16
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
16
Наименование
:
Ядринская уездная земская управа
Полное наименование
:
Ядринская уездная земская управа Казанской губернии, г.Ядрин. 1865-1918 гг.
Ядринская уездная земская управа Казанской губернии, г.Ядрин. 1865-1918 гг.
Шифр сайт
:
Ф.16 Ядринская уездная земская управа
Аннотация
:
Циркуляр Министерства внутренних дел о введении в действие Положения о земских учреждениях; циркуляры и постановления казанского губернатора, Казанской губернской и Ядринской уездной земских управ, земских собраний; журналы заседаний; годовые отчеты; документы о выборах гласных в волостное и уездное земства, в Государственную думу; дела об открытии, строительстве и содержании школ, о назначении, перемещении и увольнении служащих земской управы, медицинских и ветеринарных работников и учителей земских школ; личные дела служащих; списки земских училищ; отчетные сведения о состоянии медицинских пунктов, аптек, сиротских домов и богаделен; сведения о количестве учебных заведений, фабрик и заводов, учащихся в земских школах и о состоянии общественных запасов хлеба в уезде; акты проверки экономического состояния крестьян, нуждающихся в продовольственной ссуде; планы селений и списки домовладельцев волостей; переписка с губернскими и уездными учреждениями.
Циркуляр Министерства внутренних дел о введении в действие Положения о земских учреждениях; циркуляры и постановления казанского губернатора, Казанской губернской и Ядринской уездной земских управ, земских собраний; журналы заседаний; годовые отчеты; документы о выборах гласных в волостное и уездное земства, в Государственную думу; дела об открытии, строительстве и содержании школ, о назначении, перемещении и увольнении служащих земской управы, медицинских и ветеринарных работников и учителей земских школ; личные дела служащих; списки земских училищ; отчетные сведения о состоянии медицинских пунктов, аптек, сиротских домов и богаделен; сведения о количестве учебных заведений, фабрик и заводов, учащихся в земских школах и о состоянии общественных запасов хлеба в уезде; акты проверки экономического состояния крестьян, нуждающихся в продовольственной ссуде; планы селений и списки домовладельцев волостей; переписка с губернскими и уездными учреждениями.
Историческая справка
:
Земская реформа 1864 года, буржуазная по своему характеру, была вызвана необходимостью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития. Правительство вынуждено было пойти на создание демократических органов общественного самоуправления в сельской местности, захватывавших, частично, в сферу своей деятельности и небольшие города. Распорядительными органами этого самоуправления стали земские собрания, исполнительными - управы.
Демократизм земств входил в естественное противоречие с консерватизмом правящих кругов, и правительство стремилось ограничить полномочия и экономические возможности земств. Земские учреждения были лишены права как учреждения общаться между собой. Вся их деятельность контролировалась губернатором и министерством внутренних дел. Они имели право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания и распоряжения управы. Принудительной власти земские учреждения не имели, т.к. полиция на местах им не подчинялась. Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными и социальными вопросами.
В ведении земств находились:
1. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
2. Строительство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения.
3. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения, предотвращение нищенства; попечение о строительстве храмов.
4. Управление делами земского страхования имущества.
5. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
6. Развитие народного образования и здравоохранения.
7. Мероприятия по предупреждению падежей скота, а также по борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур.
8. Организация земской почты.
9. Раскладка тех государственных денежных сборов , взимание которых возлагается на земские учреждения.
10. Назначение, раскладка, взимание и расходование местных сборов для нужд земства.
11. Проведение выборов в земские учреждения и назначение их содержания.
Земские учреждения являлись юридическими лицами. Они имели право приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, заключать договоры и контракты, принимать на себя различные финансовые обязательства, иметь банковские вклады, создавать кассы мелкого кредита и взаимопомощи. В то же время земским учреждениям предписывалось не входить в своей деятельности из круга задач, определенных "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" от 1864 года и не вмешиваться в деятельность правительственных и сословных организаций и учреждений. Губернская администрация в лице губернатора, губернского правления и губернского по земским (впоследствии - по земским и городским ) делам присутствия могла остановить исполнение всякого постановления земских учреждений.
Земские учреждения в уезде состояли из уездного земского собрания и земской управы. Уездное земское собрание составлялось из земских гласных, избираемых уездными землевладельцами, городским обществом и сельскими обществами. Выборы гласных производились на соответствующих трех избирательных съездах сроком на три года. Существовали определенные ограничения на участие в выборах. Не могли участвовать в съездах:
1. Лица моложе 25 лет;
2. Лица, находящиеся под уголовным следствием или судом;
3. Лица, опороченные по суду или общественному приговору;
4. Иностранцы, не присягнувшие на подданство России. За лиц женского пола, за отсутствующих и за достигнувших гражданского совершеннолетия (21 год) допускались к выборам лица, имеющие от них доверенности. Богоугодные, благотворительные, учебные, промышленные и другие учреждения, общества, компании и товарищества, владевшие недвижимостью, дающей право на участие в земских выборах, назначали от себя поверенных.
На избирательном съезде землевладельцев имели право голоса:
1. Лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда;
2. Лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15000 р., а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же цены или имеющим общий годовой оборот производства не менее 6000 р.;
3. Поверенные от частных владельцев учреждений, обществ, компаний и товариществ;
4. Уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею_
В городах в избирательных съездах участвовали:
1. Лица, имеющие купеческие свидетельства;
2. Владельцы находящиеся на городской земле фабрик и других промышленных и торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 р.;
3. Лица, владеющие на городской земле недвижимой собственностью оцененной для взимания налога в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей не ниже 3000 р.; в городских поселениях имеющих от 2000 до 10000 жителей не ниже 10000 р. и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 р.;
4. Поверенные от частных владельцев, учреждений, обществ, компаний и товариществ.
Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ формировалось из выборщиков, назначенных волостными сходами из своей среды.
В каждом уезде назначались по распоряжению губернского правления несколько избирательных съездов от сельских обществ. Эти съезды разделялись по мировым участкам, а в случае неудобства такого деления - по станам.
В гласные не могли избираться: местные начальники губерний, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие, чины местной полиции. Гласные не имели никаких служебных преимуществ содержания.
Уездная управа состояла из председателя и двух членов, избираемых на три года из своей среды уездным земским собранием. Председатель утверждался в должности губернатором с 1890 г. им утверждались и члены управы.
В обязанности земских управ входило осуществление расходов по смете на финансирование деятельности земства в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Они же следили за поступлением сборов и использованием земской собственности. Для осуществления хозяйственных операций (строительство и ремонт строений, мостов и дорог, благоустройство населенных пунктов, снабжение учреждений топливом и т.п.) использовались найм рабочих и служащих, подряды на строительство и поставки. Для сдачи в аренду земской собственности и отдачи подрядов практиковались публичные торги.
Сметы, раскладочные ведомости и годовые отчеты Чебоксарской управы печатались в "Казанских губернских ведомостях". Отчеты подлежали рассмотрению к окончательному утверждению земским собранием. Рассмотрение деятельности управы вследствие жалоб и обвинений со стороны промышленных и торговых фирм, общественных организаций и частных лиц, а также ревизия отчетности производились Казанским губернским правлением.
Ядринская уездная земская управа просуществовала до 1918 г.Ликвидирована она была в конце февраля - начале марта решением исполниетльного комитета Ядринского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Имущество и денежные средства управы перешли в собственность Совета.
Фонд Ядринской уездной земской управы поступил на госхранение, предположительно, в 20-е годы. Точную дату установить не предполагается возможным. Фонд содержит информацию об экономической жизни Ядринского уезда, о развитии народного образования и здравоохранения, о деятельности местного земства. Основу фонда составляют: циркуляры МВД и губернских органов, постановления уездных земского собрания и управы; сведения о количестве торговых и промышленных заведений в уезде, земли в пользовании крестьян, скота, о ценах на продовольствие и фураж , о расходах земства на народные образования здравоохранения, о деятельности земских учреждений, организация земского страхования; списки земских гласных, судей, медицинских работников, учителей, списки жителей деревень Ядринского уезда за 1898 г.; дела об открытии торговых и промышленных заведений, земских училищ, больниц, фельдшерских пунктов и аптек, строительстве и ремонте церквей, дорог и мостов, о выдаче ссуд крестьянам, о выборах земских гласных, судей, смотрителей училищ, о службе учителей, медиков и аптекарей, о назначении стипендий от земства, об оказании помощи беженцам в период Первой мировой войны. Сохранность документов фонда удовлетворительная.
В 1991 г. описи на 3, 4, 5, 6 были подвергнуты переработке. Причинами ее явились "глухие" или недостаточно полно отражающие дел заголовки. нарушенная систематизация. В ходе переработки составлена опись № 3 на 22 дела за 1875-1876, 1873-1879, 1882, 1884, 1904, 1905, 1907, 1914-1917 гг.
Палеограф 1 кат. И.Л. Андреев
28 апреля 1998 г.
Земская реформа 1864 года, буржуазная по своему характеру, была вызвана необходимостью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития. Правительство вынуждено было пойти на создание демократических органов общественного самоуправления в сельской местности, захватывавших, частично, в сферу своей деятельности и небольшие города. Распорядительными органами этого самоуправления стали земские собрания, исполнительными - управы.
Демократизм земств входил в естественное противоречие с консерватизмом правящих кругов, и правительство стремилось ограничить полномочия и экономические возможности земств. Земские учреждения были лишены права как учреждения общаться между собой. Вся их деятельность контролировалась губернатором и министерством внутренних дел. Они имели право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания и распоряжения управы. Принудительной власти земские учреждения не имели, т.к. полиция на местах им не подчинялась. Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными и социальными вопросами.
В ведении земств находились:
1. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
2. Строительство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения.
3. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения, предотвращение нищенства; попечение о строительстве храмов.
4. Управление делами земского страхования имущества.
5. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
6. Развитие народного образования и здравоохранения.
7. Мероприятия по предупреждению падежей скота, а также по борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур.
8. Организация земской почты.
9. Раскладка тех государственных денежных сборов , взимание которых возлагается на земские учреждения.
10. Назначение, раскладка, взимание и расходование местных сборов для нужд земства.
11. Проведение выборов в земские учреждения и назначение их содержания.
Земские учреждения являлись юридическими лицами. Они имели право приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, заключать договоры и контракты, принимать на себя различные финансовые обязательства, иметь банковские вклады, создавать кассы мелкого кредита и взаимопомощи. В то же время земским учреждениям предписывалось не входить в своей деятельности из круга задач, определенных "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" от 1864 года и не вмешиваться в деятельность правительственных и сословных организаций и учреждений. Губернская администрация в лице губернатора, губернского правления и губернского по земским (впоследствии - по земским и городским ) делам присутствия могла остановить исполнение всякого постановления земских учреждений.
Земские учреждения в уезде состояли из уездного земского собрания и земской управы. Уездное земское собрание составлялось из земских гласных, избираемых уездными землевладельцами, городским обществом и сельскими обществами. Выборы гласных производились на соответствующих трех избирательных съездах сроком на три года. Существовали определенные ограничения на участие в выборах. Не могли участвовать в съездах:
1. Лица моложе 25 лет;
2. Лица, находящиеся под уголовным следствием или судом;
3. Лица, опороченные по суду или общественному приговору;
4. Иностранцы, не присягнувшие на подданство России. За лиц женского пола, за отсутствующих и за достигнувших гражданского совершеннолетия (21 год) допускались к выборам лица, имеющие от них доверенности. Богоугодные, благотворительные, учебные, промышленные и другие учреждения, общества, компании и товарищества, владевшие недвижимостью, дающей право на участие в земских выборах, назначали от себя поверенных.
На избирательном съезде землевладельцев имели право голоса:
1. Лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда;
2. Лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15000 р., а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же цены или имеющим общий годовой оборот производства не менее 6000 р.;
3. Поверенные от частных владельцев учреждений, обществ, компаний и товариществ;
4. Уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею_
В городах в избирательных съездах участвовали:
1. Лица, имеющие купеческие свидетельства;
2. Владельцы находящиеся на городской земле фабрик и других промышленных и торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 р.;
3. Лица, владеющие на городской земле недвижимой собственностью оцененной для взимания налога в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей не ниже 3000 р.; в городских поселениях имеющих от 2000 до 10000 жителей не ниже 10000 р. и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 р.;
4. Поверенные от частных владельцев, учреждений, обществ, компаний и товариществ.
Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ формировалось из выборщиков, назначенных волостными сходами из своей среды.
В каждом уезде назначались по распоряжению губернского правления несколько избирательных съездов от сельских обществ. Эти съезды разделялись по мировым участкам, а в случае неудобства такого деления - по станам.
В гласные не могли избираться: местные начальники губерний, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие, чины местной полиции. Гласные не имели никаких служебных преимуществ содержания.
Уездная управа состояла из председателя и двух членов, избираемых на три года из своей среды уездным земским собранием. Председатель утверждался в должности губернатором с 1890 г. им утверждались и члены управы.
В обязанности земских управ входило осуществление расходов по смете на финансирование деятельности земства в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Они же следили за поступлением сборов и использованием земской собственности. Для осуществления хозяйственных операций (строительство и ремонт строений, мостов и дорог, благоустройство населенных пунктов, снабжение учреждений топливом и т.п.) использовались найм рабочих и служащих, подряды на строительство и поставки. Для сдачи в аренду земской собственности и отдачи подрядов практиковались публичные торги.
Сметы, раскладочные ведомости и годовые отчеты Чебоксарской управы печатались в "Казанских губернских ведомостях". Отчеты подлежали рассмотрению к окончательному утверждению земским собранием. Рассмотрение деятельности управы вследствие жалоб и обвинений со стороны промышленных и торговых фирм, общественных организаций и частных лиц, а также ревизия отчетности производились Казанским губернским правлением.
Ядринская уездная земская управа просуществовала до 1918 г.Ликвидирована она была в конце февраля - начале марта решением исполниетльного комитета Ядринского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Имущество и денежные средства управы перешли в собственность Совета.
Фонд Ядринской уездной земской управы поступил на госхранение, предположительно, в 20-е годы. Точную дату установить не предполагается возможным. Фонд содержит информацию об экономической жизни Ядринского уезда, о развитии народного образования и здравоохранения, о деятельности местного земства. Основу фонда составляют: циркуляры МВД и губернских органов, постановления уездных земского собрания и управы; сведения о количестве торговых и промышленных заведений в уезде, земли в пользовании крестьян, скота, о ценах на продовольствие и фураж , о расходах земства на народные образования здравоохранения, о деятельности земских учреждений, организация земского страхования; списки земских гласных, судей, медицинских работников, учителей, списки жителей деревень Ядринского уезда за 1898 г.; дела об открытии торговых и промышленных заведений, земских училищ, больниц, фельдшерских пунктов и аптек, строительстве и ремонте церквей, дорог и мостов, о выдаче ссуд крестьянам, о выборах земских гласных, судей, смотрителей училищ, о службе учителей, медиков и аптекарей, о назначении стипендий от земства, об оказании помощи беженцам в период Первой мировой войны. Сохранность документов фонда удовлетворительная.
В 1991 г. описи на 3, 4, 5, 6 были подвергнуты переработке. Причинами ее явились "глухие" или недостаточно полно отражающие дел заголовки. нарушенная систематизация. В ходе переработки составлена опись № 3 на 22 дела за 1875-1876, 1873-1879, 1882, 1884, 1904, 1905, 1907, 1914-1917 гг.
Палеограф 1 кат. И.Л. Андреев
28 апреля 1998 г.
Крайние даты документов
:
1865-1922