по трехзвенной системе: Министерства автомобильных дорог РСФСР - Республиканское объединение по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР (Росдорцентр)- Чувашское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог (Чувашавтодор).
За период деятельности Дорожного управления отложить документы, представляющие научно-историческую ценность. Документы Чувашдортранса поступили на госхранение в Центральный государственный архив Чувашской АССР впервые в 1939 году и образовали фонд Управления шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта при СНК ЧАССР № 251. 11 июня 1939 года поступило на хранение 125 дел по описи №1 за 1927-1939 годы. В 1950 году поступило 61 дело по секретной описи № 2 за 1929-1936 годы и в1957 году-508 дел по описи №3 за 1926-1935 годы. В апреле 1959 года 24 дела за 1927-1929 г.г. по описи №1 были выделены к уничтожению. В 1962 году из описи №3 выбыло 155 дел по личному составу. Кроме того, были утеряны и сняты с учета в 1980 году 2 дела по описи №1. Таким образом, на момент начала переработки описей фонда дорожного управления, в фонде № Р-251 числилось 513 дел по трем описям: опись №1-99 дел, опись № 2 с-61 дело, опись №3-353 дела.
При приеме документальных материалов в ЦГА Чувашской АССР и формировании фонда дорожного управления была допущена ошибка: документы учреждений, выдавших дорожным хозяйством в Чувашии, образовали 2 фонда: № 251 и № 1432.
Документы, образовавшие фонд Дорожного управление при СНК ЧАССР Р-1432, поступили на госхранение впервые в 1950 году по секретной описи №1 в количестве 37 дел за 1938 -1941 годы. В 1957 году принято по описи №2 231 дело за 1939-1945 годы. В этом же году поступили 92 дела за 1928-1953 г.г. по описи №3 и 393 дела за 1932-1954 г.г. по описи №4. В 1961, 1962 и 1966 гг. из фонда Р-1432 выбыли дела, содержащие документы по личному составу: из описей №2 -52 дела и все дела по описи №3 и № 4.
Документальные материалы, отражающие деятельность Дорожного управления при СМ ЧАССР и последующих за ним учреждений, ведавших дорожным хозяйством в республики, периодически проходили обработку на местах и постепенно поступали 835 дел по описи № 5 за 1946-1959 годы, 13 дел за 1942-1955 годы по секретной описи №1. В 1968 году вновь поступали по описи №5 437 дел за 1940-1941, 1947-1949, 1951, 1953, 1955-1965 годы и по описи № 1с 8 дел за 1956-1963 годы. По описи №6 поступило 456 дел в 1971 году за 1938-1969 годы, 218 дел за 1965-1972 годы в 1988 году. По секретной описи №1 дела поступили в 1972 году -4 дела и в 1980 году-2 дела. Последнее поступление в фонд Р-1432 произошло в 1988 году, когда было принято 432 дела за 1973-1977 годы по описи №7.
Таким образом, в фонде Р-1432 к началу переработки описей находилось 2621 дело по пяти описям: опись №1 с -64 дела, опись №2-179 дел, опись №5 -1272 дела, опись №6-674 дела и опись №7 -432 дела.
За время хранения документов в ЦГА ЧАССР неоднократно проводились проверки наличия и состояния документальных материалов фондов Р-251 и Р-1432.
Поскольку учреждение –фондообразователь –Чувашавтодор –существует и в настоящее время, комплектование фонда продолжается.
Во второй половине 1991-начале 1992 года была проведена переработка некоторых описей фонда, а именно: опись 1,2 с 3 фонда Р-251 и опись №2 фонда Р-1432.
Переработка этих описей вызвана необходимостью объединения фондов Р-215 и Р-1432, а также неудовлетворительным состоянием данных описей и научно-справочного аппарата, не соответствием их современным требованиям: заголовки большинства дел не раскрывали внутренне содержание документов, допущены ошибки в систематизации дел, отсутствовал ряд элементов научно-справочного аппарата. К тому же большинство количество описей усложняет работу, затрудняет поиски документов.
Не нуждались в переработке описи 5, 6, 7, составленные в конце 60-х начале 80-х годов, т.к. они отвечают современным требованиям. Опись №1 с фонда Р-1432 в настоящее время не подлежит рассекречиванию; опись №2с фонда Р-251 рассекречена в декабре 1991 года.
В результате переработки описей №№ 1, 2 с 3 фонда Р-251 и описи №2 фонда Р-1432 и в результате объединения этих фондов, составлена опись № 2 фонда Р-1432 дел постоянного хранения в количестве 693 дел за февраль 1925-1945 годы. В ходе переработки было уточнено содержание дел с их полистным просмотром, крайние даты дел, составлены новые заголовки дел, проведена пересистематизация дел.
В описях дел постоянного хранения фонда Р-1432 содержатся разнообразные документы, отражающие деятельность дорожного управления и его преемников по дорожному строительству в Чувашии в период с 20-х годов до 70–х годов. Это директивно –нормативная, организационно-распорядительная, плановая, отчетно-статистическая, контроль-справочная, специальная- производственная, финансовая документация. Фонд содержит в себе довольно обширную переписку с центральными, республиканскими и районными учреждениями и организациями по вопросам дорожного строительства и несколько дел по личному составу. По содержанию можно выделить еще одну группу документов в составе описи №2 –это документы секретной части Чувашдортранса и ошосдора (хотя по видам документов их можно было бы отнести к вышеназванным группам). Это выделение обоснованно, поскольку все документы связаны с мобилизационными вопросами (на случай ведения войны). Кроме того, в описи №2с содержится несколько единичных документов, которые представляют познавательный интерес: материалы о деятельности буксирной бригады из Чувашии, командированной в АССР Немцев Поволжья для оказания помощи в дорожном строительстве за 1932-июль 1933 г. (д.91), стенографический отчет 1-го Республиканского съезда по дорожному строительству, состоявшегося 5-7 декабря 1933 года (д.117), рукопись книги о состоянии дорожного хозяйства в Чувашии в дореволюционное время и ходе дорожного строительства за 1923-1932 г.г. (д.102), рабочие записки инженера –геолога Т.Васильева по изучению сырьевой базы дорожно-строительных материалов в Чувашии за 1936 год (д.388), материалы по организации содействия автопробегом «Москва-Каракум-Москва» и «Москва-Владивосток» за 1933 и 1935 годы (дд.118, 250).
Язык документов–русский, лишь несколько документов написаны на чувашском языке. Документы фонда рукописные, машинописные и типографские. Физическое состояние документов в основном удовлетворительное, тексты прочитываются хорошо, но есть незначительная часть документов с затухающим текстом.
Документы фонды, по–видимому, мало использовались, можно сказать, что история дорожного строительства в Чувашии малоизвестна, за исключением того факта, что до последнего времени, а особенно в 30-50 0е годы, дорожное хозяйство республики считалось лучшим не только в РСФСР, но и в СССР. К слову, именно за успехи в дорожном строительстве Чувашская АССР была награждена Орденом Ленина.
К описи № 2 фонда составлены основные элементы научно-справочного аппарата: титульный лист, оглавление, список сокращений, предисловие, указатель документов по личному составу, переводная таблица шифров.
Научный сотрудник отдела НСА С.В. Атласкина
ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 10 декабря 1987 г. № 482, приказом Минавтодора РСФСР от 30 декабря 1987 г. № 204 -ор и приказом Чувашского производственного управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог " Чувашавтодор " от 26 апреля 1988 г. № 133 вышеназванное управление было реорганизовано и на его базе создано Чувашское проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог "Чувашавтодор ".
В соответствии с постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 11 марта 1988 г. № 83 и Уставом Чувашавтодора, утвержденным приказом Минавтодора РСФСР от 28 марта 1988 г. № 41- ф по согласованию с Советом Министров Чувашской АССР 18 марта 1988 г. с апреля 1988 г. преобразованы:
Порецкое дорожно-ремонтно-строительное управление III группы по оплате труда руководителей, специалистов и служащих в Порецкий дорожный ремонтно-строительный участок I группы по оплате труда;
Мостовое ремонтно-строительное управление III группы по оплате труда - в Мостовой ремонтно-строительный участок I группы по оплате труда;
Проектно-сметное бюро - в проектно-сметный отдел автодора (1).
В состав управления за 1983-1987 г.г. входили следующие подразделения:
- Управление производственно-технологической комплектации проектно-сметное бюро Чувашская объединенная Дирекция строящихся дорог
- Передвижная лаборатория по охране труда и технике безопасности
- Группа связи
- Учебный пункт
- Группа проектов организации работ
- Центральная строительная лаборатория
- Нормативно-исследовательская станция
- Батыревское дорожное ремонтно-строительное управление
- Вурнарское -"-
- Ибресинское -"-
- Канашское -"-
- Порецкое -"-
- Чебоксарское -"-
- Шумерлинское -"-
- Ядринское -"-
- Алатырский дорожный ремонтно-строительный участок
- Козловский -"-
- Мариинско-Посадский -"-
- Урмарский -"-
- Шумерлинское -"-
- Мостовое ремонтно-строительное управление.
Документы постоянного хранения управления по 1972 г. сданы на хранение в ЦГА Чувашской АССР (фонд № 1432). Документы постоянного хранения за 1973-1987 г.г. и все документы по личному составу (включая личные дела уволенных) переданы в вновь образованное Чувашское проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог "Чувашавтодор".
В январе - марте 1989 г. сотрудниками отдела комплектования и экспертизы ценности документов ЦГА Чувашской АССР проведена научно-техническая обработка документов управления за 1983-1987 г.г.
В результате научно- технической обработки документов управления за 1983-1987 г.г. составлены:
- опись № 7 (продолжение) дел постоянного хранения за 1981-1987 г.г. в количестве 310 дел с приложением элементов НСА: титульного листа, оглавления, списка сокращенных слов и предисловия;
- опись № 7 "а" (продолжение) дел по личному составу за 1970, 1978,1983-1987 г.г. в количестве 30 дел;
- опись № 1 (продолжение) личных дел работников, уволенных за 1984-1987 г.г. в количестве 70 дел;
- акт о выделении к уничтожению документов, не имеющих научно-исторической ценности и утративших практическое значение в количестве 1576 дел;
- 1196 дел с временными сроками хранения учтены и оставлены на хранение в ведомственном архиве.
В связи с ликвидацией обработаны документы Чувашской объединенной Дирекции строящихся автодорог и составлены:
- опись № 1 дел постоянного хранения за 1968-1987 г.г. в количестве 53 дел;
- опись № 2 дел по личному составу за 1973-1987 г.г. в количестве 15 дел;
Также в связи с ликвидацией обработаны документы проектно-сметного бюро и составлены:
- опись № 1 дел постоянного хранения за 1960-1988 г.г. в количестве 71 дела;
- опись № 2 дел по личному составу за 1960-1988 г.г. в количестве 58 дел.
Обработанные документы Чувашской объединенной Дирекции строящихся автодорог и проектно-сметного бюро переданы в архив вновь образованного Чувашского проектно-ремонтно-строительного объединения автомобильных дорог "Чувашавтодор".
Старший архивист отдела комплектования и
экспертизы ценности документов ЦГА Чувашской АССР Л.М. Николаева.
28 февраля 1989 г.
_____________
(1) ЦГА Чувашской АССР, фонд № 1432, оп.№ 7, д.1074, л.1-5.
Упавление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совете Народных Комиссаров Чувашской АССР было образовано в 1929 году.
С окончанием гражданской войны и до конца 20-х годов содержание, ремонт и развитие шоссейных и грунтовых дорог находилось в ведение Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) СССР, который руководил всем транспортом (железнодорожным, морским, речным, автогужевым), а также в ведении Наркомата внутренних дел СССР. В составе НКПС СССР были созданы управления по видам транспорта. Для руководства шоссейными и грунтовыми дорогами было создано центральное управление местного транспорта (Цумт), а на местах –окружные управления местного транспорта (ОМЕСы).
Дорожное хозяйство Чувашии в ведомственном отношении подчинялось Волжскому окружному управлению местного транспорта (Волж ОМЕС).
В годы индустриализации страны и социальной реконструкции сельского хозяйства наблюдается бурное развитие всех основных видов транспорта на основе их технической реконструкции.
Развитие отдельных основных видов транспорта и задачи в этой области значительно усложняли вопросы управления транспортом.
Поэтому, как и в других отраслях народного хозяйства, на транспорте проводится специальные управления, т.е. каждый вид транспорта обособляется в самостоятельную отрасль управления.
Постановлением ЦИК СССР от 28 ноября 1928 года «О дорожном хозяйстве и автомобильном деле СССР» (ЦГА ЧССР, НСБ, Нелидов А.А. История государственных учреждений СССР. 1917-1936 г.г. (учебное пособие). М., 1962, стр. 592.), в связи с ростом автотранспорта и большими задачами в области дорожного строительства, Наркомату путей сообщения СССР в отношении регулирования и планирования дорожного хозяйства и общего регулирования автомобильного дела на всей территории Союза были присвоены функции объединенного наркомата. Тогда же управление шоссейных и грунтовых дорог НКПС СССР было реорганизовано в Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс). При правительствах союзных республик были образованы главдортрансы (главные управления). Последние находились по отношению к НКПС СССР в положении объединенных наркоматов и сосредоточивали в своих руках руководство дорожным хозяйством и автомобильным делом на территории своей республики. При СНК автономных республик, краевых (областных) исполкомах были образованы тогда же им подчиненные одноименные управления, а при существовавших еще губернских, а также окружных исполкомах – отделы.
23 апреля 1929 года Совет народных Комиссаров Чувашской АССР постановил организовать Управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при СНК Чувашской АССР (Чувашдортранс) с 1 мая 1929 года. (ЦГА ЧАССР, ф.203, оп. 1, д.78, л.45-46.).Это постановление было утверждено на заседании Центрального Исполнительного Комитета Чувашской АССР 9 мая 1929 года. (ЦГА ЧАССР, ф. 202, оп. 1, д. 320, л.57.).
Чувашавтотранс в ведомственном отношении были подчинены Главному Управлению шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта РСФСР (Главдортранс) и Нижегородскому краевому Управлению шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта (Нижкрайдортранс), а также находился в ведении Совнаркома Чувашской АССР.
Протоколом заседания наркомата РКИ Чувашской АССР от 27 июня 1929 года был установлен штат дорожного управления: начальник Управления, инженер –инспектор, инженер для технических работ. Четрежник, секретарь и производители работ по периферии. (ЦГА ЧССР, ф.254, оп. 1, д.324, л. 77).
Чувашдортранс ведал на территории республики постройкой, ремонтом и содержанием в исправности дорог и дорожных сооружений общесоюзного, республиканского, районного и сельского значения. К деятельности Чувашдортранса относилась организация дорожных работ с использованием трудового участия местного населения. В функции Чувашдортранса входило также производство технических и экономических обследований, изысканий и исследовательско - опытных работ в области дорожного и автомобильного дела; составление общереспубликанских и экономических карт; подготовка технических кадров; надзор за работой автопредприятий и автохозяйств; разработка проектов и смет на все виды дорожного строительства; разработка перспектив дорожного строительства в Чувашии и .т.п.(ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.39, лл.129-132.).
Постепенно, по мере необходимости, штат дорожного управления расширялся. В 1933 году помимо руководства в штате Чувашдортранса выделяются следующие сектора:
- сектор трудучастия
- сектор ремонта и содержания дорог
- финансовый сектор
- автосектор
- ответственный исполнитель по снабжению
- секретариат
- ответственный исполнитель по кадрам
- спецсектор
- экономист
- проектное бюро
- опытная дорожно-исследовательская станция
(ОДИС). (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.126, лл. 6-7.)
В соответствии с постановлением СНК Чувашской АССР от 28 марта 1933 года в ведение Чувашдортранса был передан трест Чувашавтотранс, переименованный в автомобильно-гужевой и транспортный эксплуатационный трест, сокращенно Чувашавтогужтрест.(ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.140, л. 111.).
Автогужтрест в составе Чувашдортранса просуществовал до 30 декабря 1935 года, когда был выделен на правах самостоятельной хозрасчетной единицы с непосредственным подчинением СНК Чувашской АССР. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.337, л. 75.). Кроме того, на основании постановления СНК Чувашской АССР от 9 мая 1933 года при Чувашдортрансе был образован Чувашавтоснаб (или Чувашдорснаб) (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.140, л. 170.), в функции которого входило снабжение всех автохозяйств республики горючими и смазочными материалами, резиной и запасными частями.
В первые годы существования Чувашдортранса структура его была не устоявшейся, количеством отделов и их названия постоянно менялись, в году несколько раз. К сожалению, нам не удалось с предельной точностью выяснить в какой последовательности появлялись и прекращали деятельность те или иные отделы. В 1934 году существовали следующие штатные расписания:
1) руководство
административно - хозяйственный отдел
дорожно-эксплуатационный отдел
финансовый отдел
планово-экономический отдел
автоотдел
проектная контора
опытная и дорожная исследовательская станция
(ОДИС) (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.300, л. 15.)
2) руководство
спецчасть
управление делами
отдел снабжения
отдел ремонта и содержания дорог
отдел низовой сети (группа трудчасти)
автогужевой отдел
финансовая группа (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.138, л. 176.)
3) руководство
Спецчасть
управление делами
отдел снабжения
отдел содержания и текущего ремонта дорог
отдел районных и сельских дорог
планово—экономический отдел
автогужевой отдел (Автогужтрест)
финансовый отдел
сектор подготовки кадров
отдел нового дорожного строительства (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.242, л.46.)
До конца 1935 года при отделе эксплуатации состоял отдел низовых дорог и трудучастия под названием «группа труд-участия». В конце 1935 года эта группа была выделена в отдел райсельдорог и трудучастия (или отдел низовых дорог и трудучастия). (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.206, л. 9.).
Отдел ремонта и содержания дорог назывался одно время отделом эксплуатации, происходили и другие изменения, которые, к сожалению проследить не удается.
Такие же изменения в структуре Управления и названиях отделов происходили в 1935 году:
1) руководство
административно-хозяйственный сектор
автогужевой сектор
финансовый сектор
дорожно-эксплуатационный сектор
сектор райдоротделов и райдортрансов
планово-экономический сектор
спецчасть
сектор капитального строительства
2) руководство
общий отдел
отдел эксплуатации
отдел нового строительства
планово-экономический отдел
финансовый отдел
отдел снабжения (Дорснаб)
изыскательная группа
проектная контора
3) руководство
адмхозсектор
авогужсектор
финансовый сектор
дорожно-эксплуатационный сектор
сектор райдоротделов и райдортрансов
планово-экономический сектор ((ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.254, л. 8.).
Чувашавтотранс имел следующие подведомственные учреждения: дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ) №№ 240, 241, 242, 243 и 244, дорожно-эксплуатационные дистанции (ДЭД), машинно-дорожную станцию (МДС), Цивильский ремонтный завод, дорожные школы в г. Канаше и в Вурнарах, Вурнарский дом отдыха Цудортранса с его подсобным хозяйством и молочно-товарной фермой и кроме того, при каждом райисполкоме были организованы районные дорожные отделы (РДО).
Во исполнение постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 28 октября 1935 года Центральный Исполнительный Комитет и Совнарком Чувашской АССР постановлением от 15 ноября 1935 года «О передаче Чувашдортранса в ведение Управления Наркомвнудела» (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 1, д.309, л. 33.) передали Управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при СНК Чув. АССР в ведение Управления народного комиссариата внутренних дел по Чувашской АССР со всем личным составом, имуществом и подсобными предприятиями. Дортранс стал именоваться Отделом шоссейных дорог УНКВД (Ошосдор УНКВД) по Чувашской АССР.
Структура аппарата Ошосдора менялась. В 1936 году существовал следующие отделы:
руководство
административно-хозяйственный отдел
дорожный отдел
планово-финансовый отдел
отдел райсельдорог и трудсанчасти
автогужотдел
спецчасть (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.357, л. 14.)
Произошли изменения и в подведомственных Ошосдору учреждениях. Приказом № 34 УНКВД по Чувашской АССР от 29 февраля 1936 года дорожно-эксплуатационные участки №№ 242, 243 и 244 были расформированы, оставшимся двум присвоены новые номера: 240-му № 1, 241-му- № 2. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.357, л. 3.)
В 1937 году структуре Ошосдора УНКВД по Чувашской АССР выделялись следующие отделы:
руководство
отделение эксплуатации
отделение местных дорог
планово-финансовое отделение
группа снабжения (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.417, л. 7.)
В ведении Главного Управления шоссейных дорог (Гушосдор) НКВД СССР, а на местах –Ошосдоров, было оставлено строительство, ремонт и эксплуатация дорог общесоюзного, республиканского, краевого и областного значения по особому списку, утвержденному СНК СССР, а также контроль за дорожным строительством райисполкомов.
Строительство и содержание районных и сельских дорог возлагалось целиком на райисполкомы и сельсоветы.
За дорожным органами НКВД оставлено также составление правил содержание дорог, издание технических правил и норм на постройку и содержание районных и сельских дорог, а также составление типовых проектов искусственных сооружений.
Из ведения Гушосдора изъята эксплуатация автотранспорта, авторемонт, производство оборудования для гаражей, эксплуатация станции обслуживания, проектирование гаражей и авторемонтных предприятий, научно-исследовательская разработка вопросов эксплуатации автомобиля, подготовка шоферских кадров и инспектирование автотранспорта. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.357, л. 137.)
Во исполнение постановления СНК СССР от 22 апреля 1938 г. № 526 и постановления СНК РСФСР от 7 мая 1939 года № 96 «Об управлении дорожным хозяйством» Совнарком Чувашской АССР принял 16 мая 1938 года постановление № 471 «Об организации дорожного управления при СНК Чувашской АССР». (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 1, д.626, л. 3, 25.)
В соответствии с постановлением СНК СССР от 2 марта 1938 года Совнарком Чувашской АССР 22 июня 1938 года принял постановление № 599 «О передаче дорожных органов НУКВД в дорожное управление при СНК Чувашской АССР», согласно которому дела, имущество и дороги Ошосдора по состоянию на 1 мая 1938 г. были приняты и переданы Дорожному управлению при СНК Чувашской АССР. (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 1, д.637, л. 57.)
С 15 марта 1946 г. в связи с преобразованием Советов Народных Комиссаров СССР, союзных и автономных республик в Советы Министров СССР, союзных и автономных республик, (ЦГА ЧССР, НСБ, Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1975. Том 1, стр. 186-М., 1975) управление стало именоваться Дорожным управлением при Совете Министров Чувашской АССР.
Постановлением СНК Чувашской АССР № 1011 от 5 октября 1938 года утверждена структура и штат Дорожного управления:
руководство
отдел нового строительства
отдел эксплуатации
плановый отдел
финансовый отдел
общий отдел
отдел снабжения
отдел кадров. (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 1, д.647, л. 219-220.)
В 1039 году в структуре Дорожного управления остаются все отделы, кроме последнего. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.551, л. 45.)
В 1940 году существовали те же отделы, что и в 1939 году, только вместо общего отдела-административно-хозяйственный отдел. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.591, л. 1.)
В 1941 году структура Дорожного управления снова несколько изменилась:
руководство
производственный отдел
плановый отдел
финансовый отдел
административно-хозяйственный отдел
отдел снабжения
проектная группа (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.583, л. 39.)
В 1943 году сохранились все отделы, кроме последних двух.
В 1949 году структура управления была вновь расширена:
руководство
отдел республиканских дорог
отдел местных дорог
сектор механизации
планово-экономический отдел
финансовый отдел
административно-хозяйственный отдел (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 21,д.186, л. 34-35.)
В 1952-1953 годах в структуре Дорожного управления осталось пять отделов:
руководство
производственно-технический отдел
планово- финансовый отдел
бухгалтерия
административно-хозяйственный отдел (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 24, д.589, л. 51.)
Постановлением Совета Министров РСФСР № 721 от 4 июня 1953 г. Дорожное управление при Совете Министров Чувашской АССР реорганизовано в Управление дорожного и транспортного хозяйства при Совмине Чувашской АССР. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.359, л. 116.) Постановлением Совмина Чувашской АССР № 555 от 19 июня 1953 года (ЦГА ЧССР, ф.203, оп. 21, д.435, л. 54-58.) в ведение Управления дорожного и транспортного хозяйства при СМ ЧАССР переданы ассигнования, здания, сооружения, предприятия и имущество Дорожного управления, Управления автотранспорта и Сурского управления по транспортному освоению рек при СМ ЧАССР. Этим же постановлением утверждена структура и штаты Управления дорожного и транспортного хозяйства при Совмине Чувашской АССР:
руководство
отдел дорожного хозяйства
отдел автомобильного транспорта
отдел речного транспорта
планово-финансовый отдел
бухгалтерия
На 1 января 1954 года Управлению дорожного и транспортного хозяйства были подведомственны: Дорснаб, Автотехснаб, АвтоТЭК,
дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ):
Чебоксарский № 240 местного значения,
Шумерлинский № 241 республиканского значения,
Батыревский № 242 местного значения,
Цивильский № 243 республиканского значения,
Цивильский ДЭУ №243в соответствии с постановлением Совмина Чувашской АССР от 10 августа 1960 года переименован в Канашский ДЭУ № 243 и переведен в г. Канаш.
Урмарский мехкарьер существовал с 18 августа 1950 года по 5 октября 1957 года, когда был ликвидирован. В городах существовали автотранспортные конторы, Цивильский авторемонтный завод, Чебоксарский и Сурский экспедиционные участки по транспортному освоению малых рек (экспедиционные участки ликвидированы в 1954 году). Кроме того, при каждом райисполкоме существовали дорожные отделы (райдоротделы, РДО).
Согласно Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1954 г. и приказа Министра дорожного и транспортного хозяйства РСФСР № 227 от 13 апреля 1954 г. Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог при Совете Министров Чувашской АССР (Чувашуправтошосдор).
Приказом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР № 52 от 27 января 1955 года был образован самостоятельный Автотранспортный трест, куда отошли от Управления: автомобильный отдел, автотехснаб, АвтоТЭК, все автотранспортные конторы, Цивильский авторемонтный завод.
В структуре Чувашуправтошосдора в 1955 году выделялись следующие отделы:
руководство
отдел дорожного хозяйства
отдел автомобильного транспорта (отошел позже в Автотранспортный трест)
планово-финансовый отдел
бухгалтерия (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 5, д.593, л. 1.)
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О преобразовании управлений и отделов автомобильного транспорта и шоссейных дорог исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся РСФСР» от 23 марта 1960 года. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 6, д.493, л. 122.) Президиум Верховного Совета Чувашской АССР принял 18 апреля 1960 года соответствующий Указ о преобразовании Управления автомобильного транспорта и шоссейных дорог при Совете Министров Чувашской АССР. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 6, д.493, л. 123.). Этим же Указом райдоротделы преобразованы в отделы строительства и ремонта автодорог.
Созданное управление подчинялось в своей деятельности как Совету Министров Чувашской АССР, так и Министерству строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, находясь в непосредственном ведении Главного управления республиканских и местных дорог (Главдорупр) этого Министерства. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 6, д.544, л. 2.).
В ведении Управления строительства и ремонта автодорог на 25 декабря 1962 г. находились следующие подведомственные учреждения: Дорожно-строительное управление Чувашской АССР в г. Шумерля, организованное 1 марта 1959 года (вместо существовавшей раньше машинно-дорожной станции № 50).
Дорожно-эксплуатационные участки согласно приказа Министра строительства и эксплуатации автодорог РСФСР № 224 от 26 июня 1962 года переименованы в дорожные участки (ДУ):
Чебоксарский 240 в 396 дорожный участок,
Шумерлинский 241 в 395 ДУ,
Батыревский 242 в 793 ДУ,
Канашский 243 в 792 ДУ
20 августа 1962 года вновь организован Калининский ДУ под номером 794. 28 октября 1960 года образована проектно-сметная группа Управления.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 19 февраля 1965 года № 259 «Об улучшении строительства, ремонта и содержания местных автомобильных дорог», постановлением Совмина Чувашской АССР от 1 июня 1965 года № 326 и приказом Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР № 249 от 7 июля 1965 г. «Об организации производственных дорожных участков на местных автомобильных дорогах общего пользования» организовано 17 производственных дорожных участков (ПДУ) взамен упраздненных отделов строительства и ремонта автодорог райисполкомов.
В структуре Управления строительства и ремонта автомобильных дорог при Совмине Чувашской АССР были следующие отделы:
руководство
планово-производственный отдел
финансовый отдел и бухгалтерия (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 5, д.1132, л. 27.)
В 1965 году прибавился отдел механизации. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 6, д.102, л. 2.)
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О некоторых органах государственного управления в автономных республиках, краях и областях РСФСР» от 15 декабря 1972 года, постановлением Совета Министров РСФСР № 746 «О некоторых органах государственного управления в автономных республиках, краях и областях РСФСР» от 15 декабря 1972 года, постановлением Совета Министров РСФСР № 746 «О дальнейшем совершенствовании управления дорожным хозяйством в РСФСР» от 27 декабря 1972 года и аналогичным приказом № 167 Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР было образовано Чувашское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог (Чувашавтодор) (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 7, д.1, л. 1.). В своей деятельности Чувашавтодор подчинялся Министерству строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР и Совету Министров Чувашской АССР.
В аппарате Чувашавтодора выделялись в 1973 году следующие структурные подразделения:
руководство (канцелярия)
главный механик
главный энергетик
инженер по подготовке кадров
производственный отдел по строительству
производственный отдел по эксплуатации и безопасности движения
технический отдел
планово-экономический отдел
бухгалтерия с финансовой группой
группа по привлечению ресурсов на дорожные работы
В 1976 году вместо последнего отдела был образован отдел организации труда и заработной платы. (ЦГА ЧССР, ф.1432, оп. 2, д.338, л. 14-15.).
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1979 года Министерство строительства и эксплуатации, автомобильных дорог РСФСР переименовано в Министерство автомобильных дорог РСФСР.
Чувашское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог в своей деятельности непосредственно подчинялся Совмину Чувашской АССР и Республиканскому объединению по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР «Росдорцентр» Министерства автомобильных дорог РСФСР.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 20 октября 1978 года № 497, 494 дорожное хозяйство РСФСР переходит на трехзвенную систему управления.
В соответствии с постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 21 августа 1979 года, руководствуясь постановлением Совета Министров РСФСР № 489 от 20 октября 1978 года и приказами Министерства автомобильных дорог РСФСР № 95 от 30 ноября 1979 года и № 16-ор от 15 января 1980 года в Чувашавтодоре осуществлен переход управления дорожным хозяйством в Чувашской АССР по трехзвенной системе: Министерства автомобильных дорог РСФСР - Республиканское объединение по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР (Росдорцентр)- Чувашское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог (Чувашавтодор).
За период деятельности Дорожного управления отложить документы, представляющие научно-историческую ценность. Документы Чувашдортранса поступили на госхранение в Центральный государственный архив Чувашской АССР впервые в 1939 году и образовали фонд Управления шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта при СНК ЧАССР № 251. 11 июня 1939 года поступило на хранение 125 дел по описи №1 за 1927-1939 годы. В 1950 году поступило 61 дело по секретной описи № 2 за 1929-1936 годы и в1957 году-508 дел по описи №3 за 1926-1935 годы. В апреле 1959 года 24 дела за 1927-1929 г.г. по описи №1 были выделены к уничтожению. В 1962 году из описи №3 выбыло 155 дел по личному составу. Кроме того, были утеряны и сняты с учета в 1980 году 2 дела по описи №1. Таким образом, на момент начала переработки описей фонда дорожного управления, в фонде № Р-251 числилось 513 дел по трем описям: опись №1-99 дел, опись № 2 с-61 дело, опись №3-353 дела.
При приеме документальных материалов в ЦГА Чувашской АССР и формировании фонда дорожного управления была допущена ошибка: документы учреждений, выдавших дорожным хозяйством в Чувашии, образовали 2 фонда: № 251 и № 1432.
Документы, образовавшие фонд Дорожного управление при СНК ЧАССР Р-1432, поступили на госхранение впервые в 1950 году по секретной описи №1 в количестве 37 дел за 1938 -1941 годы. В 1957 году принято по описи №2 231 дело за 1939-1945 годы. В этом же году поступили 92 дела за 1928-1953 г.г. по описи №3 и 393 дела за 1932-1954 г.г. по описи №4. В 1961, 1962 и 1966 гг. из фонда Р-1432 выбыли дела, содержащие документы по личному составу: из описей №2 -52 дела и все дела по описи №3 и № 4.
Документальные материалы, отражающие деятельность Дорожного управления при СМ ЧАССР и последующих за ним учреждений, ведавших дорожным хозяйством в республики, периодически проходили обработку на местах и постепенно поступали 835 дел по описи № 5 за 1946-1959 годы, 13 дел за 1942-1955 годы по секретной описи №1. В 1968 году вновь поступали по описи №5 437 дел за 1940-1941, 1947-1949, 1951, 1953, 1955-1965 годы и по описи № 1с 8 дел за 1956-1963 годы. По описи №6 поступило 456 дел в 1971 году за 1938-1969 годы, 218 дел за 1965-1972 годы в 1988 году. По секретной описи №1 дела поступили в 1972 году -4 дела и в 1980 году-2 дела. Последнее поступление в фонд Р-1432 произошло в 1988 году, когда было принято 432 дела за 1973-1977 годы по описи №7.
Таким образом, в фонде Р-1432 к началу переработки описей находилось 2621 дело по пяти описям: опись №1 с -64 дела, опись №2-179 дел, опись №5 -1272 дела, опись №6-674 дела и опись №7 -432 дела.
За время хранения документов в ЦГА ЧАССР неоднократно проводились проверки наличия и состояния документальных материалов фондов Р-251 и Р-1432.
Поскольку учреждение –фондообразователь –Чувашавтодор –существует и в настоящее время, комплектование фонда продолжается.
Во второй половине 1991-начале 1992 года была проведена переработка некоторых описей фонда, а именно: опись 1,2 с 3 фонда Р-251 и опись №2 фонда Р-1432.
Переработка этих описей вызвана необходимостью объединения фондов Р-215 и Р-1432, а также неудовлетворительным состоянием данных описей и научно-справочного аппарата, не соответствием их современным требованиям: заголовки большинства дел не раскрывали внутренне содержание документов, допущены ошибки в систематизации дел, отсутствовал ряд элементов научно-справочного аппарата. К тому же большинство количество описей усложняет работу, затрудняет поиски документов.
Не нуждались в переработке описи 5, 6, 7, составленные в конце 60-х начале 80-х годов, т.к. они отвечают современным требованиям. Опись №1 с фонда Р-1432 в настоящее время не подлежит рассекречиванию; опись №2с фонда Р-251 рассекречена в декабре 1991 года.
В результате переработки описей №№ 1, 2 с 3 фонда Р-251 и описи №2 фонда Р-1432 и в результате объединения этих фондов, составлена опись № 2 фонда Р-1432 дел постоянного хранения в количестве 693 дел за февраль 1925-1945 годы. В ходе переработки было уточнено содержание дел с их полистным просмотром, крайние даты дел, составлены новые заголовки дел, проведена пересистематизация дел.
В описях дел постоянного хранения фонда Р-1432 содержатся разнообразные документы, отражающие деятельность дорожного управления и его преемников по дорожному строительству в Чувашии в период с 20-х годов до 70–х годов. Это директивно –нормативная, организационно-распорядительная, плановая, отчетно-статистическая, контроль-справочная, специальная- производственная, финансовая документация. Фонд содержит в себе довольно обширную переписку с центральными, республиканскими и районными учреждениями и организациями по вопросам дорожного строительства и несколько дел по личному составу. По содержанию можно выделить еще одну группу документов в составе описи №2 –это документы секретной части Чувашдортранса и ошосдора (хотя по видам документов их можно было бы отнести к вышеназванным группам). Это выделение обоснованно, поскольку все документы связаны с мобилизационными вопросами (на случай ведения войны). Кроме того, в описи №2с содержится несколько единичных документов, которые представляют познавательный интерес: материалы о деятельности буксирной бригады из Чувашии, командированной в АССР Немцев Поволжья для оказания помощи в дорожном строительстве за 1932-июль 1933 г. (д.91), стенографический отчет 1-го Республиканского съезда по дорожному строительству, состоявшегося 5-7 декабря 1933 года (д.117), рукопись книги о состоянии дорожного хозяйства в Чувашии в дореволюционное время и ходе дорожного строительства за 1923-1932 г.г. (д.102), рабочие записки инженера –геолога Т.Васильева по изучению сырьевой базы дорожно-строительных материалов в Чувашии за 1936 год (д.388), материалы по организации содействия автопробегом «Москва-Каракум-Москва» и «Москва-Владивосток» за 1933 и 1935 годы (дд.118, 250).
Язык документов–русский, лишь несколько документов написаны на чувашском языке. Документы фонда рукописные, машинописные и типографские. Физическое состояние документов в основном удовлетворительное, тексты прочитываются хорошо, но есть незначительная часть документов с затухающим текстом.
Документы фонды, по–видимому, мало использовались, можно сказать, что история дорожного строительства в Чувашии малоизвестна, за исключением того факта, что до последнего времени, а особенно в 30-50 0е годы, дорожное хозяйство республики считалось лучшим не только в РСФСР, но и в СССР. К слову, именно за успехи в дорожном строительстве Чувашская АССР была награждена Орденом Ленина.
К описи № 2 фонда составлены основные элементы научно-справочного аппарата: титульный лист, оглавление, список сокращений, предисловие, указатель документов по личному составу, переводная таблица шифров.
Научный сотрудник отдела НСА С.В. Атласкина
ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 10 декабря 1987 г. № 482, приказом Минавтодора РСФСР от 30 декабря 1987 г. № 204 -ор и приказом Чувашского производственного управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог " Чувашавтодор " от 26 апреля 1988 г. № 133 вышеназванное управление было реорганизовано и на его базе создано Чувашское проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог "Чувашавтодор ".
В соответствии с постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 11 марта 1988 г. № 83 и Уставом Чувашавтодора, утвержденным приказом Минавтодора РСФСР от 28 марта 1988 г. № 41- ф по согласованию с Советом Министров Чувашской АССР 18 марта 1988 г. с апреля 1988 г. преобразованы:
Порецкое дорожно-ремонтно-строительное управление III группы по оплате труда руководителей, специалистов и служащих в Порецкий дорожный ремонтно-строительный участок I группы по оплате труда;
Мостовое ремонтно-строительное управление III группы по оплате труда - в Мостовой ремонтно-строительный участок I группы по оплате труда;
Проектно-сметное бюро - в проектно-сметный отдел автодора (1).
В состав управления за 1983-1987 г.г. входили следующие подразделения:
- Управление производственно-технологической комплектации проектно-сметное бюро Чувашская объединенная Дирекция строящихся дорог
- Передвижная лаборатория по охране труда и технике безопасности
- Группа связи
- Учебный пункт
- Группа проектов организации работ
- Центральная строительная лаборатория
- Нормативно-исследовательская станция
- Батыревское дорожное ремонтно-строительное управление
- Вурнарское -"-
- Ибресинское -"-
- Канашское -"-
- Порецкое -"-
- Чебоксарское -"-
- Шумерлинское -"-
- Ядринское -"-
- Алатырский дорожный ремонтно-строительный участок
- Козловский -"-
- Мариинско-Посадский -"-
- Урмарский -"-
- Шумерлинское -"-
- Мостовое ремонтно-строительное управление.
Документы постоянного хранения управления по 1972 г. сданы на хранение в ЦГА Чувашской АССР (фонд № 1432). Документы постоянного хранения за 1973-1987 г.г. и все документы по личному составу (включая личные дела уволенных) переданы в вновь образованное Чувашское проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог "Чувашавтодор".
В январе - марте 1989 г. сотрудниками отдела комплектования и экспертизы ценности документов ЦГА Чувашской АССР проведена научно-техническая обработка документов управления за 1983-1987 г.г.
В результате научно- технической обработки документов управления за 1983-1987 г.г. составлены:
- опись № 7 (продолжение) дел постоянного хранения за 1981-1987 г.г. в количестве 310 дел с приложением элементов НСА: титульного листа, оглавления, списка сокращенных слов и предисловия;
- опись № 7 "а" (продолжение) дел по личному составу за 1970, 1978,1983-1987 г.г. в количестве 30 дел;
- опись № 1 (продолжение) личных дел работников, уволенных за 1984-1987 г.г. в количестве 70 дел;
- акт о выделении к уничтожению документов, не имеющих научно-исторической ценности и утративших практическое значение в количестве 1576 дел;
- 1196 дел с временными сроками хранения учтены и оставлены на хранение в ведомственном архиве.
В связи с ликвидацией обработаны документы Чувашской объединенной Дирекции строящихся автодорог и составлены:
- опись № 1 дел постоянного хранения за 1968-1987 г.г. в количестве 53 дел;
- опись № 2 дел по личному составу за 1973-1987 г.г. в количестве 15 дел;
Также в связи с ликвидацией обработаны документы проектно-сметного бюро и составлены:
- опись № 1 дел постоянного хранения за 1960-1988 г.г. в количестве 71 дела;
- опись № 2 дел по личному составу за 1960-1988 г.г. в количестве 58 дел.
Обработанные документы Чувашской объединенной Дирекции строящихся автодорог и проектно-сметного бюро переданы в архив вновь образованного Чувашского проектно-ремонтно-строительного объединения автомобильных дорог "Чувашавтодор".
Старший архивист отдела комплектования и
экспертизы ценности документов ЦГА Чувашской АССР Л.М. Николаева.
28 февраля 1989 г.
_____________
(1) ЦГА Чувашской АССР, фонд № 1432, оп.№ 7, д.1074, л.1-5.
Крайние даты документов
:
1929-1987