240

240

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 240
Наименование : Церковь Иверской иконы Божией Матери при больнице г. Алатырь
Полное наименование :
Церковь Иверской иконы Божией Матери при больнице г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии. 1846 г. - *.
Шифр сайт : Ф.240 Церковь Иверской иконы Божией Матери при больнице г. Алатырь
Аннотация :
Клировые ведомости, приходно-расходные книги.
Историческая справка :
История церкви Иверской иконы Божией Матери начинается с организации в г. Алатыре хозяйственного училища для дочерей крестьян. Такие училища, открытые Удельным ведомством в середине XIX века в Симбирской губернии, а всего их было четыре, были единственными во всей России, своего рода уникальными учебными заведениями.
Цель их создания состояла в духовно-нравственном воспитании дочерей удельных крестьян с научением их всем необходимым навыкам ведения хозяйства, для того, чтобы выйдя замуж, они имели влияние и распространяли полученные знания среди других крестьянских семей, тем самым повышая культурный и хозяйственный уровень удельных деревень губернии. По программе училища в течение четырехлетнего курса его воспитанницы должны были обучаться: Закону Божию, чтению и счету. Особое внимание предполагалось уделять обучению сельскому хозяйству (в том числе садоводству и огородничеству) и домоводству: умению сберегать плоды и овощи впрок, делать из них разные заготовки; уходу за скотом и птицей, приготовлению молочных продуктов; приготовлению хороших, простых и употребляемых в крестьянском быту блюд; первоначальной обработке льна, пеньки и шерсти, приготовление из них пряжи, ниток, полотна, столового белья и крестьянского сукна, вязанью чулок, варежек и т.п.; искусству окрашивать нитки дешевыми и простыми способами; умению кроить и шить крестьянскую одежду; литью сальных и восковых свеч и выделке постного масла и т.п. В штате училища был священник, в обязанности которого входило обучение Закону Божию, чтению и счету, а также нравоучительные разговоры. Обучение другим навыкам возлагалось на смотрительницу училища и её помощницу. По своему характеру это были закрытые пансионы. В течение всего срока учёбы воспитанницы училища не могли из него отлучаться. И даже свидания с родителями допускались лишь по праздникам (1). Алатырское хозяйственное училище для дочерей крестьян на 20 учащихся было открыто 1 мая 1845 г. и первоначально расположилось в съемных помещениях. Для обучения девочек был определен законоучитель – священник Алатырского женского монастыря Феофан Яблонский с окладом 57 рублей 14 копеек серебром в год. Одновременно было направлено письмо Алатырскому городничему с просьбой об отводе земли под постройку учебного заведения. Выделение земли в силу каких-то причин было решено только через год, когда городничим было отведено под постройку удельного училища в городе Алатыре 4800 квадратных саженей земли на самом краю города в кварталах между улицами Стрелецкой, Симбирской и Казачьей. Всеми организационными и строительными работами руководил управляющий Алатырской Удельной конторой коллежский советник Бороздин Александр Петрович. В течение лета 1846 г. на выделенном участке был выстроен целый комплекс деревянных зданий, в которых разместились спальни воспитанниц, столовая и квартиры служащих. Были устроены многочисленные подсобные помещения: большой коровник, свиной хлев, овчарня, птичник, погреб и другие. При училище имелись два больших огорода и сад. Позднее прибавились еще образцовые избы, в которых поселялись на год и более по 5-6 старших воспитанниц, обязанных вести там самостоятельное хозяйство. При каждой такой избе было по несколько коров, свиней, овец и домашней птицы (2).
Весной 1846 г. началось строительство главного каменного здания, в котором должны были разместиться церковь, рабочая и классная комнаты. Его архитектор в имеющихся документах не назван, но исследователи истории училища предполагают, что им был Абакумов Василий Панфилович, архитектор Алатырской удельной конторы, которой принадлежало училище с церковью. В июне месяце по просьбе управляющего Удельною конторою законоучитель Яблонский был заменен священником Успенской церкви Иаковом Лебедевым (3).
27 июля (9 августа) 1847 г. состоялось торжественное освящение храма, которое совершил сам Преосвященный Феодотий, епископ Симбирский и Сызранский соборно с приглашенным к тому духовенством (4). Престол был освящен в честь Иверской иконы Божией матери. Церковь каменная, восьмирик деревянный, с двумя деревянными колокольнями. Зданий, принадлежащих церкви, кроме домов священника и причетника, построенных на средства удельного ведомства не имелось. В причт Иверского храма были определены священник Иаков Лебедев и псаломщик Акинфий Ираклионов, которым было установлено жалование 214 рублей 28,5 копеек и 85 рублей 41,5 копеек в год соответственно (5). Кроме того, была предусмотрена особая должность для регента с окладом 50 рублей (6).
Так как Иверская церковь не имела особого прихода, она считалась домовой церковью училища, ни крещения, ни отпевания в ней не совершались, и только со временем было дозволено проводить в ней венчание браков девиц, заканчивающих свое обучение. Богослужения же в храме по воскресным и праздничным дням стали совершаться регулярно. Причем воспитанницы училища сами читали и пели на клиросе.
14 сентября 1847 г. Удельное ведомство сделало управляющему конторой письменное замечание относительно экономии средств на содержание училища, в котором в частности говорилось, что «для обучения воспитанниц простому церковному пению избрать знающего оное священника, или одного из причетников, а должность особого регента исключить из расписания». В связи с чем, по просьбе Бороздина причетник Ираклионов был заменен знающим нотное церковное пение дьячком Стефаном Богоявленским из Знаменской церкви г. Алатыря (7).
Хозяйственное училище работало успешно и было признано образцовым. Вскоре число воспитанниц увеличили до 36. Причем принимать в него старались девочек постарше – 14 лет, чтобы по окончании 4-х летнего курса сразу выдавать их замуж. Однако с течением времени училище отклонилось от первоначальной программы. В нем стали больше уделять внимания обучению грамоте и рукоделию, и меньше хозяйственным занятиям. Таким образом, Алатырское хозяйственное училище в действительности стало представлять собой школу рукоделия. Надо отметить, что крестьяне неохотно отдавали дочерей в училище, поэтому его воспитанницами становились в основном дочери писарей, голов, старшин и др. (8)
В начале 60-х годов XIX века крестьянский хлебный капитал уже не мог больше служить источником для содержания хозяйственных женских училищ, возник вопрос о дальнейшем их существовании. Было замечено, что большую пользу для религиозно-нравственного развития народа приносит обучение крестьянских девочек грамоте и молитвам в сельских школах, у местных священников, начавшееся в Алатырском уезде с 1857 г. Крестьяне охотнее отправляли своих детей учиться в местные школы, имея возможность не разлучаться с ними, кормить и одевать их дома, чем в хозяйственном училище.
10 ноября 1862 г. Департамент уделов направил циркуляр о закрытии Алатырского хозяйственного женского училища с 1 января 1863 г., воспитанниц надлежало возвратить родственникам, а училищную библиотеку и другие учебные пособия распределить по приходским и сельским школам по усмотрению Управляющего Конторою, «продажи училищных зданий и другого движимого имущества училища приостановится впредь до особого распоряжения» (9).
Священник Иаков Лебедев за свое служение в течение всего времени существования училища был награжден епархиальным начальством в 1852 г. скуфьей, в 1857 г. камилавкою, в 1860 г. – Председателем Уделов объявлена благодарность за отличные успехи воспитанниц и порядок по училищу. Здания упраздненного удельного женского училища позднее были сданы под постой квартирующего в городе Алатыре 8-го пехотного Эстляндского полка (10).
Документы по истории Иверской церкви после закрытия училища в фондах Ф. 240 «Иверская церковь г. Алатырь», Ф. 224 «Алатырское духовное правление», Ф. 371 «Благочинный первого округа Алатырского уезда Симбирской губернии» отсутствуют. В связи с тем, что это был домовый храм, можно предположить, что, скорее всего, служба в нем перестала совершаться.
Первая больница в г. Алатыре появилась в 1805 г., в 1820 г. она была расширена до 15 коек. В 50-х гг. XIX века начали строить казенное здание для больницы и с 1860 г. она начала функционировать на 46 коек. В 1880-1883 гг. были построены новые корпуса земской больницы на месте, ранее занимаемом строениями хозяйственного училища, Иверская церковь, оказавшаяся рядом, была приписана к ней и стала использоваться для обслуживания больных и медицинского персонала (11). Точную дату отнесения Иверской церкви к больнице найти не удалось; приходно-расходные книги сохранились с 1882 г. (в них имеются сведения об остатке средств за 1881 г.), клировые ведомости велись с 1885 г., метрические книги – с 1884 г. (12)
В клировой ведомости Иверской церкви за 1985 г. указано, что здание было каменное, восьмерик ее деревянный с двумя деревянными колокольнями. Причт храма – священник и псаломщик – входили в штат больницы и получал жалование от земства: священник 300 рублей в год и 84 рубля квартирных, псаломщик – 100 рублей. Земли и зданий, принадлежащих церкви, не было (13). Согласно приходно-расходной книге, настоятелем Иверкой церкви в 1882-1885 гг. был священник Иоанн Аполлонов, а псаломщиком – Павел Травин (14), с 23 ноября 1885 г. священником был назначен Сергий Тимофеевич Руднев (15), в июне 1887 псаломщиком – Федор Никитич Кривошеев (16). Церковным старостой с июня 1899 г. состоял дворянин Николай Павлович Пирожков (17).
Прихожанами Иверской цекви в 1985 г. были 9 человек мужского и 14 женского пола, служащие и живущие при больнице фельдшера Яков Иванович Рубцев с женой Анной Дмитриевой и детьми Верой, Александром, Дмитрием; Григорий Трофимович Лисин с женой Евдокией Семеновой и детьми Марией и Евгенией, матерью Анисией Герасимовой; Николай Васильевич Сайдашников; Андрей Николаевич Крестовский; сестра милосердия при больнице Анна Николаевна Шатунская с сестрой Ниной Николаевной Шатунской; смотритель больницы крестьянин Евонлий (так в документе) Кузьмич Акимов с женой Екатериной Евонлевой и детьми Алексеем, Александрой, Клавдией, Елизаветой; надзиратель больницы отставной унтере офицер Никита Тимофеевич Шабайкин и с женой Татьяной Михайловой и дочерью Анной (18).
За годы службы священник С. Руднев был отмечен духовным начальством следующими наградами: в 1889 г. – набедренником, в 1896 г. – скуфьёй, в 1902 г. – камилавкою, в 1907 г. – наперсным крестом (19).
В 1914 г. по состоянию здоровья С. Руднева священником Иверской церкви был назначен Николай Лавров, но прослужил он недолго. Перед революцией 1917 г. настоятелем был священник Владимир Лепоринский (20) (точные даты по имеющимся документам установить не удалось).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (21).
Во исполнение декрета 9 февраля 1919 г. община прихожан Иверской больничной церкви постановила сдать Алатырскому городскому Совету рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов всё церковное имущество, а 19 марта между общиной прихожан Иверской больничной церкви и вышеназванным советом был заключен договор о передаче ей в бессрочное, бесплатное пользование «народного» имущества Иверской больничной церкви (22).
4 ноября 1919 г. настоятелем Иверской церкви был назначен 58-летний священник Крестовоздвиженского храма Петр Михайлович Цветницкий. Богослужение продолжалось (23).
Протоколом заседания президиума Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР (далее - ЦИК ЧАССР) от 23 мая 1923 г. было принято решение о закрытии церкви при Алатырксой больнице, «как мешающей нормальной работе больницы», а здание было решено передать больнице (24).
Исследователи истории Иверской церкви указывают, что в 1924 г. была предпринята первая попытка закрыть Иверский храм. Служащие больницы приняли решение об отказе от храма и использовании его помещения для приёма больных. В ответ на это собрание прихожан под председательством председателя церковного совета Ивана Егоровича Ларенкова выступило с протестом. В своем заявлении они отмечали, что служащие советской больницы к храму никакого отношения не имеют и состав больничных служащих непостоянный. Так как храм был взят прихожанами по договору, храм был оставлен за верующими. В 1926 г. настоятелем храма был протоиерей Добросмыслов Александр Дмитриевич, а в 1927 г. его сменил священник Доброхотов Александр Александрович. Диаконом храма был Фирсов Петр Степанович (25).
В 1929 г. политика государства по отношению к Церкви ужесточилась, и началось массовое закрытие церквей по всей стране. 26 сентября 1929 г. ЦИК ЧАССР принял постановление закрыть церковь при Алатырской больнице как мешающую нормальной работе больницы. 23 ноября 1929 г. Иверская церковь была закрыта, а все имущество перевезено на склады городской милиции. Здание храма было передано в пользование Алатырской народной больнице (26). После закрытия храма был произведен демонтаж центрального барабана с луковичным куполом и двух колоколен. Здание превратили в клуб больницы, а после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в нём разместили красный уголок районной больницы, рентгенотерапевтический кабинет и пункт переливания крови (27).
Документы фонда № 240 «Церковь Иверской иконы Божией Матери при больнице г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии (Иверская церковь г. Алатырь)» были приняты на государственное хранение 14 января 1941 г. в количестве 30 единиц хранения. 30 октября 1946 г. на основании справки от 25 марта 1946 г. была учтена 1 единица хранения за 1923 г.
На 01.01.2018 в фонде № 240 «Церковь Иверской иконы Божией Матери при больнице г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии» числилась 1 опись 31 единица хранения за 1847-1848, 1850-1851, 1854, 1856-1857, 1859, 1861, 1882-1894, 1901-1915, 1922-1923 гг.
В 2018 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она была рукописная, находилась в неудовлетворительном физическом состоянии, не соответствовала основным требованиям описания документов - не отражала состав и содержание дел и документов фонда, отсутствовал необходимый научно-справочный аппарат к описи, была нарушена систематизация дел в описи.
В ходе переработки описи были уточнены заголовки дел, крайние даты документов, уточнена систематизация дел.
По состоянию на 08.08.2018 на документы фонда № 240 «Церковь Иверской иконы Божией Матери при больнице г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии» составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1847-1848, 1850-1851, 1854, 1856-1857, 1859, 1861, 1882-1894, 1901-1915, 1922-1923 гг. на 32 единицы хранения. Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица. К фонду составлена историческая справка.

Зам. начальника отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова
07.08.2018
_______________
(1) Саранцев И.П. Очерки истории профессионального образования Симбирского-Ульяновского края. – Ульяновск: [б. и.], 2007. С. 34 - 52.
(2) Там же.
(3) Там же.
(4) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 240. Оп. 1. Д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10.
(5) Там же, Д. 1, 2, 3, 4, 10.
(6) Саранцев И.П. Очерки истории профессионального образования Симбирского-Ульяновского края. Ульяновск: [б. и.], 2007. С. 34 - 52.
(7) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 240. Оп. 1. Д. 1.
(8) Саранцев И.П. Очерки истории профессионального образования Симбирского-Ульяновского края. Ульяновск: [б. и.], 2007. С. 34 - 52.
(9) Там же.
(10) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 240. Оп. 1. Д. 4, 7, 8.
(11) Саранцев И.П. Очерки истории профессионального образования Симбирского-Ульяновского края. Ульяновск: [б. и.], 2007. С. 34 - 52.
(12) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 240. Оп. 1. Д. 9, 10, 13.
(13) Там же, Д. 10, 13.
(14) Там же, Д. 9.
(15) Там же, Д. 10, 13, 14, 15, 16.
(16) Там же, Д. 14. Л. 2 об., Д. 15.
(17) Там же, Д. 27. Л. 2 об.
(18) Там же, Д. 10. Л. 4 об.
(19) Там же, Д. 10, 13, 14, 15, 16, 27.
(20) Иерей Илия Тарасиков. Краткий очерк из истории Иверского храма на его 170 летие. [Электронный ресурс] // Православный приход храма Иверской иконы Божией Матери г. Алатырь. URL:http://ivera.ru/content/articles/355/ (дата обращения: 06.08.2018).
(21) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615 – 617.
(22) Иерей Илия Тарасиков. Краткий очерк из истории Иверского храма на его 170 летие. [Электронный ресурс] // Православный приход храма Иверской иконы Божией Матери г. Алатырь. URL:http://ivera.ru/content/articles/355/ (дата обращения: 06.08.2018).
(23) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 240. Оп. 1. Д. 30, 31.
(24) Там же, Ф. Р-1041. О. 10. Д. 12. Л. 33
(25) Иерей Илия Тарасиков. Краткий очерк из истории Иверского храма на его 170 летие. [Электронный ресурс] // Православный приход храма Иверской иконы Божией Матери г. Алатырь. URL:http://ivera.ru/content/articles/355/ (дата обращения: 06.08.2018).
(26) Там же.
(27) Там же.
Крайние даты документов : 1847-1923