Р-1684

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : Р-1684
Наименование : Шемуршинский райвоенкомат
Полное наименование :
Шемуршинский районный военный комиссариат Чувашской АССР, с.Шемурша.
Шифр сайт : Ф.Р-1684 Шемуршинский райвоенкомат
Историческая справка :
Историческая справка к фонду Р-1687
Управление по делам культурно-просветительных учреждений
при Совете Министров Чувашской АССР

В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. многие культурно-просветительные учреждения Чувашии были закрыты, а часть их помещений передана под воинские подразделения, под пункты всеобуча и на другие оборонно-военные нужды.
В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 июня 1944 г. «О работе культурно-просветительных учреждений в Чувашской АССР» указывалось на крупные недостатки и ошибки в работе учреждений культуры. Во исполнение этого постановления в 1944 г. были восстановлены 71 изба-читальня, 20 колхозных клубов, 2 сельские библиотеки; отремонтировано 125 изб-читален, 15 районных библиотек. Был восстановлен Краеведческий музей .
В связи с окончанием боевых действий на территории Советского Союза и возникновением необходимости восстановления и активизации работы культурно-просветительных учреждений в начале 1945 г. встал вопрос о создании органов по организации данной работы, действующих как в масштабе всей страны, так и на региональном уровне.
В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) СССР от 6 февраля 1945 г. № 259 «О Комитете по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме РСФСР»? в целях лучшего удовлетворения возросших культурных запросов населения Чувашской АССР и усиления руководства работой культурно-просветительных учреждений постановлением Совнаркома Чувашской АССР от 30 марта 1945 г. № 368 было организовано Управление по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме Чувашской АССР, а в исполкомах городских и районных Советов депутатов трудящихся – отделы культурно-просветительной работы.?
Управление по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме Чувашской АССР? выделилось в самостоятельную единицу из состава Народного Комиссариата просвещения (Наркомпроса) Чувашской АССР. В соответствии с указанным постановлением начальником Управления был назначен заместитель Народного Комиссара просвещения Чувашской АССР Медведев П.П., который приступил к исполнению обязанностей с 1 апреля 1945 г.? Аппарат Управления был сформирован из аппарата политико-просветительной работы Наркомпроса Чувашской АССР.
На основании приказа Наркомпроса Чувашской АССР от 10 апреля 1945 г. № 115 в ведение Управления по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме Чувашской АССР передавались:
- Чувашская республиканская библиотека им. М.Горького,
- Чувашский краеведческий музей,
- Чувашский республиканский методический кабинет политпросветработы,
- Чувашское лекционное бюро,
- Филиал государственного фонда литературы.
Заведующие райгороно обязаны были в соответствии с приказом передать инспекторов политпросветработы в ведение отделов культпросветработы исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся.?
Основными функциями Управления и его органами на местах являлись:
1) руководство всей сетью государственных культурно-простветительных учреждений (библиотеки, музеи, избы-читальни, дома культуры, клубы, лекционное бюро, парки культуры и отдыха);
2) осуществление государственного контроля за работой библиотек, музеев, клубных учреждений всех ведомств;
3) руководство учебными заведениями и курсами, готовящими кадры для культурно-просветительных учреждений.?
Структура Управления включала в себя 12 должностных лиц:
1) начальник Управления;
2) зам. начальника Управления (начальник сектора клубных учреждений);
3) старший инспектор по избам-читальням и сельским клубам;
4) старший инспектор по художественной самодеятельности;
5) старший инспектор по домам культуры, клубам, паркам культуры и отдыха;
6) начальник сектора библиотек;
7) старший инспектор по библиотекам;
8) старший инспектор по кадрам;
9) старший статистик;
10) старший бухгалтер;
11) секретарь-машинистка;
12) курьер-уборщица.?
Методическое руководство по политико-просветительной работе, контроль и проверку состояния этой работы учреждений в Чувашской АССР осуществлял Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме РСФСР. Вопросы работы культурно-просветительных учреждений республики рассматривались на заседаниях Совнаркома Чувашской АССР.
Начальник Управления в докладной записке в Чувашский Обком ВКП(б) и Совнарком Чувашской АССР от 8 августа 1945 г. сообщал: «Организация Управления по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме Чувашской АССР в основном закончена: аппарат Управления за исключением инспектора по домам и паркам культуры и секретаря-машинистки кадрами укомплектован. В 27 районах и 2 городах организованы отделы культурно-просветительной работы».?
В соответствии с инструкциями и указаниями Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме РСФСР Управление обязано было принимать меры по улучшению работы домов культуры, изб-читален, библиотек и колхозных клубов, обращая особое внимание на развитие кружков сельской художественной самодеятельности.
На каждый квартал, а также по основным хозяйственным и политическим мероприятиям составлялись планы работы и методические указания. При проверке их выполнения на местах и оказания помощи в этом Управление практиковало инспекторские проверки. Работники Управления и подведомственных ему республиканских учреждений направлялись в командировки по своим направлениям деятельности в районы республики. Ими проверялось состояние работы культурно-просветительных учреждений в целом или по отдельным вопросам.
В 1945 г. Управлению были подведомственны: Чувашская республиканская библиотека им. М.Горького, Краеведческий музей, Курсы повышения квалификации библиотекарей, Республиканский кабинет культурно-просветительной работы, Лекционное бюро. Кроме того, Управление осуществляло руководство отделами культурно-просветительской работы исполкомов районных и городских Советов депутатов трудящихся и библиотечным отделением при Ядринском педагогическом училище.
На 1 июля 1945 г. количество библиотек, подведомственных Управлению,. составляло: районных – 30, городских – 5, сельских – 57, детских – 5. На 10 октября 1945 г. изб читален было 621, в том числе сельских клубов – 15; в них работали кружки: драматические – 870, хоровые – 611, музыкальные – 97; районных домов культуры – 28, в том числе в городах – 5, в районных поселках – 4, в селах – 19.?
В связи с тем, что существующее библиотечное отделение при Ядринском педагогическом училище не могло выполнять задачу подготовки квалифицированных работников в тех объемах, которые требовались для библиотечной сети, Управление планировало в 1946 г. выделить его в самостоятельный техникум, готовящий работников для библиотек и клубов.
В соответствии с указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 26 марта 1946 г. на основании Закона СССР от 15 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР был преобразован в Совет Министров Чувашской АССР.10 Управление по делам культурно-просветительных учреждений было передано в ведение Совета Министров Чувашской АССР.
На 1 января 1947 г. в республике функционировали: изб-читален – 605, районных домов культуры – 27, библиотек – 101, 248 колхозных клубов.?1
В 1948 г. на основании указания Государственной штатной комиссии при Совете Министров СССР в аппарате Управления были сокращены 5 штатных должностей:
1) старший инспектор по художественной самодеятельности;
2) начальник сектора библиотек;
3) старший инспектор по кадрам;
4) старший статистик;
5) уборщица.12
Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 21 января 1949 г. № 53 руководство и контроль за постановкой дела по учету, охране, реставрации и использованию археологических и исторических памятников в республике были возложены на Управление по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров Чувашской АССР. Охрана памятников культуры, а также надзор за их содержанием были возложены на исполкомы районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся.13
Функции Управления в связи с этим расширились за счет дополнительного направления деятельности. Управление обязано было заниматься выявлением, учетом и проведением паспортизации исторических и археологических памятников культуры, представлять списки памятников на утверждение в Совет Министров Чувашской АССР, принимать меры по восстановлению и ремонту памятников культуры.
Штатное расписание на 1949 г. (с дополнением в феврале 1949 г.) по аппарату Управления было представлено следующими должностями:
1) начальник Управления;
2) зам. начальника, он же старший инспектор по клубным учреждениям;
3) старший инспектор (2 чел.);
4) старший инспектор по библиотекам;
5) старший инспектор по историческим и археологическим памятникам;
6) старший бухгалтер;
7) секретарь-уборщица.14
В результате работы, проведенной Управлением по учету памятников культуры по состоянию на 15 ноября 1949 г. на территории Чувашской АССР насчитывалось 104 памятника, из них 26 исторических, 78 археологических.15
Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 1 октября 1949 г. начальником Управления по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров Чувашской АССР был назначен Токарев А.М.16 В соответствии с приказом Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР от 3 апреля 1950 г. № 110 начальник Управления Медведев П.П. был освобожден от занимаемой должности, Токарев А.М. утвержден в должности начальника Управления.17
Согласно справке о состоянии работы культурно-просветительных учреждений Чувашской АССР в 1950 г. в систему Управления входили: Лекционное бюро, методический кабинет культурно-просветительной работы, Краеведческий музей, Республиканская библиотека им. М. Горького, Цивильский библиотечный техникум, 29 районных и 1 городской дом культуры, 206 сельских клубов, 418 изб-читален, 30 районных, 6 городских, 8 детских, 75 сельских библиотек.18
Работники культурно-просветительных учреждений обязаны были способствовать подъему политической и трудовой активности трудящихся, направленной на выполнение планов, широко пропагандировать успехи, достигнутые в нашей стране и в странах народной демократии, оказывать помощь в пропаганде и внедрении передового опыта в различных отраслях народного хозяйства и, прежде всего, в сельском хозяйстве. Культурно-просветительные учреждения участвовали в избирательных компаниях по выборам в местные Советы депутатов трудящихся, в периоды весеннего сева, уборки урожая и заготовок сельскохозяйственных продуктов.
На 1 января 1951 г. в клубных учреждениях насчитывалось более 3800 различных кружков (агротехнических, литературных, оборонных, физкультурных и др.), была создана широкая сеть кружков художественной самодеятельности, в которой участвовали до 25 тыс. человек19.
Согласно указу Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 16 февраля 1952 г. и в соответствии с приказом Управления по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров Чувашской АССР от 16 февраля 1952 г. № 17 к исполнению обязанностей начальника Управления приступил Костин М.К. 20
На 1 января 1953 г. насчитывалось 894 городских, районных и сельских культурно-просветительных учреждения, из них: районных домов культуры – 30, городских – 1, сельских клубов – 345, изб-читален – 279, районных библиотек – 30, городских библиотек (в т.ч. республиканская) – 8, сельских библиотек – 185, детских библиотек – 15. В течение 1952 г. в республике было открыто 80 сельских и 5 детских библиотек, 77 изб-читален преобразованы в сельские клубы.21
В клубах и избах-читальнях организовывались чтения лекций и докладов, выступления коллективов художественной самодеятельности, слушание радио, проводились тематические вечера. В 492 клубных учреждениях из 624 работали сельские объединения лекторов-общественников, где состояли лекторами около 5 тыс. просветителей сельской интеллигенции – учителей, врачей, специалистов сельского хозяйства.
Хоровых, драматических, музыкальных и других кружков насчитывалось 1451, в них участвовало более 20 тыс. человек. Книжный фонд библиотек всех систем составлял свыше 2 млн. книг. Библиотеки организовывали книжные выставки, проводили читательские конференции.
Но несмотря на ежегодный рост сети культурно-просветительных учреждений число их было далеко недостаточно для охвата всех населенных пунктов республики. Сельских клубных учреждений в среднем приходилось по одному учреждению на один сельсовет, а по обслуживанию книгой работала лишь одна библиотека на три сельсовета. На 1953 г. планировалось открыть еще 80 сельских библиотек и 2 детские.
Подведомственная сеть республиканских учреждений оставалась без изменений: Республиканская библиотека им. М.Горького, Краеведческий музей, Лекционное бюро, Цивильский библиотечный техникум, методический кабинет культурно-просветительной работы.
Управление на 1 января 1953 г. состояло из 8 человек – начальника Управления, его заместителя, четырех инспекторов, бухгалтера и секретаря-машинистки. Оперативный состав работника Управления был недостаточным, чтобы обслуживать всю сеть культурно-просветительных учреждений. На каждого оперативного работника Управления в среднем приходилось по 200 учреждений.22
Управлением организовывались кустовые совещания работников библиотек, сельских лекторов, заведующих районными отделами культурно-просветительной работы.
В 1953 г. в целях улучшения всей деятельности советских органов, приближения государственного аппарата к массам, повышения уровня руководства проводилась реорганизация министерств и ведомств СССР и РСФСР, их местных органов государственного управления. В связи с этим проводилась работа по перестройке аппарата и регистрации штатных расписаний в финансовых органах, по комплектованию кадрами, управлений и министерств областей, краев и автономных республик.23
Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 11 апреля 1953 г. № 1011 «Об утверждении структуры и штатов министерств и ведомств союзных республик и их местных органов» Совет Министров РСФСР постановлением от 22 июля 1953 г. № 887 утвердил структуру и штаты местных органов Министерства культуры РСФСР, в том числе штат Министерства культуры Чувашской АССР, в который вошел отдел культпросвет работы в количестве 5 штатных единиц: начальника отдела – зам. министра и 4 старших инспекторов. Постановлением аннулировалось штатное расписание Управления по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров Чувашской АССР. Учреждения, находящиеся в ведении Управления, передавались Министерству культуры Чувашской АССР.24
За период деятельности Управления образовались документы, представляющие научно-историческую ценность: организационно-распорядительная и планово-отчетная документация, документы по обследованию работы культурно-просветительных учреждений, сметы, штатные расписания, сведения о кадрах, о заработной плате.
Документы Управления поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1956 г. Фонду был присвоен номер Р–1687,по своей значимости он отнесен ко второй категории.
Дела были приняты по трем описям:
- описи № 1 дел постоянного хранения за 1945-1952 г.г. в количестве 257 единиц хранения (№ № 1-262), при приеме не поступили 5 дел; дела в описи систематизированы по хронологически-структурному принципу;
- описи № 2 дел постоянного хранения за 1945-1953 г.г. в количестве 50 единиц хранения (№ № 1-50); дела систематизированы по годам;
- описи № 3 личных дел работников Управления за 1947-1953 г.г. в количестве 66 единиц хранения (№ № 1-66); дела систематизированы по алфавиту первой буквы фамилий.
Систематизация дел по степени важности в описях № 1, № 2 нарушена. В эти описи включены наряду с делами постоянного хранения документы по личному составу: приказы, списки и личные дела работников учреждений культурно-просветительной работы, листки по учету кадров, ведомости на выдачу заработной платы рабочим и служащим Управления. Дела в основном сформированы за один делопроизводственный год. Не все заголовки раскрывают содержание документов в делах. Необходимым элементы научно-справочного аппарата к описям отсутствуют.
За время хранения с фондом была проведена следующая работа: по результатам проверки наличия дел фонда Р – 1687, проведенной в 1983 г., на основании акта об обнаружении неучтенных дел от 19 января 1983 г. по описи № 1 учтено 1 дело (№ 191а), на основании приказа №18 от 14 декабря 1984 г. из описи № 1 выбыло 1 дело (№ 249), на основании акта об обнаружении неучтенных дел от 31 мая 1983 г. в опись № 2 внесено 2 дела: 19 а, 22 а. Налицо на 26 декабря 2005 г. в описи № 1-257 дел, в описи № 2-52 дела, в описи № 3-66 дел, итого в фонде 375 дел.

Главный специалист
отдела НСА и ИПС В.И. Демакова

26.12.2005
Крайние даты документов : 1940-1945