15

15

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 15
Наименование : Чебоксарская уездная земская управа
Полное наименование :
Чебоксарская уездная земская управа Казанской губернии, г.Чебоксары. 1864-1918 гг.
Шифр сайт : Ф.15 Чебоксарская уездная земская управа
Аннотация :
Циркуляры и предписания казанского губернатора, Казанского губернского правления и Казанской губернской земской управы; постановления и распоряжения уездных земского собрания и управы; протоколы заседаний уездной управы, приговоры сельских обществ о разделе земли; сведения о количестве торговых и промышленных заведений, ярмарок, базаров в уезде, о размерах земельных угодий, состоянии посевов и урожае сельхозкультур, о развитии кустарной промышленности, состоянии и использовании земского имущества, расходах на образование и здравоохранение, о размерах падежа скота и ветеринарных мероприятий; планы селений; ведомости о количестве земских училищ, учителей и учащихся, о запасах хлеба в хлебных магазинах земства, о количестве скота у населения уезда и г. Чебоксары, о ценах на продовольствие и фураж; списки земских гласных, присяжных заседателей, фельдшеров, врачей, акушерок, домовладельцев по селениям уезда, крестьян, нуждающихся в получении ссуды; книги прихода и расхода налогов и сборов, учета страховых платежей; документы о выборах земских гласных и мировых судей, об открытии торговых и промышленных заведений, об организации земских училищ и библиотек при них, учебных мастерских, больниц, фельдшерских пунктов, аптек, о назначении стипендий от земства учащимся педагогических, медицинских и сельскохозяйственных учебных заведений, о созывах съездов врачей и учителей, об оказании помощи беженцам в период Первой мировой войны и о поставках продовольствия для армии; переписка с губернскими и местными учреждениями о состоянии дорог и мостов, несении земских повинностей населением и организации земской почты, о мерах противопожарной безопасности, страховании движимого и недвижимого имущества, о санитарном состоянии селений; доклады о введении всеобщего обучения.
Историческая справка :
Земская реформа 1864 года, в ходе которой были созданы земские учреждения в Чебоксарском уезде, буржуазная по своему характеру, была вызвана необходимостью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития. Правительство вынуждено было пойти на создание демократических органов общественного самоуправления в сельской местности, захватывавших, частично, в сферу своей деятельности и небольшие города. Распорядительными органами этого самоуправления стали земские собрания, исполнительными - управы.
Демократизм земств входил в естественное противоречие с консерватизмом правящих кругов, и правительство стремилось ограничить полномочия и экономические возможности земств. Земские учреждения были лишены права как учреждения общаться между собой. Вся их деятельность контролировалась губернатором и министерством внутренних дел. Они имели право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания и распоряжения управы. Принудительной власти земские учреждения не имели, т.к. полиция на местах им не подчинялась. Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными и социальными вопросами.
В ведении земств находились:
1. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
2. Строительство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения.
3. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения, предотвращение нищенства; попечение о построении церквей.
4. Управление делами земского страхования имущества.
5. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
6. Попечение о народном образовании, здравоохранении и тюрьмах.
7. Мероприятия по предупреждению падежей скота, а также по борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур.
8. Организация земской почты.
9. Раскладка и взимание государственных и земских сборов.
Земские учреждения являлись юридическими лицами. Они имели право приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, заключать договоры и контракты, принимать на себя различные финансовые обязательства, иметь банковские вклады, создавать кассы мелкого кредита и взаимопомощи. В то же время земским учреждениям предписывалось не входить в своей деятельности из круга задач, определенных "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" от 1864 года и не вмешиваться в деятельность правительственных и сословных организаций и учреждений. Губернская администрация в лице губернатора, губернского правления и губернского по земским (впоследствии - по земским и городским ) делам присутствия могла остановить исполнение всякого постановления земских учреждений. Однако земским учреждениям предоставлялось право приносить жалобы Правительствующему Сенату.
Земские учреждения в уезде состояли из уездного земского собрания и земской управы. Уездное земское собрание составлялось из земских гласных, избираемых уездными землевладельцами, городским обществом и сельскими обществами. Выборы гласных производились на соответствующих трех избирательных съездах сроком на три года. Существовали определенные ограничения на участие в выборах. Не могли участвовать в съездах:
1. Лица моложе 25 лет;
2. Лица, находящиеся под уголовным следствием или судом;
3. Лица, опороченные по суду или общественному приговору;
4. Иностранцы, не присягнувшие на подданство России.
Богоугодные, благотворительные, учебные, промышленные и другие учреждения, общества, компании и товарищества, владевшие недвижимостью, дающей право на участие в земских выборах, назначали от себя поверенных.
На избирательном съезде землевладельцев имели право голоса:
1. Лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда;
2. Лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15000 р., а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же цены или имеющим общий годовой оборот производства не менее 6000 р.;
3. Поверенные от частных владельцев, а также от учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанных в пунктах 1 и 2;
4. Уполномоченные от нескольких землевладельцев, владеющих в уезде пространством земли, недостигающим положенного для данного уезда размера, но составляющим не менее двадцатой доли такового;
5. Уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею_
В избирательном съезде землевладельцев участвовали те крестьяне, которые приобрели в собственность, вне пределов крестьянского надела участки земли достигающие размеров, указанных в пунктах 1 и 4.
В городах в избирательных съездах участвовали:
1. Лица, имеющие купеческие свидетельства;
2. Владельцы находящиеся на городской земле фабрик и других промышленных и торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 р.;
3. Лица, владеющие на городской земле недвижимой собственностью оцененной для взимания налога в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей не ниже 3000 р.; в городских поселениях имеющих от 2000 до 10000 жителей не ниже 10000 р. и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 р.;
4. Поверенные от частных владельцев, и также от учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах 2 и 3.
Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ формировалось из выборщиков, назначенных волостными сходами из своей среды. В каждом уезде назначались по распоряжению губернского правления несколько избирательных съездов от сельских обществ. Эти съезды разделялись по мировым участкам, а в случае неудобства такого деления - по станам. Избирались гласные сроком на три года. В гласные не могли избираться местные начальники губерний, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие, чины местной полиции. Гласные не имели никаких служебных преимуществ содержания.
Уездная управа состояла из председателя и двух членов, избираемых на три года из своей среды уездным земским собранием. Председатель утверждался в должности губернатором с 1890 г. им утверждались и члены управы. Не могли избираться в члены управы чиновники губернской администрации, уездные стряпчие и судьи (исключая мировых), чиновники уездных казначейств и лица духовного звания.
В обязанности земских управ входило осуществление расходов по смете на финансирование деятельности земства в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Они же следили за поступлением сборов и использованием земской собственности. Для осуществления хозяйственных операций (строительство и ремонт строений, мостов и дорог, благоустройство населенных пунктов, снабжение учреждений топливом) использовались найм рабочих и служащих, подряды на строительство и поставки. Для сдачи в аренду земской собственности и отдачи подрядов практиковались публичные торги. Сметы, раскладочные ведомости и годовые отчеты Чебоксарской управы печатались в Казанских губернских ведомостях. Отчеты подлежали рассмотрению к окончательному утверждению земским собранием. Рассмотрение деятельности управы вследствие жалоб и обвинений со стороны промышленных и торговых фирм, общественных организаций и частных лиц, а также ревизия отчетности производились Казанским губернским правлением.
Земские учреждения в Чебоксарском уезде просуществовали до марта 1918 г. В протоколе заседания Чебоксарского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов от 21 марта 1918 г. записано: _
_4). Уездное Земское Собрание отменяется и его функция переходят Общему Собранию уездного Совета Раб. и Кр. Депутатов. Отдел же Земского хозяйства (земская управа), а равно и отделы земельный и Продовольственный передаются ближайшему ведению крестьянской секции Исполнительного Комитета Уездного Совета (ЦГА Чувашской АССР, ф. 82, оп. 1, д. 1373, л. 29).
Фонд Чебоксарской уездной земской управы поступил на госхранение, предположительно, в 20-е годы. Точную дату установить не предполагается возможным. Фонд содержит обширную информацию об экономической жизни уезда, развитии социальной сферы, др. вопросам деятельности земств. Основу фонда составляют: циркуляры и предписания губернских органов; постановления уездных земского собрания и управы; протоколы заседаний управы; приговоры сельских обществ; различные сведения о промышленности, торговле и сельском хозяйстве уезда, о земских училищах, учебных мастерских, больницах, фельдшерских пунктах и аптеках, о запасах семенного зерна в уезде, планы селений, списки земских гласных, присяжных заседателей, учителей и учащихся, врачей, фельдшеров и акушерок, домовладельцев по селениям уезда, переписка с губернскими и местными учреждениями и должностными лицами о несении земских повинностей, земской почте, противопожарных, санитарных и ветеринарских мероприятиях, страховании имущества, предотвращении нищенства, документы о выборах, назначении и перемещении земских должностных лиц и служащих, назначении и перемещении земских должностных лиц и служащих, назначении стипендии от земства, оказании помощи беженцам в период первой мировой войны.
Фонд отличается полнотой состава документов. Состояние документов фонда удовлетворительное. Неоднократно проводились проверки наличия и состояния дел. В 1990 г. была осуществлена переработка фонда, причинами которой явились нарушения систематизации дел по хронологическому принципу, наличие в описях "глухих" заголовков. В ходе переработки были частично пересистематизированы дела по описи № 3, раскрыто содержание дел, отредактированы заголовки и уточнены крайние даты описей №№ 4, 5.
В результате переработки в опись включено 18 дел за 1894, 1896, 1909, 1915-1918 гг., в опись № 4 - 4 дела за 1900, 1901, 1905 гг., в опись № 5 - 3 дела за 1886. 1917 гг.
К фонду составлены: предисловие, оглавление; к описи №№ 3, 4, 5 - титульные листы и оглавление.


Палеограф 1 кат. И.Л. Андреев

28 апреля 1998 г.

Крайние даты документов : 1864-1918