203
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
203
Наименование
:
Алатырская уездная землеустроительная комиссия
Полное наименование
:
Алатырская уездная землеустроительная комиссия Симбирской губернии, г.Алатырь. 1906-1917 гг.
Алатырская уездная землеустроительная комиссия Симбирской губернии, г.Алатырь. 1906-1917 гг.
Шифр сайт
:
Ф.203 Алатырская уездная землеустроительная комиссия
Аннотация
:
Циркуляры и распоряжения министерства земледелия, Департамента государственных земельных имуществ, Главного управления землеустройства и земледелия, Симбирской губернской землеустроительной комиссии, симбирского губернатора о планах и исполнении землеустроительных работ, порядке представления отчетности комиссии, состоянии землеустроительных работ, деятельности комиссии по улучшению условий земледелия и землепользования, мерах по сокращению расходов на разъезды комиссии, порядке выдела церковных земель, проверке подготовленности к полевому периоду; журналы распорядительных заседаний землеустроительной комиссии; постановления, приговоры и протоколы землеустроительной комиссии о выделении земли селениям, отрубных участков, выдаче ссуд крестьянам, переселении крестьян на хуторские участки в пределах своего уезда, за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, в Азиатскую Россию, Енисейскую, Томскую, Тобольскую и Пермскую губернии; документы о проведении землеустроительных работ в уезде: выделении земли крестьянам, размежевании земель, ликвидации удельных оброчных имений и имений помещиков, выдаче ссуд на землеустройство и переселение на отрубные и хуторские участки, о переселении в другие губернии России.
Чертеж на установление границы между Курмышским и Алатырским уездами от 10 июля 1919 г.; главные выписи из крепостной книги Симбирского нотариального архива; сведения о казенных землях Алатырского уезда за 1906 г., продаже земель, принадлежащих Симбирскому Спасскому женскому монастырю, семейном и имущественном положении запасных нижних чинов с. Жабино, участвовавших в русско-японской войне, список священников г. Алатырь за 1915 г., список церковных школ, состоящих в ведении Алатырского уездного отделения Симбирского епархиального училищного Совета.
Циркуляры и распоряжения министерства земледелия, Департамента государственных земельных имуществ, Главного управления землеустройства и земледелия, Симбирской губернской землеустроительной комиссии, симбирского губернатора о планах и исполнении землеустроительных работ, порядке представления отчетности комиссии, состоянии землеустроительных работ, деятельности комиссии по улучшению условий земледелия и землепользования, мерах по сокращению расходов на разъезды комиссии, порядке выдела церковных земель, проверке подготовленности к полевому периоду; журналы распорядительных заседаний землеустроительной комиссии; постановления, приговоры и протоколы землеустроительной комиссии о выделении земли селениям, отрубных участков, выдаче ссуд крестьянам, переселении крестьян на хуторские участки в пределах своего уезда, за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, в Азиатскую Россию, Енисейскую, Томскую, Тобольскую и Пермскую губернии; документы о проведении землеустроительных работ в уезде: выделении земли крестьянам, размежевании земель, ликвидации удельных оброчных имений и имений помещиков, выдаче ссуд на землеустройство и переселение на отрубные и хуторские участки, о переселении в другие губернии России.
Чертеж на установление границы между Курмышским и Алатырским уездами от 10 июля 1919 г.; главные выписи из крепостной книги Симбирского нотариального архива; сведения о казенных землях Алатырского уезда за 1906 г., продаже земель, принадлежащих Симбирскому Спасскому женскому монастырю, семейном и имущественном положении запасных нижних чинов с. Жабино, участвовавших в русско-японской войне, список священников г. Алатырь за 1915 г., список церковных школ, состоящих в ведении Алатырского уездного отделения Симбирского епархиального училищного Совета.
Историческая справка
:
Во второй половине XIX в. в России из-за обострившейся классовой борьбы между крестьянами и помещиками царское правительство вынуждено было пойти на отмену крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II утвердил проект "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" и подписал Манифест об освобождении крестьян. Крестьянам предоставлялась личная свобода и надельная земля, с правом выкупа наделов. "Положение" 26 июня 1863 г. определило поземельное устройство, повинности, проведение выкупной операции удельных крестьян. 24 декабря 1866 г. был издан закон "О поземельном устройстве государственных крестьян", согласно которому эта категория крестьян в обязательном порядке должна была выкупать свои надельные земли. Реформы 1861-1866 гг. привели к аграрному кризису, малоземелью крестьян и их обнищанию, особенно в Чувашском крае, т.к. большинство крестьян здесь относилось к разряду государственных.
В начале XX в. правительство в своей земельной политике перешло к решительным действиям по улучшению крестьянского землепользования, и совокупность проводимых в этом направлении работ получила официальный термин "землеустройства". Новая аграрная реформа, направленная на ликвидацию общинной формы землепользования, связана с именем председателя Совета министров П.А. Столыпина.
Начало реформе положил Именной Высочайший указ 4 марта 1906 г., согласно которому наряду с губернскими учреждались уездные землеустроительные комиссии. Они были образованы для исполнения землеустроительных действий по переделу земли на местах и устранения недостатков существующего землевладения и землепользования с учетом особых условий отдельных местностей. Комиссиям поручалось "обсуждение вопросов о целесообразности приобретения Банком предлагаемых к покупке имений и о порядке ликвидации их, установление степени нужды крестьян в продаваемой земле и содействие к выяснению ее стоимости" (ПСЗ Российской Империи, Т. XXVI, С.-П., 1909, С. 200.). 26 апреля 1906 г. на основе объединения "чинов правительственных и общественных деятелей, а также представителей от сельского населения" было Высочайше утверждено "Росписание должностей по землеустройству", по которому уездные комиссии состояли из: председателя уездной земской управы, непременного члена, уездного члена окружного суда или председателя съезда мировых судей, члена от удельного ведомства в уездах, где имеются удельные земли, податного инспектора, земского начальника, 3-х членов, избранных от уездного земского собрания, 3-х представителей от крестьян, назначаемых по жребию из числа кандидатов, избираемых волостными сходами уезда. Комиссии возглавлялись в губерниях - губернаторами, в уездах - предводителями дворянства (ПСЗ Российской Империи, Т. XXVI, С.-П., 1909, С. 504.).
19 сентября 1906 г. был издан "Наказ Землеустроительным Комиссиям", который расширил их функции, включив в круг деятельности распродажу и сдачу в аренду казенных земель, участие в регулировании перенаселения, в содействии развертывания чересполосности надельных земель с прилегающими владениями (Энциклопедический словарь Т-ва "Бр. А. и И. Гранат и К", М., Т. 21, С.6.). Согласно ст. III Наказа "вся активная рабочая деятельность по делам Уездных Комиссий всецело возложена на обязанность и ответственность ее Непременных Членов" (ГИА Чувашии, Ф.6, Оп.1, Д. 49, Л. 54 об.). Они несли юридическую ответственность за все проводимые в пределах своего уезда землеустроительные действия. При назначении на должность непременного члена учитывались возрастной, образовательный (высшее юридическое или сельскохозяйственное) цензы и предыдущая работа, связанная с крестьянскими делами или землеустройством.
Основным документом Столыпинской реформы стал Именной Высочайший указ 9 ноября 1906 г. "О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования". На основании Указа крестьянам предоставлялось право "свободного выхода из общины, с укреплением в собственность участков из мирского надела", а сельским обществам - большинством в две трети голосов производить полную разверстку земель на хуторские и отрубные участки (ПСЗ Российской Империи, Т. XXVI, С.-П., 1909, С. 970.).
Был установлен трехлетний срок полномочий членов землеустроительных комиссий, избранных земскими собраниями или комитетами по делам земского хозяйства, а также приглашенных председателями комиссий, как и членов комиссий по выбору от крестьян (Сборник законов и распоряжений по землеустройству, С.-П., 1908, С. 95.).
В обязанности председателя комиссии входило наблюдение и устранение возникающих препятствий при разрешении земельных дел в уезде, а также направление работ привлеченных к землеустройству чиновников правительственных и общественных учреждений.
Алатырская землеустроительная комиссия, учрежденная Высочайшим указом 4 марта 1906 г., в целях оказания помощи крестьянскому банку при покупке крестьянами земель и для содействия населению по устранению недостатков существующего землевладения и земледелия, начала свою работу 7 октября 1906 г. (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 26, Л. 10.), 19 октября вице-губернатором Симбирской губернии было подписано свидетельство, разрешающее комиссии иметь печать (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 26, Л. 30.). Председателем комиссии 2 сентября 1906 г. был назначен Соловьев Николай Федорович, который совмещал должность непременного члена комиссии, секретарем - Д.Г. Антонов, представителем казенного ведомства назначен лесничий Буинско-Алатырского лесничества титулярный советник Альберт Осипович Скашевский (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 26, Л. 10, 26, 34.).
Алатырская землеустроительная комиссия как в судебном, так и в административном отношении подчинялась Симбирской губернской землеустроительной комиссии под председательством губернатора. Общее направление деятельности землеустроительных комиссий принадлежало Комитету по землеустроительным делам под председательством Главного управляющего землеустройством и земледелием. Согласно ст. 115 Наказа уездные комиссии должны были ежегодно представлять отчет о своей деятельности в Симбирскую губернскую землеустроительную комиссию и в Комитет по землеустроительным делам (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 94, Л. 47.).
Деятельность комиссии осуществлялась согласно наказу земельным комиссиям и заключалась:
1. в содействии крестьянам при покупке ими земель с помощью крестьянского поземельного банка;
2. в распределении казенных земель, назначаемых для увеличения крестьянского землевладения путем продажи и сдачи их в аренду крестьянам;
3. в содействии переселению крестьян на казенные земли азиатской части России и открытии кредита для землемерных и межевых чинов комиссии;
4. в содействии селениям и отдельным домохозяевам улучшению условий землевладения и порядков землепользования;
5. в содействии крестьянам и смежным владельцам заключению добровольных сделок об упразднении чересполостности и общности угодий и осуществлению этих сделок;
6. в распределении передаваемых по Высочайшему повелению 12 августа 1906 г. крестьянскому поземельному банку для продажи крестьянам удельных земель, утверждении в установленном порядке условий продажи этих земель крестьянам на основаниях отвечающих платежным средствам последних (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 26, Л. 10.).
На землемера Алатырской землеустроительной комиссии возлагалось в соответствии с законом от 4 марта 1906 г. и с учетом местных условий улучшение форм землепользования:
1. раздел земель между селениям, соединенными в одно общество;
2. раздел земли между частями селения;
3. выдел более отдаленных земель под выселки;
4. выдел участков из общинной земли в собственность домохозяевам;
5. переход общества от передельного пользования землею к подворно-наследственному, с разверстанием чересполостности ими с распределением всей земли на отрубные участки (хутора);
6. разверстание чересполостности подворно-наследственных земель и переходу от подворно-наследственного землепользования к владению в отрубных участках;
7. передел общинных земель для перехода к многопольному хозяйству (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 26, Л. 32.).
В процессе деятельности землеустроительной комиссии помимо дел, формируемых в ходе рассмотрения прошений крестьян, переписки с учреждениями велись следующие документы: журнал бухгалтерии, главная книга сметных расходов, памятный реестр для записи бланков ассигновок, расчетная книга по выдаче путевого и денежного довольствия выборным членам, настольный реестр по землеустроительным делам, настольный реестр по делам не предусмотренным положением о землеустройстве, настольный реестр по делам о переводе отрубных участков на новых владельцев вследствие перехода права собственности к ним по разным причинам (духовное завещание, наследование по закону покупки и др.), реестры исходящий и входящей документации, разносная книга, инвентарная опись ведется книга по ссудам и пособиям при землеустройстве. Дела хранились в шкафах комиссии. На дела была составлена архивная опись. При комиссии имелся архив (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 655, Л. 106.).
Основное требование землеустройства заключалось в том, чтобы устраиваемая земля каждого владельца, т.е. отдельного лица, выделяемого селения, части его или выселка, по возможности, сведена была в один сплошной отруб; что же касается исключительно пахотных угодий, входящих в состав устраиваемой земли, то таковые обязательно сводились к одному месту, за исключением случаев, когда пахотная земля общества была расположена в нескольких участках (ГИА Чувашии, Ф.203, Оп.1, Д. 2, Л. 20.).
Изменение землепользования, особенно в тех случая, когда это связано с перенесением усадебной оседлости на новые участки, вызывало расходы, превышавшие обычный крестьянский бюджет и нередко непосильные для собственных средств крестьян. Поэтому, с самого начала землеустроительных работ, были ассигнованы особые средства на оказание крестьянам, приступающим к изменению своего землепользования, денежной помощи в виде ссуд и пособий, на перенос построек, оборудование усадебной оседлости, мелиорации нового участка. Ссуды выдавались в размере до 150 рублей на двор, а с особого разрешения и больше, без процентов на срок до 15 лет, причем первые пять лет платежи не взымались. Вместо выдачи денег на руки, производились, по желанию крестьян, необходимые мелиоративные работы (осушение, обводнения и др.), стоимость которых зачислялась в ссуду или принималась безвозвратно на счет казны (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 110, Л. 12-14.).
В мае 1911 г. был созван второй Землеустроительный съезд, на котором был выработан проект нового Наказа, утвержденного Комитетом по землеустроительным делам 19 июня 1911 г. Закон 29 мая 1911 г. и новый Наказ землеустроительным комиссиям устанавливали строгие требования в отношении стороны производства землеустроительных работ.
С 15 октября 1911 г. вступил в силу Закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г., который расширил полномочия землеустроительных комиссий, распространив компетенцию последних на все земли мелкого владения, а при общих дачах разверстания - на все земли вообще и предоставил комиссиям судебные полномочия. Наряду с основными землеустроительными делами - размежеванием земель, отводом их к одним местам и образованием единоличных хозяйств, - на комиссию было возложено оказание крестьянам материальной помощи выдачей ссуды и пособий на перенос и возведение построек, содействие переселению за Урал, содействие к приобретению земли через Крестьянский Банк, продажа и сдача в казенных земель, забота о производстве простейших мелиорационных работ и, наконец, в тех местностях, где за это не взялось земство - агрономическая помощь и содействие огнестойкому строительству в районах хуторского расселения (Закон о землеустройстве, С.-П., 1911, С. 50-51.). Наблюдение за использованием ссуд, выделенных на огнестойкое строительство, по назначению осуществлялось техниками губернского земства и непременным членом, а за ссудам на перенос построек - непременным членом комиссии. Огнестойкое строительство в уезде находилось в ведении губернского земства. Для осуществления гидротехнических работ комиссия представляла план работ в губернское землеустроительное совещание, которое приглашало инженера, из Пензинско-Технического Управления земледелия и государственных имуществ. Агрономическую помощь населению оказывало земство (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 655, Л. 107.).
В ведение земельных комиссий перешли все земельные споры, возникавшие при землеустроительных работах, в том числе и споры о границах земель, подлежавших землеустройству. Изменился процессуальный порядок их деятельности, что придало им характер судебных учреждений, так сказать, земельных судов. Заседания комиссии стали открытыми, с обязательным вызовом сторон и всех заинтересованных лиц, допросом свидетелей и сведущих людей, производством дознания через окольных людей, участием поверенных и т.д. Вследствие этого 1911 г. был последним годом, когда землеустроительные работы производились в порядке Наказа 19 сентября 1906 г. Большая часть таких работ относилась к групповому землеустройству, в частности к разделам однопланных селений и размежеванию внешней чересполосности с прилегающими владениями. Эти работы в порядке прежде действовавших правил требовали своего завершения согласием всех сельских сходов, входивших в состав однопланного селения, а при размежевании внешней чересполосицы согласия обеих сторон (крестьян и частных владельцев), что не всегда было достижимо. Новый закон ввел обязательное производство землеустроительных работ, если о них ходатайствовало большинство заинтересованных владельцев земли (Закон о землеустройстве, С.-П., 1911, С. 50-51.).
Закон о землеустройстве 29 мая 1911 г. предусматривал первоочередное создание хуторов и отрубов, которые признавались наиболее рациональными типами хозяйств, а необходимые для крестьян виды землеустроительных работ, такие как ликвидация чересполосицы, получили минимальное развитие. Появилась возможность упразднения общины по ходатайству части владельцев земли и членов земельных обществ, т.е. принудительно для других крестьян. На основании Закона 29 мая 1911 г. Комитет по землеустроительным делам постановил преобразовать губернские и уездные землеустроительные комиссии до 1 ноября 1911 г. По новому "Росписанию состава Землеустроительных Комиссий" уездная комиссия стала состоять из: председателя уездной земской управы или его заместителя, непременного члена комиссии или заменяющего его лица, уездного члена окружного суда, земского начальника, к участку которого относятся подлежащие обсуждению вопросы, трех членов, избранных от уездного земского собрания, и трех членов по от волостных сходов, в качестве временного члена - выборщика от той волости, по которой рассматривается дело, или кандидат к нему, если такой уже имеется. Председателем комиссии оставался уездный предводитель дворянства. В случае его отсутствия комиссию возглавлял председатель уездной земской управы, а при отсутствии последнего - уездный член окружного суда (Закон о землеустройстве, С.-П., 1911, С. 56-57.).
В землеустроительном отношении Алатырский уезд по сравнению с другими уездами имел преобладающее частное владение и, главным образом, земли уделов, которых насчитывалось 43,2%, в то время как надельных 36,6%, к тому же значительное количество обществ в северной части уезда имело дарственные наделы. В уезде преобладало единописное землеустройство, так как однопланных (одноактных) селений в уезде было небольшое количество, но они не были склонны к выделению. В 1912,1913 и 1914 гг. землеустроительные работы в Алатырском уезде велись широко. В 1915 г. началось снижение темпов, а в 1916 г. подготовка дел происходила при еще более затруднительных условиях, которые с течением времени еще более ухудшились, так как в ходе подготовки крестьяне просили приостановить дела до окончания войны (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 655, Л. 107.).
2 декабря 1916 г. был издан закон об отграничении земель. По этому закону все ходатайства подлежали возвращению просителям с объявлением, что с просьбой об отграничении земли надлежало обращаться в Губернское Правление, по месту нахождения владения, подлежащего отграничению.
После Февральской буржуазно-демократической революции под нажимом большинства крестьян, недовольных землеустройством, землеустроительные комиссии Постановлением Временного правительства от 28 июня 1917 г. были ликвидированы.
Из истории архивного строительства Чувашии известно, что во второй половине 1919г. архивы и документы упраздненных дореволюционных учреждений были отнесены к ведению уездных исполнительных комитетов.
В феврале 1925 г. Коллегия Центрархива РСФСР утвердила "Положение о ЕГАФ", по которому архивные фонды предлагалось разделить на две группы по историческим периодам и создать соответственно два архива: Исторический архив с фондами дореволюционного периода и Архив Октябрьской революции с фондами советского периода. Была установлена разграничительная дата группировки фондов: февраль-март 1917 г. (В.А. Нестеров, Архивное строительство в Чувашской АССР, Чебоксары, 1973, С. 11.). Однако лишь в 1927 г. в Чувашской АССР приступили к систематизации фондов и их группировке на дореволюционные и послереволюционные согласно директиве Центрархива РСФСР от 22 апреля 1925 г. (В.А. Нестеров, Архивное строительство в Чувашской АССР, Чебоксары, 1973, С. 17 - 18.). Эта работа была выполнена в 1928-1931 гг. Согласно Положению об Архивном управлении Чувашской АССР от 17 сентября 1930 г. все документы дореволюционного периода подлежали концентрации в Историческом архиве республики, который в июле 1941 г. был реорганизован в Центральный госархив Чувашской АССР.
За период существования Алатырской землеустроительной комиссии отложились документы, представляющие научно-историческую ценность. Сведения о первоначальном поступлении документов Алатырской землеустроительной комиссии на государственное хранение не обнаружены.
Неоднократно проводились проверки наличия и физического состояния дел. Последняя проверка наличия 15 сентября 1995 г. констатировала, что в фонде по описям № 1 учтено 713 дел.
В 1993 г. был проведен анализ состояния описей фондов дореволюционного периода и научно-справочного аппарата к описям. Анализ показал, что информационный уровень описей не соответствует современным требованиям. Опись фонда землеустроительной комиссии рукописная, составлена в одном экземпляре. Значительно нарушена систематизация дел по хронологическому признаку. Во многих заголовках не указан вид дела (переписка, документы, дело) или разновидность документов (циркуляры, приговоры, сведения и т.п.), имеются глухие, неполные заголовки. Отсутствуют основные элементы справочного аппарата к описи. По этим причинам в 2006 г. опись была усовершенствована. В результате усовершенствования описи 1 дело разделено, обнаружено неучтенное дело. При уточнении фондовой принадлежности 1 дело за 1899 г. было передано в другой фонд: Ф-148 "Податной инспектор Алатырского уезда Симбирской губернии". Из старых описей сформировано 1 дело. Была пересоставлена опись №1 дел постоянного хранения в количестве 715 ед. хранения за 1906-1917 гг.
Дела в описи систематизированы по хронологически-номинальному признаку. Внутри годового раздела дела расположены по степени значимости: циркуляры, постановления, журналы заседаний, отчеты, переписка. При систематизации дел учитывались виды работ, проводимых землеустроительной комиссией: ликвидация удельных имений; переселение в другие регионы России и выдача ходаческих свидетельств; операции проводимые с землей - продажа, покупка, обмен, аренда, выдел надельной земли крестьянам, выдел земли к одному месту, выдел земли крестьянам в отрубные участки, разверстание чересполостности, восстановление межевых признаков по границе надела, перевод земли на другого владельца; выдача ссуды - на переселение, возведение построек, огнестойкое строительство, ремонт строений, покупку сельскохозяйственных орудий, лошади, удобрений, о переводе ссуды. Дела одного вида систематизировались в алфавитном порядке волостей, в том случае, когда указывается место приписки крестьянина и место фактического проживания, учитывалось место фактического проживания.
К описи составлены следующие элементы справочного аппарата: титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров, географический и именной указатели. Составлено приложение: список личного состава и служащих Алатырской уездной землеустроительной комиссии за 1908 г.
Главный специалист В.И. Демакова
отдела НСА И ИПС
Ведущий специалист
отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова
14.11.2006
Во второй половине XIX в. в России из-за обострившейся классовой борьбы между крестьянами и помещиками царское правительство вынуждено было пойти на отмену крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II утвердил проект "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" и подписал Манифест об освобождении крестьян. Крестьянам предоставлялась личная свобода и надельная земля, с правом выкупа наделов. "Положение" 26 июня 1863 г. определило поземельное устройство, повинности, проведение выкупной операции удельных крестьян. 24 декабря 1866 г. был издан закон "О поземельном устройстве государственных крестьян", согласно которому эта категория крестьян в обязательном порядке должна была выкупать свои надельные земли. Реформы 1861-1866 гг. привели к аграрному кризису, малоземелью крестьян и их обнищанию, особенно в Чувашском крае, т.к. большинство крестьян здесь относилось к разряду государственных.
В начале XX в. правительство в своей земельной политике перешло к решительным действиям по улучшению крестьянского землепользования, и совокупность проводимых в этом направлении работ получила официальный термин "землеустройства". Новая аграрная реформа, направленная на ликвидацию общинной формы землепользования, связана с именем председателя Совета министров П.А. Столыпина.
Начало реформе положил Именной Высочайший указ 4 марта 1906 г., согласно которому наряду с губернскими учреждались уездные землеустроительные комиссии. Они были образованы для исполнения землеустроительных действий по переделу земли на местах и устранения недостатков существующего землевладения и землепользования с учетом особых условий отдельных местностей. Комиссиям поручалось "обсуждение вопросов о целесообразности приобретения Банком предлагаемых к покупке имений и о порядке ликвидации их, установление степени нужды крестьян в продаваемой земле и содействие к выяснению ее стоимости" (ПСЗ Российской Империи, Т. XXVI, С.-П., 1909, С. 200.). 26 апреля 1906 г. на основе объединения "чинов правительственных и общественных деятелей, а также представителей от сельского населения" было Высочайше утверждено "Росписание должностей по землеустройству", по которому уездные комиссии состояли из: председателя уездной земской управы, непременного члена, уездного члена окружного суда или председателя съезда мировых судей, члена от удельного ведомства в уездах, где имеются удельные земли, податного инспектора, земского начальника, 3-х членов, избранных от уездного земского собрания, 3-х представителей от крестьян, назначаемых по жребию из числа кандидатов, избираемых волостными сходами уезда. Комиссии возглавлялись в губерниях - губернаторами, в уездах - предводителями дворянства (ПСЗ Российской Империи, Т. XXVI, С.-П., 1909, С. 504.).
19 сентября 1906 г. был издан "Наказ Землеустроительным Комиссиям", который расширил их функции, включив в круг деятельности распродажу и сдачу в аренду казенных земель, участие в регулировании перенаселения, в содействии развертывания чересполосности надельных земель с прилегающими владениями (Энциклопедический словарь Т-ва "Бр. А. и И. Гранат и К", М., Т. 21, С.6.). Согласно ст. III Наказа "вся активная рабочая деятельность по делам Уездных Комиссий всецело возложена на обязанность и ответственность ее Непременных Членов" (ГИА Чувашии, Ф.6, Оп.1, Д. 49, Л. 54 об.). Они несли юридическую ответственность за все проводимые в пределах своего уезда землеустроительные действия. При назначении на должность непременного члена учитывались возрастной, образовательный (высшее юридическое или сельскохозяйственное) цензы и предыдущая работа, связанная с крестьянскими делами или землеустройством.
Основным документом Столыпинской реформы стал Именной Высочайший указ 9 ноября 1906 г. "О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования". На основании Указа крестьянам предоставлялось право "свободного выхода из общины, с укреплением в собственность участков из мирского надела", а сельским обществам - большинством в две трети голосов производить полную разверстку земель на хуторские и отрубные участки (ПСЗ Российской Империи, Т. XXVI, С.-П., 1909, С. 970.).
Был установлен трехлетний срок полномочий членов землеустроительных комиссий, избранных земскими собраниями или комитетами по делам земского хозяйства, а также приглашенных председателями комиссий, как и членов комиссий по выбору от крестьян (Сборник законов и распоряжений по землеустройству, С.-П., 1908, С. 95.).
В обязанности председателя комиссии входило наблюдение и устранение возникающих препятствий при разрешении земельных дел в уезде, а также направление работ привлеченных к землеустройству чиновников правительственных и общественных учреждений.
Алатырская землеустроительная комиссия, учрежденная Высочайшим указом 4 марта 1906 г., в целях оказания помощи крестьянскому банку при покупке крестьянами земель и для содействия населению по устранению недостатков существующего землевладения и земледелия, начала свою работу 7 октября 1906 г. (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 26, Л. 10.), 19 октября вице-губернатором Симбирской губернии было подписано свидетельство, разрешающее комиссии иметь печать (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 26, Л. 30.). Председателем комиссии 2 сентября 1906 г. был назначен Соловьев Николай Федорович, который совмещал должность непременного члена комиссии, секретарем - Д.Г. Антонов, представителем казенного ведомства назначен лесничий Буинско-Алатырского лесничества титулярный советник Альберт Осипович Скашевский (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 26, Л. 10, 26, 34.).
Алатырская землеустроительная комиссия как в судебном, так и в административном отношении подчинялась Симбирской губернской землеустроительной комиссии под председательством губернатора. Общее направление деятельности землеустроительных комиссий принадлежало Комитету по землеустроительным делам под председательством Главного управляющего землеустройством и земледелием. Согласно ст. 115 Наказа уездные комиссии должны были ежегодно представлять отчет о своей деятельности в Симбирскую губернскую землеустроительную комиссию и в Комитет по землеустроительным делам (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 94, Л. 47.).
Деятельность комиссии осуществлялась согласно наказу земельным комиссиям и заключалась:
1. в содействии крестьянам при покупке ими земель с помощью крестьянского поземельного банка;
2. в распределении казенных земель, назначаемых для увеличения крестьянского землевладения путем продажи и сдачи их в аренду крестьянам;
3. в содействии переселению крестьян на казенные земли азиатской части России и открытии кредита для землемерных и межевых чинов комиссии;
4. в содействии селениям и отдельным домохозяевам улучшению условий землевладения и порядков землепользования;
5. в содействии крестьянам и смежным владельцам заключению добровольных сделок об упразднении чересполостности и общности угодий и осуществлению этих сделок;
6. в распределении передаваемых по Высочайшему повелению 12 августа 1906 г. крестьянскому поземельному банку для продажи крестьянам удельных земель, утверждении в установленном порядке условий продажи этих земель крестьянам на основаниях отвечающих платежным средствам последних (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 26, Л. 10.).
На землемера Алатырской землеустроительной комиссии возлагалось в соответствии с законом от 4 марта 1906 г. и с учетом местных условий улучшение форм землепользования:
1. раздел земель между селениям, соединенными в одно общество;
2. раздел земли между частями селения;
3. выдел более отдаленных земель под выселки;
4. выдел участков из общинной земли в собственность домохозяевам;
5. переход общества от передельного пользования землею к подворно-наследственному, с разверстанием чересполостности ими с распределением всей земли на отрубные участки (хутора);
6. разверстание чересполостности подворно-наследственных земель и переходу от подворно-наследственного землепользования к владению в отрубных участках;
7. передел общинных земель для перехода к многопольному хозяйству (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 26, Л. 32.).
В процессе деятельности землеустроительной комиссии помимо дел, формируемых в ходе рассмотрения прошений крестьян, переписки с учреждениями велись следующие документы: журнал бухгалтерии, главная книга сметных расходов, памятный реестр для записи бланков ассигновок, расчетная книга по выдаче путевого и денежного довольствия выборным членам, настольный реестр по землеустроительным делам, настольный реестр по делам не предусмотренным положением о землеустройстве, настольный реестр по делам о переводе отрубных участков на новых владельцев вследствие перехода права собственности к ним по разным причинам (духовное завещание, наследование по закону покупки и др.), реестры исходящий и входящей документации, разносная книга, инвентарная опись ведется книга по ссудам и пособиям при землеустройстве. Дела хранились в шкафах комиссии. На дела была составлена архивная опись. При комиссии имелся архив (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 655, Л. 106.).
Основное требование землеустройства заключалось в том, чтобы устраиваемая земля каждого владельца, т.е. отдельного лица, выделяемого селения, части его или выселка, по возможности, сведена была в один сплошной отруб; что же касается исключительно пахотных угодий, входящих в состав устраиваемой земли, то таковые обязательно сводились к одному месту, за исключением случаев, когда пахотная земля общества была расположена в нескольких участках (ГИА Чувашии, Ф.203, Оп.1, Д. 2, Л. 20.).
Изменение землепользования, особенно в тех случая, когда это связано с перенесением усадебной оседлости на новые участки, вызывало расходы, превышавшие обычный крестьянский бюджет и нередко непосильные для собственных средств крестьян. Поэтому, с самого начала землеустроительных работ, были ассигнованы особые средства на оказание крестьянам, приступающим к изменению своего землепользования, денежной помощи в виде ссуд и пособий, на перенос построек, оборудование усадебной оседлости, мелиорации нового участка. Ссуды выдавались в размере до 150 рублей на двор, а с особого разрешения и больше, без процентов на срок до 15 лет, причем первые пять лет платежи не взымались. Вместо выдачи денег на руки, производились, по желанию крестьян, необходимые мелиоративные работы (осушение, обводнения и др.), стоимость которых зачислялась в ссуду или принималась безвозвратно на счет казны (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 110, Л. 12-14.).
В мае 1911 г. был созван второй Землеустроительный съезд, на котором был выработан проект нового Наказа, утвержденного Комитетом по землеустроительным делам 19 июня 1911 г. Закон 29 мая 1911 г. и новый Наказ землеустроительным комиссиям устанавливали строгие требования в отношении стороны производства землеустроительных работ.
С 15 октября 1911 г. вступил в силу Закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г., который расширил полномочия землеустроительных комиссий, распространив компетенцию последних на все земли мелкого владения, а при общих дачах разверстания - на все земли вообще и предоставил комиссиям судебные полномочия. Наряду с основными землеустроительными делами - размежеванием земель, отводом их к одним местам и образованием единоличных хозяйств, - на комиссию было возложено оказание крестьянам материальной помощи выдачей ссуды и пособий на перенос и возведение построек, содействие переселению за Урал, содействие к приобретению земли через Крестьянский Банк, продажа и сдача в казенных земель, забота о производстве простейших мелиорационных работ и, наконец, в тех местностях, где за это не взялось земство - агрономическая помощь и содействие огнестойкому строительству в районах хуторского расселения (Закон о землеустройстве, С.-П., 1911, С. 50-51.). Наблюдение за использованием ссуд, выделенных на огнестойкое строительство, по назначению осуществлялось техниками губернского земства и непременным членом, а за ссудам на перенос построек - непременным членом комиссии. Огнестойкое строительство в уезде находилось в ведении губернского земства. Для осуществления гидротехнических работ комиссия представляла план работ в губернское землеустроительное совещание, которое приглашало инженера, из Пензинско-Технического Управления земледелия и государственных имуществ. Агрономическую помощь населению оказывало земство (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 655, Л. 107.).
В ведение земельных комиссий перешли все земельные споры, возникавшие при землеустроительных работах, в том числе и споры о границах земель, подлежавших землеустройству. Изменился процессуальный порядок их деятельности, что придало им характер судебных учреждений, так сказать, земельных судов. Заседания комиссии стали открытыми, с обязательным вызовом сторон и всех заинтересованных лиц, допросом свидетелей и сведущих людей, производством дознания через окольных людей, участием поверенных и т.д. Вследствие этого 1911 г. был последним годом, когда землеустроительные работы производились в порядке Наказа 19 сентября 1906 г. Большая часть таких работ относилась к групповому землеустройству, в частности к разделам однопланных селений и размежеванию внешней чересполосности с прилегающими владениями. Эти работы в порядке прежде действовавших правил требовали своего завершения согласием всех сельских сходов, входивших в состав однопланного селения, а при размежевании внешней чересполосицы согласия обеих сторон (крестьян и частных владельцев), что не всегда было достижимо. Новый закон ввел обязательное производство землеустроительных работ, если о них ходатайствовало большинство заинтересованных владельцев земли (Закон о землеустройстве, С.-П., 1911, С. 50-51.).
Закон о землеустройстве 29 мая 1911 г. предусматривал первоочередное создание хуторов и отрубов, которые признавались наиболее рациональными типами хозяйств, а необходимые для крестьян виды землеустроительных работ, такие как ликвидация чересполосицы, получили минимальное развитие. Появилась возможность упразднения общины по ходатайству части владельцев земли и членов земельных обществ, т.е. принудительно для других крестьян. На основании Закона 29 мая 1911 г. Комитет по землеустроительным делам постановил преобразовать губернские и уездные землеустроительные комиссии до 1 ноября 1911 г. По новому "Росписанию состава Землеустроительных Комиссий" уездная комиссия стала состоять из: председателя уездной земской управы или его заместителя, непременного члена комиссии или заменяющего его лица, уездного члена окружного суда, земского начальника, к участку которого относятся подлежащие обсуждению вопросы, трех членов, избранных от уездного земского собрания, и трех членов по от волостных сходов, в качестве временного члена - выборщика от той волости, по которой рассматривается дело, или кандидат к нему, если такой уже имеется. Председателем комиссии оставался уездный предводитель дворянства. В случае его отсутствия комиссию возглавлял председатель уездной земской управы, а при отсутствии последнего - уездный член окружного суда (Закон о землеустройстве, С.-П., 1911, С. 56-57.).
В землеустроительном отношении Алатырский уезд по сравнению с другими уездами имел преобладающее частное владение и, главным образом, земли уделов, которых насчитывалось 43,2%, в то время как надельных 36,6%, к тому же значительное количество обществ в северной части уезда имело дарственные наделы. В уезде преобладало единописное землеустройство, так как однопланных (одноактных) селений в уезде было небольшое количество, но они не были склонны к выделению. В 1912,1913 и 1914 гг. землеустроительные работы в Алатырском уезде велись широко. В 1915 г. началось снижение темпов, а в 1916 г. подготовка дел происходила при еще более затруднительных условиях, которые с течением времени еще более ухудшились, так как в ходе подготовки крестьяне просили приостановить дела до окончания войны (ГИА Чувашии, Ф. 203, Оп. 1, Д. 655, Л. 107.).
2 декабря 1916 г. был издан закон об отграничении земель. По этому закону все ходатайства подлежали возвращению просителям с объявлением, что с просьбой об отграничении земли надлежало обращаться в Губернское Правление, по месту нахождения владения, подлежащего отграничению.
После Февральской буржуазно-демократической революции под нажимом большинства крестьян, недовольных землеустройством, землеустроительные комиссии Постановлением Временного правительства от 28 июня 1917 г. были ликвидированы.
Из истории архивного строительства Чувашии известно, что во второй половине 1919г. архивы и документы упраздненных дореволюционных учреждений были отнесены к ведению уездных исполнительных комитетов.
В феврале 1925 г. Коллегия Центрархива РСФСР утвердила "Положение о ЕГАФ", по которому архивные фонды предлагалось разделить на две группы по историческим периодам и создать соответственно два архива: Исторический архив с фондами дореволюционного периода и Архив Октябрьской революции с фондами советского периода. Была установлена разграничительная дата группировки фондов: февраль-март 1917 г. (В.А. Нестеров, Архивное строительство в Чувашской АССР, Чебоксары, 1973, С. 11.). Однако лишь в 1927 г. в Чувашской АССР приступили к систематизации фондов и их группировке на дореволюционные и послереволюционные согласно директиве Центрархива РСФСР от 22 апреля 1925 г. (В.А. Нестеров, Архивное строительство в Чувашской АССР, Чебоксары, 1973, С. 17 - 18.). Эта работа была выполнена в 1928-1931 гг. Согласно Положению об Архивном управлении Чувашской АССР от 17 сентября 1930 г. все документы дореволюционного периода подлежали концентрации в Историческом архиве республики, который в июле 1941 г. был реорганизован в Центральный госархив Чувашской АССР.
За период существования Алатырской землеустроительной комиссии отложились документы, представляющие научно-историческую ценность. Сведения о первоначальном поступлении документов Алатырской землеустроительной комиссии на государственное хранение не обнаружены.
Неоднократно проводились проверки наличия и физического состояния дел. Последняя проверка наличия 15 сентября 1995 г. констатировала, что в фонде по описям № 1 учтено 713 дел.
В 1993 г. был проведен анализ состояния описей фондов дореволюционного периода и научно-справочного аппарата к описям. Анализ показал, что информационный уровень описей не соответствует современным требованиям. Опись фонда землеустроительной комиссии рукописная, составлена в одном экземпляре. Значительно нарушена систематизация дел по хронологическому признаку. Во многих заголовках не указан вид дела (переписка, документы, дело) или разновидность документов (циркуляры, приговоры, сведения и т.п.), имеются глухие, неполные заголовки. Отсутствуют основные элементы справочного аппарата к описи. По этим причинам в 2006 г. опись была усовершенствована. В результате усовершенствования описи 1 дело разделено, обнаружено неучтенное дело. При уточнении фондовой принадлежности 1 дело за 1899 г. было передано в другой фонд: Ф-148 "Податной инспектор Алатырского уезда Симбирской губернии". Из старых описей сформировано 1 дело. Была пересоставлена опись №1 дел постоянного хранения в количестве 715 ед. хранения за 1906-1917 гг.
Дела в описи систематизированы по хронологически-номинальному признаку. Внутри годового раздела дела расположены по степени значимости: циркуляры, постановления, журналы заседаний, отчеты, переписка. При систематизации дел учитывались виды работ, проводимых землеустроительной комиссией: ликвидация удельных имений; переселение в другие регионы России и выдача ходаческих свидетельств; операции проводимые с землей - продажа, покупка, обмен, аренда, выдел надельной земли крестьянам, выдел земли к одному месту, выдел земли крестьянам в отрубные участки, разверстание чересполостности, восстановление межевых признаков по границе надела, перевод земли на другого владельца; выдача ссуды - на переселение, возведение построек, огнестойкое строительство, ремонт строений, покупку сельскохозяйственных орудий, лошади, удобрений, о переводе ссуды. Дела одного вида систематизировались в алфавитном порядке волостей, в том случае, когда указывается место приписки крестьянина и место фактического проживания, учитывалось место фактического проживания.
К описи составлены следующие элементы справочного аппарата: титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров, географический и именной указатели. Составлено приложение: список личного состава и служащих Алатырской уездной землеустроительной комиссии за 1908 г.
Главный специалист В.И. Демакова
отдела НСА И ИПС
Ведущий специалист
отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова
14.11.2006
Крайние даты документов
:
1906-1917