82
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
82
Наименование
:
Чебоксарская городская управа
Полное наименование
:
Чебоксарская городская управа Казанской губернии, г.Чебоксары. 1870-1918 гг.
Чебоксарская городская управа Казанской губернии, г.Чебоксары. 1870-1918 гг.
Шифр сайт
:
Ф.82 Чебоксарская городская управа
Аннотация
:
Циркуляры губернских учреждений; постановления управы; приговоры городского общества; описания городского хозяйства за 1884 г., г. Чебоксары за 1904 г., экономического положения крестьян Чебоксарского уезда за 1918 г.; документы о подготовке к Всероссийской промышленной и художественной выставке за 1894-1895 гг, по истории городской общественной библиотеки за 1897-1916 гг.; отчетные ведомости о городских оброчных статьях, количестве и видах промышленных и торговых заведений, сведения о ценах; приходно-расходные книги и журналы (книги обывательские, выдачи торговых документов, прихода сборов с недвижимости); списки купцов, мещан, присяжных заседателей, членов городского самоуправления, домовладельцев, учащихся городских мужского и женского училищ, частных торговых заведений; посемейные списки; алфавитные списки жителей города; метрические выписи; план городской Базарной площади за 1900 г., образцы печатей управы за 1876 г.; документы о выборах земских гласных, в Государственную думу, о праздновании 300-летия царствования Дома Романовых за 1912-1913 гг., о подготовке к переписи населения 1896 г., введении военно-конской повинности, сборе пожертвований для больных и раненых воинов за 1877 г., открытии постоялых дворов, строительстве каменных казарм; об открытии и содержании богадельни, Мариинского женского училища за 1898 г., низшей ремесленной школы за 1903-1904 гг., о выдаче учебных пособий детям бедных родителей; об отводе места для ярмарки и ее проведении, открытии кладбища при церкви Нерукотворного Спаса за 1870-1876 гг.; строительстве бани, хлебных и мясных лавок, отдаче в аренду береговых участков для пароходных пристаней; приобретении домов для паровой пожарной машины (1901-1903) и женской прогимназии, о ее открытии и содержании за 1900-1911 гг.
Циркуляры губернских учреждений; постановления управы; приговоры городского общества; описания городского хозяйства за 1884 г., г. Чебоксары за 1904 г., экономического положения крестьян Чебоксарского уезда за 1918 г.; документы о подготовке к Всероссийской промышленной и художественной выставке за 1894-1895 гг, по истории городской общественной библиотеки за 1897-1916 гг.; отчетные ведомости о городских оброчных статьях, количестве и видах промышленных и торговых заведений, сведения о ценах; приходно-расходные книги и журналы (книги обывательские, выдачи торговых документов, прихода сборов с недвижимости); списки купцов, мещан, присяжных заседателей, членов городского самоуправления, домовладельцев, учащихся городских мужского и женского училищ, частных торговых заведений; посемейные списки; алфавитные списки жителей города; метрические выписи; план городской Базарной площади за 1900 г., образцы печатей управы за 1876 г.; документы о выборах земских гласных, в Государственную думу, о праздновании 300-летия царствования Дома Романовых за 1912-1913 гг., о подготовке к переписи населения 1896 г., введении военно-конской повинности, сборе пожертвований для больных и раненых воинов за 1877 г., открытии постоялых дворов, строительстве каменных казарм; об открытии и содержании богадельни, Мариинского женского училища за 1898 г., низшей ремесленной школы за 1903-1904 гг., о выдаче учебных пособий детям бедных родителей; об отводе места для ярмарки и ее проведении, открытии кладбища при церкви Нерукотворного Спаса за 1870-1876 гг.; строительстве бани, хлебных и мясных лавок, отдаче в аренду береговых участков для пароходных пристаней; приобретении домов для паровой пожарной машины (1901-1903) и женской прогимназии, о ее открытии и содержании за 1900-1911 гг.
Историческая справка
:
С падением крепостного права и развитием капитализма города превращались в крупные промышленные, торговые и административные центры. Росло население городов, увеличивалось их число. Оживлению деятельности складывающегося буржуазного класса в пределах, не затрагивающих позиций дворянской монархии, заинтересованной в его поддержке, служила реформа городского самоуправления 1870 г. Реформа была призвана поднять на новый уровень хозяйственную деятельность в городах и экономику в целом, привлечь к управлению ими представителей бурно развивавшегося торгового и промышленного капитала.
Для улучшения общественного управления во всех городах Российской империи 16 июня 1870 г. Александром II было утверждено Городовое положение. Оно применялось в течении более 20 лет, в результате его введения благоустройство городов заметно поднялось, улучшились условия жизни в городах. Наряду с этим в структуре и деятельности городских учреждений обнаружились недостатки, требующие исправления. Вследствие этого было разработано новое Городовое положение и 11 июня 1892 г. Александр II утвердил его.
Главным органом городского общественного управления на основании обоих положений является городская дума, избираемая лицами (физическими и юридическими), облегченными избирательным правом. Прежнее городовое положение предоставляло избирательное право плательщикам городских сборов (владельцам недвижимых имуществ, содержателям торговых и промышленных заведений; обладателям свидетельств купеческих, промысловых на мелочный торг или приказчичьих 1-го разряда, а также билетов на содержание промышленных заведений: ведомствам, учреждениям, обществам, монастырям и церквям). По новому городовому положению избирательное право принадлежало физическим и юридическим лицам: владеющим в пределах города не менее одного года на правах собственности или пожизненного владения недвижимым имуществом стоимостью (смотря по значению города) от 300 до 3000 руб.; содержащим в пределах города торгово-промышленное предприятие, требующее выработки свидетельства (в столице - первой, а в прочих городах - первой и второй гильдии). По новому положению не имели права участвовать в выборах содержатели винных, ведерных лавок и питейных домов, а также священно- и церковнослужители. Срок полномочия гласных по обоим положениям - четырехлетний. Оба положения соединяли в лице городового головы председательство как в городской думе, так и в городской управе (Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, т. 17, с. 326-328.).
По обоим городовым положениям самоуправление в городах было организовано по принципу разделения распорядительных и исполнительных функций: сохранена городская дума как распорядительный орган и образован (в 1870 г.) его исполнительный орган в лице городской управы, которая состояла из городского головы и нескольких членов (в уездных городах обычно двоих), избираемых из состава городской думы и утверждаемых губернатором.
Круг действия городского общественного управления по обоим положениям, в сущности, один и тот же. Он охватывает заведование капиталами и имуществом города, благоустройство и ремонт общественных зданий, обеспечение продовольствием, здравоохранение и народное образование, призрение бедных и неимущих, обеспечение пожарной безопасности, развитие местной промышленности и торговли. Обоими положениями за городской управой признаются права юридического лица, т.е. право приобретать и отсуждать имущество, заключать контракты и договоры, обращаться в суд.
Городские доходы формировались из сборов с недвижимого имущества граждан, арендной платы с городских оброчных статей, с документов на право торговли и промыслов, с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавок, с извозного и перевозного промысла, с лошадей и экипажей частных лиц, с собак. По положению 1870 г. большинство этих сборов устанавливалось по усмотрению думы, с 1892 г. необязательный характер имели лишь последние три.
Существовали и различные второстепенные сборы: за клеймение мер и весов, с аукционных продаж, при совершении нотариальных актов. Для городского управления были обязательны расходы на содержание городовой полиции, пожарной части, воинский постой, отопление и освещение тюрем, выдачу определенных особыми постановлениями пособий.
По городовому положению 1870 г. городское управление действовало самостоятельно, а губернатор осуществлял надзор за законностью и вмешивался в дела городского управления с согласия губернского по городским делам присутствия в случае неисполнения обязательных для города повинностей. Новое положение подчинило надзору губернатора не только законность, но и правильность этих действий. Губернатор мог останавливать исполнение постановлений органов городского самоуправления, если они не согласовались с законом или явно нарушали интересы местного населения.
Введению в г. Чебоксары Городового положения 1870 г. предшествовала длительная переписка Чебоксарской городской думы с Казанским губернатором о средствах города. Лишь в мае 1872 г., получив доказательства того, что городские расходы на содержание городского управления будут покрыты доходами, Казанский губернатор утвердил списки избирателей по разрядам для выбора гласных городской думы. В июне 1872 г. было открыто избирательное собрание. Казанский губернатор 29 июля 1872 г. утвердил Чебоксарского 2-й гильдии купца Ивана Никифоровича Савельева в должности Чебоксарской городской головы. "1872 года августа 4 дня Чебоксарской городской головы Савельев, открыв сего числа городовое общественное управление и действия городской управы"(ЦГА Чувашской Республики, ф. 81, оп. 1, д. 4404, л. 71)_, распределил между членами управы обязанности следующим образом: на городскую голову возлагалось, кроме наблюдения за общим ходом дел по городскому хозяйству, а) подготовка докладов коллегиальным заседанием Управы по всем вопросам городского хозяйства, б) составление городских росписей, в) подготовка докладов и отчетов для городской думы, г) наблюдение за благоустройством города и представление по этому вопросу от управы в городскую думу сведений для издания обязательных постановлений, д) наблюдение за ходом строительства, предварительное рассмотрение планов застроек города; на двух членов управы - делопроизводство, присутствие в Сиротском Суде в качестве третьего члена; казначейская часть; прием сборов, вносимых в душу, и сбор с базарной площади; продажа денежных бумаг и выдача паспортов; проверка податных книг у старост; заведование пожарным обозом; продовольствием лошадей при обозе; заведование мостовыми и дорожными сооружениями; сбор платежей по городским росписям (ЦГА Чувашской Республики, ф. 81, оп. 1, д. 3404, л. 71-72).
Подготовка к введению в г. Чебоксары нового городового положения от 11 июня 1892 г. была начата с конца 1892 г. Казанское губернское присутствие адресовало городскому голове несколько циркуляров для ознакомления с основными статьями нового положения, которое должно было введено в Чебоксарах в полном объеме, т.е. должна быть городская дума, образующаяся из гласных, а не упрощенное общественное управление (ЦГА Чувашской Республики, ф. 82, оп. 1, д. 778, л. 15). Правом участия в выборе гласных имели лица русского подданства, владеющие недвижимым имуществом, обложенным оценочным сбором в пользу города, для г. Чебоксары не менее 300 руб. 14 декабря 1893 г. на городском избирательном собрании было избрано 20 гласных и 7 кандидатов. 25 января 1894 г. Чебоксарская городская дума утвердила купца 1-ой гильдии Астраханцева Андрея Петровича в должности Чебоксарского городского головы, а купца 2-ой гильдии Шемякина Н.И. и мещанина Алатырцева А.М. в должности членов городской управы (ЦГА Чувашской Республики, ф. 82, оп. 1, д. 778, л. 15).
Чебоксарская городская дума была упразднена постановлением общего собрания Чебоксарского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов от 18-23 марта 1918 г. (ЦГА Чувашской Республики, ф. 82, оп. 1, д. 1446, л. 29). В апреле 1918 г. "взамен городской думы был образован Чебоксарский совет городского хозяйства, вместо городской управы - Исполнительный комитет совета городского хозяйства" (ЦГА Чувашской Республики, ф. 82, оп. 1, д. 1447, л. 590).
Фонд Чебоксарской городской управы относится к фондам второй категории. Это один из наиболее значительных фондов, отражающих историю города. Сохранность документов хорошая, состав достаточно полный. Фонд представляет большой интерес для исследователей, занимающихся вопросами истории г. Чебоксары последней трети XIX-начала XX веков. Он содержит обширный материал о деятельности органов городского самоуправления, их взаимоотношения с губернскими и местными административными и финансовыми органами, различными должностными лицами. В документах отражены развитие промышленности, торговли и кустарных промыслов, вопросы организации аренды городской собственности, состояние здравоохранения и народного образования, размеры и социальный состав населения города.
Точное время поступления фонда на хранение в ЦГА Чувашской АССР установить не представляется возможным. Предположительно он был принят в 20-е годы. Первая проверка наличия и состояния дел фонда была проведена в мае 1940 г. В дальнейшем они проводились в 1945, 1980 и 1986 годах. В 1940 году одно дело было передано в фонд Чебоксарского мещанского старосты. В 1989 г. четыре дела были переданы в фонд Чебоксарской городской думы, по одному в фонды Чебоксарской уездной земской управы, Богородского волостного правления, Цивильского управления уездного воинского начальника. В том же году одно дело было принято из фонда Чебоксарской городской думы.
Переработка фонда была проведена в 1989-1990 годах. Необходимость ее определялась нарушениями систематизации по хронологическому признаку, наличием "глухих" и неясных заголовков, отсутствием научно-справочного аппарата. В ходе переработки была проведена пересистематизация, уточнено содержание ряда дел, даны отражающие содержание заголовки.
В фонде имеются документы, входящие за хронологические рамки существования фондообразователя: документы Чебоксарской городской думы за 1870 г. - июль 1872 г. и исполкома совета городского хозяйства за апрель-ноябрь 1918 г. К описи составлен необходимый НСА.
На апрель 1990 г. в фонде числится одна опись на 1449 единиц хранения.
И. о. зав. отделом
ИПС и НСА В.И. Елахова
15.06.1998 г.
С падением крепостного права и развитием капитализма города превращались в крупные промышленные, торговые и административные центры. Росло население городов, увеличивалось их число. Оживлению деятельности складывающегося буржуазного класса в пределах, не затрагивающих позиций дворянской монархии, заинтересованной в его поддержке, служила реформа городского самоуправления 1870 г. Реформа была призвана поднять на новый уровень хозяйственную деятельность в городах и экономику в целом, привлечь к управлению ими представителей бурно развивавшегося торгового и промышленного капитала.
Для улучшения общественного управления во всех городах Российской империи 16 июня 1870 г. Александром II было утверждено Городовое положение. Оно применялось в течении более 20 лет, в результате его введения благоустройство городов заметно поднялось, улучшились условия жизни в городах. Наряду с этим в структуре и деятельности городских учреждений обнаружились недостатки, требующие исправления. Вследствие этого было разработано новое Городовое положение и 11 июня 1892 г. Александр II утвердил его.
Главным органом городского общественного управления на основании обоих положений является городская дума, избираемая лицами (физическими и юридическими), облегченными избирательным правом. Прежнее городовое положение предоставляло избирательное право плательщикам городских сборов (владельцам недвижимых имуществ, содержателям торговых и промышленных заведений; обладателям свидетельств купеческих, промысловых на мелочный торг или приказчичьих 1-го разряда, а также билетов на содержание промышленных заведений: ведомствам, учреждениям, обществам, монастырям и церквям). По новому городовому положению избирательное право принадлежало физическим и юридическим лицам: владеющим в пределах города не менее одного года на правах собственности или пожизненного владения недвижимым имуществом стоимостью (смотря по значению города) от 300 до 3000 руб.; содержащим в пределах города торгово-промышленное предприятие, требующее выработки свидетельства (в столице - первой, а в прочих городах - первой и второй гильдии). По новому положению не имели права участвовать в выборах содержатели винных, ведерных лавок и питейных домов, а также священно- и церковнослужители. Срок полномочия гласных по обоим положениям - четырехлетний. Оба положения соединяли в лице городового головы председательство как в городской думе, так и в городской управе (Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, т. 17, с. 326-328.).
По обоим городовым положениям самоуправление в городах было организовано по принципу разделения распорядительных и исполнительных функций: сохранена городская дума как распорядительный орган и образован (в 1870 г.) его исполнительный орган в лице городской управы, которая состояла из городского головы и нескольких членов (в уездных городах обычно двоих), избираемых из состава городской думы и утверждаемых губернатором.
Круг действия городского общественного управления по обоим положениям, в сущности, один и тот же. Он охватывает заведование капиталами и имуществом города, благоустройство и ремонт общественных зданий, обеспечение продовольствием, здравоохранение и народное образование, призрение бедных и неимущих, обеспечение пожарной безопасности, развитие местной промышленности и торговли. Обоими положениями за городской управой признаются права юридического лица, т.е. право приобретать и отсуждать имущество, заключать контракты и договоры, обращаться в суд.
Городские доходы формировались из сборов с недвижимого имущества граждан, арендной платы с городских оброчных статей, с документов на право торговли и промыслов, с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавок, с извозного и перевозного промысла, с лошадей и экипажей частных лиц, с собак. По положению 1870 г. большинство этих сборов устанавливалось по усмотрению думы, с 1892 г. необязательный характер имели лишь последние три.
Существовали и различные второстепенные сборы: за клеймение мер и весов, с аукционных продаж, при совершении нотариальных актов. Для городского управления были обязательны расходы на содержание городовой полиции, пожарной части, воинский постой, отопление и освещение тюрем, выдачу определенных особыми постановлениями пособий.
По городовому положению 1870 г. городское управление действовало самостоятельно, а губернатор осуществлял надзор за законностью и вмешивался в дела городского управления с согласия губернского по городским делам присутствия в случае неисполнения обязательных для города повинностей. Новое положение подчинило надзору губернатора не только законность, но и правильность этих действий. Губернатор мог останавливать исполнение постановлений органов городского самоуправления, если они не согласовались с законом или явно нарушали интересы местного населения.
Введению в г. Чебоксары Городового положения 1870 г. предшествовала длительная переписка Чебоксарской городской думы с Казанским губернатором о средствах города. Лишь в мае 1872 г., получив доказательства того, что городские расходы на содержание городского управления будут покрыты доходами, Казанский губернатор утвердил списки избирателей по разрядам для выбора гласных городской думы. В июне 1872 г. было открыто избирательное собрание. Казанский губернатор 29 июля 1872 г. утвердил Чебоксарского 2-й гильдии купца Ивана Никифоровича Савельева в должности Чебоксарской городской головы. "1872 года августа 4 дня Чебоксарской городской головы Савельев, открыв сего числа городовое общественное управление и действия городской управы"(ЦГА Чувашской Республики, ф. 81, оп. 1, д. 4404, л. 71)_, распределил между членами управы обязанности следующим образом: на городскую голову возлагалось, кроме наблюдения за общим ходом дел по городскому хозяйству, а) подготовка докладов коллегиальным заседанием Управы по всем вопросам городского хозяйства, б) составление городских росписей, в) подготовка докладов и отчетов для городской думы, г) наблюдение за благоустройством города и представление по этому вопросу от управы в городскую думу сведений для издания обязательных постановлений, д) наблюдение за ходом строительства, предварительное рассмотрение планов застроек города; на двух членов управы - делопроизводство, присутствие в Сиротском Суде в качестве третьего члена; казначейская часть; прием сборов, вносимых в душу, и сбор с базарной площади; продажа денежных бумаг и выдача паспортов; проверка податных книг у старост; заведование пожарным обозом; продовольствием лошадей при обозе; заведование мостовыми и дорожными сооружениями; сбор платежей по городским росписям (ЦГА Чувашской Республики, ф. 81, оп. 1, д. 3404, л. 71-72).
Подготовка к введению в г. Чебоксары нового городового положения от 11 июня 1892 г. была начата с конца 1892 г. Казанское губернское присутствие адресовало городскому голове несколько циркуляров для ознакомления с основными статьями нового положения, которое должно было введено в Чебоксарах в полном объеме, т.е. должна быть городская дума, образующаяся из гласных, а не упрощенное общественное управление (ЦГА Чувашской Республики, ф. 82, оп. 1, д. 778, л. 15). Правом участия в выборе гласных имели лица русского подданства, владеющие недвижимым имуществом, обложенным оценочным сбором в пользу города, для г. Чебоксары не менее 300 руб. 14 декабря 1893 г. на городском избирательном собрании было избрано 20 гласных и 7 кандидатов. 25 января 1894 г. Чебоксарская городская дума утвердила купца 1-ой гильдии Астраханцева Андрея Петровича в должности Чебоксарского городского головы, а купца 2-ой гильдии Шемякина Н.И. и мещанина Алатырцева А.М. в должности членов городской управы (ЦГА Чувашской Республики, ф. 82, оп. 1, д. 778, л. 15).
Чебоксарская городская дума была упразднена постановлением общего собрания Чебоксарского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов от 18-23 марта 1918 г. (ЦГА Чувашской Республики, ф. 82, оп. 1, д. 1446, л. 29). В апреле 1918 г. "взамен городской думы был образован Чебоксарский совет городского хозяйства, вместо городской управы - Исполнительный комитет совета городского хозяйства" (ЦГА Чувашской Республики, ф. 82, оп. 1, д. 1447, л. 590).
Фонд Чебоксарской городской управы относится к фондам второй категории. Это один из наиболее значительных фондов, отражающих историю города. Сохранность документов хорошая, состав достаточно полный. Фонд представляет большой интерес для исследователей, занимающихся вопросами истории г. Чебоксары последней трети XIX-начала XX веков. Он содержит обширный материал о деятельности органов городского самоуправления, их взаимоотношения с губернскими и местными административными и финансовыми органами, различными должностными лицами. В документах отражены развитие промышленности, торговли и кустарных промыслов, вопросы организации аренды городской собственности, состояние здравоохранения и народного образования, размеры и социальный состав населения города.
Точное время поступления фонда на хранение в ЦГА Чувашской АССР установить не представляется возможным. Предположительно он был принят в 20-е годы. Первая проверка наличия и состояния дел фонда была проведена в мае 1940 г. В дальнейшем они проводились в 1945, 1980 и 1986 годах. В 1940 году одно дело было передано в фонд Чебоксарского мещанского старосты. В 1989 г. четыре дела были переданы в фонд Чебоксарской городской думы, по одному в фонды Чебоксарской уездной земской управы, Богородского волостного правления, Цивильского управления уездного воинского начальника. В том же году одно дело было принято из фонда Чебоксарской городской думы.
Переработка фонда была проведена в 1989-1990 годах. Необходимость ее определялась нарушениями систематизации по хронологическому признаку, наличием "глухих" и неясных заголовков, отсутствием научно-справочного аппарата. В ходе переработки была проведена пересистематизация, уточнено содержание ряда дел, даны отражающие содержание заголовки.
В фонде имеются документы, входящие за хронологические рамки существования фондообразователя: документы Чебоксарской городской думы за 1870 г. - июль 1872 г. и исполкома совета городского хозяйства за апрель-ноябрь 1918 г. К описи составлен необходимый НСА.
На апрель 1990 г. в фонде числится одна опись на 1449 единиц хранения.
И. о. зав. отделом
ИПС и НСА В.И. Елахова
15.06.1998 г.
Крайние даты документов
:
1870-1918