317
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
317
Наименование
:
Казанская церковь, г.Алатырь
Полное наименование
:
Церковь Казанской иконы Божией Матери г.Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии. 1779-1930 гг.
Церковь Казанской иконы Божией Матери г.Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии. 1779-1930 гг.
Шифр сайт
:
Ф.317 Казанская церковь, г.Алатырь
Аннотация
:
Книги прихода и расхода денежных сумм; летопись церкви; клировая ведомость; описи церковного имущества; богослужебный журнал; исповедные ведомость и роспись; книги записи формальных обысков и сказок.
Книги прихода и расхода денежных сумм; летопись церкви; клировая ведомость; описи церковного имущества; богослужебный журнал; исповедные ведомость и роспись; книги записи формальных обысков и сказок.
Историческая справка
:
Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии каменная с каменной колокольней, построена 1779 г. на средства прихожан (1). В летописи церкви, составленной 20 декабря 1875 г., указывается что по рассказам старожил города Алатырь церковь построена на месте деревянной церкви во имя Святого Ильи Пророка, в связи с этим крестный ход в церкви осуществлялся в день памяти Ильи Пророка. Придел во имя святой мученицы Параскевы Пятницы (2).
В 1851 г. вокруг церкви была установлена каменная с деревянной решеткой ограда, а от входных ворот слева с благословения архиепископа Феодотия была возведена небольшая каменная часовня, в которую был помещен резной образ страждущего Христа. В церковной летописи указывается, что до 1856 г. церковь была холодная, а только придел теплый (3). К столетнему юбилею церкви в 1879 г. в углублении ограды напротив алтаря была построена часовня с резным иконостасом (4). В 1882 г. церковь снаружи была обложена белым камнем (5). В 1883 г. на средства «торгового дома Кирилла Николаевича Попова и Ко» были проведены внутренние ремонтные работы в церкви (заменены иконостасы, в том числе в пределе, покраска стен, икон лаком, оборудована вентиляция и др.) (6). В 1886 – 1887 гг. был построен церковный двухэтажный дом на средства церковного старосты купца первой гильдии К.Н. Попова, на первом этаже которого размещалась просфорня, квартиры церковного сторожа и псаломщика, а на втором - одноклассная с двухгодичным обучением церковно-приходская школа (открыта 05 октября 1887 г.) и квартира для учителя (7).
В 1887 г. взамен ветхой часовни на средства К.Н. Попова была построена каменная часовня в честь памяти императора Александра II, освященная 18 декабря 1887 г. В 1888 г. на его же средства был построен каменный придел на южной стороне церкви, в 1890 г. велись строительно-ремонтные работы в южном приделе, трапезном придельном храме Параскевы пятницы и др. (8) Указом Симбирской духовной конституции от июня 1891 г. № 3397 Попову было разрешено построить новую каменную колокольню с двумя склепами, 15 августа того же года был осуществлен молебен в честь закладки колокольни. 22 сентября 1891 г. освящен новый каменный придельный храм во имя Преподобного Кирилла Новоозерского Чудотворца (9).
С 1805 г. причт состоял из священника, дьякона, двоих причетников. С 11 декабря 1848 по 19 января 1877 г. священником был Василий Смирнов, 26 января по 30 августа 1877 г. - Иван Сергеевич Добролюбский, с 14 сентября 1877 г. - Яков Знаменский и др. С 27 апреля 1857 г. по 24 мая 1884 г. дьяконом был Николай Александрович Ягодинский, с декабря 1852 г. - пономарь Стефан Иоакимович Разумов, с 18 февраля 1870 по май 1878 г. - пономарь Гавриил Стефанович Овидиев. С 1877 г. к штату священноцерковнослужителей сверхштатным священником был приписан Николай Стеклов (10). С июля 1884 г. псаломщиком был назначен Алексей Иванович Дроздов (11). Старостой с 1872 г. являлся купеческий сын Андрей Константинович Шувалов (12).
Церковь имела 125 десятин пашенных и сенокосных земель. Зданий и домов, принадлежащих церкви, не имелось. Прихожанами были в основном русские казаки, пушкари и бобыли. В 1876 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, председателем которого являлся дворянин Яков Никандрович Попов, с 1889 г. - священник Николай Стеклов (13).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (14).
На 1922 г. в клировой ведомости указывалось, что церковь каменная с отдельно построенной каменной колокольней, в которой с южной и северной сторон имеются теплые жилые помещения в два этажа. Церковь и колокольня крыты железом. Штат священноцерковнослужителей должен был состоять из священника, диакона и псаломщика, в наличии по штату был священник Орлов Евгений Федорович, дьякон на паломнической вакансии Виктор Алексеевич Дроздов. Церковным старостой с декабря 1921 г. был Владимир Александрович Селезнев. Прихожане были из г. Алатыря 312 дворов - 858 человек мужского пола, 956 – женского (15).
На заседании президиума Центрального исполнительного комитета Совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов Чувашской АССР 06 июня 1930 г. (протокол № 89) было принято решение о закрытии Казанской церкви г. Алатырь (16).
Документы фонда № 317 «Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии (Казанская церковь г. Алатырь)» были приняты на государственное хранение 1931 г. в количестве 48 единиц хранения за 1815 - 1915 гг. 02 июня 1945 г. на основании справки от 23 мая 1945 г. было учтено 6 единиц хранения. В 1945 г. были сняты с учета по отборочному списку, утвержденному 30 мая 1945 г. Центральной экспертно-проверочной комиссией Архивного отдела НКВД Чувашской АССР (протокол № 12), 25 единиц хранения за 1857-1858, 1860-1878, 1883-1896 гг., как утратившие свое практическое, историческое и научное значение. В последующем изменений в составе и объеме фонда не происходило.
На 01.01.2018 в фонде № 317 «Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии» числилась 1 опись 29 единиц хранения за 1800 - 1862, 1864, 1866, 1874 - 1875, 1877, 1879, 1883, 1886, 1889, 1901, 1904 - 1912, 1922 гг.
В 2018 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она была рукописная, находилась в неудовлетворительном физическом состоянии, не соответствовала основным требованиям описания документов - не отражала состав и содержание дел и документов фонда, отсутствовал необходимый научно-справочный аппарат к описи, была нарушена систематизация дел в описи, кроме того было выбытие из описи большого количества дел по отборочному списку.
В ходе переработки описи были уточнены заголовки дел, крайние даты документов, уточнена систематизация дел.
По состоянию на 22.10.2018 на документы фонда № 317 «Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии (Казанская церковь г. Алатырь)» составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1800 - 1853, 1860 - 1912, 1922 гг. на 29 единиц хранения. Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
В фонде в основном отложились документы по финансово-хозяйственной деятельности церкви: приходно-расходные книги, описи имущества церкви; а также духовные росписи (ведомости) 1800 - 1853 гг.; летопись о Казанской церкви г. Алатырь за декабрь 1875 - 1911 гг.; богослужебный журнал за 1887 - 1889 гг.; реестр не бывших на исповеди прихожанах за 1838 г., 1842 г.; книга предбрачных свидетельств за май 1821 – ноябрь 1828 гг.; прошения и переписка о разрешении заключения брака лицам, не достригших совершеннолетия за 1866 - ноябрь 1870 гг. Имеется клировая ведомость за 1922 г.
К описи № 1 составлен титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица.
Зам. начальника отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова
22.10.2018
__________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 317. Оп. 1. Д. 11. Л. 1.
(2) Там же. Л. 1-1 об.
(3) Там же. Л. 2.
(4) Там же. Л. 8-8 об.
(5) Там же. Л. 10 об.
(6) Там же. Л. 11 об.
(7) Там же. Л. 14 об.
(8) Там же. Л. 18 об., 19 об.
(9) Там же. Л. 22.
(10) Там же. Л. 5 об.
(11) Там же. Л. 13.
(12) Там же. Л. 3 об.
(13) Там же. Л. 5.
(14) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615 – 617.
(15) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 317. Оп. 1. Д. 28.
(16) Там же. Ф. Р-1041. Оп. 10. Д. 12. Л. 36 об.
Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии каменная с каменной колокольней, построена 1779 г. на средства прихожан (1). В летописи церкви, составленной 20 декабря 1875 г., указывается что по рассказам старожил города Алатырь церковь построена на месте деревянной церкви во имя Святого Ильи Пророка, в связи с этим крестный ход в церкви осуществлялся в день памяти Ильи Пророка. Придел во имя святой мученицы Параскевы Пятницы (2).
В 1851 г. вокруг церкви была установлена каменная с деревянной решеткой ограда, а от входных ворот слева с благословения архиепископа Феодотия была возведена небольшая каменная часовня, в которую был помещен резной образ страждущего Христа. В церковной летописи указывается, что до 1856 г. церковь была холодная, а только придел теплый (3). К столетнему юбилею церкви в 1879 г. в углублении ограды напротив алтаря была построена часовня с резным иконостасом (4). В 1882 г. церковь снаружи была обложена белым камнем (5). В 1883 г. на средства «торгового дома Кирилла Николаевича Попова и Ко» были проведены внутренние ремонтные работы в церкви (заменены иконостасы, в том числе в пределе, покраска стен, икон лаком, оборудована вентиляция и др.) (6). В 1886 – 1887 гг. был построен церковный двухэтажный дом на средства церковного старосты купца первой гильдии К.Н. Попова, на первом этаже которого размещалась просфорня, квартиры церковного сторожа и псаломщика, а на втором - одноклассная с двухгодичным обучением церковно-приходская школа (открыта 05 октября 1887 г.) и квартира для учителя (7).
В 1887 г. взамен ветхой часовни на средства К.Н. Попова была построена каменная часовня в честь памяти императора Александра II, освященная 18 декабря 1887 г. В 1888 г. на его же средства был построен каменный придел на южной стороне церкви, в 1890 г. велись строительно-ремонтные работы в южном приделе, трапезном придельном храме Параскевы пятницы и др. (8) Указом Симбирской духовной конституции от июня 1891 г. № 3397 Попову было разрешено построить новую каменную колокольню с двумя склепами, 15 августа того же года был осуществлен молебен в честь закладки колокольни. 22 сентября 1891 г. освящен новый каменный придельный храм во имя Преподобного Кирилла Новоозерского Чудотворца (9).
С 1805 г. причт состоял из священника, дьякона, двоих причетников. С 11 декабря 1848 по 19 января 1877 г. священником был Василий Смирнов, 26 января по 30 августа 1877 г. - Иван Сергеевич Добролюбский, с 14 сентября 1877 г. - Яков Знаменский и др. С 27 апреля 1857 г. по 24 мая 1884 г. дьяконом был Николай Александрович Ягодинский, с декабря 1852 г. - пономарь Стефан Иоакимович Разумов, с 18 февраля 1870 по май 1878 г. - пономарь Гавриил Стефанович Овидиев. С 1877 г. к штату священноцерковнослужителей сверхштатным священником был приписан Николай Стеклов (10). С июля 1884 г. псаломщиком был назначен Алексей Иванович Дроздов (11). Старостой с 1872 г. являлся купеческий сын Андрей Константинович Шувалов (12).
Церковь имела 125 десятин пашенных и сенокосных земель. Зданий и домов, принадлежащих церкви, не имелось. Прихожанами были в основном русские казаки, пушкари и бобыли. В 1876 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, председателем которого являлся дворянин Яков Никандрович Попов, с 1889 г. - священник Николай Стеклов (13).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (14).
На 1922 г. в клировой ведомости указывалось, что церковь каменная с отдельно построенной каменной колокольней, в которой с южной и северной сторон имеются теплые жилые помещения в два этажа. Церковь и колокольня крыты железом. Штат священноцерковнослужителей должен был состоять из священника, диакона и псаломщика, в наличии по штату был священник Орлов Евгений Федорович, дьякон на паломнической вакансии Виктор Алексеевич Дроздов. Церковным старостой с декабря 1921 г. был Владимир Александрович Селезнев. Прихожане были из г. Алатыря 312 дворов - 858 человек мужского пола, 956 – женского (15).
На заседании президиума Центрального исполнительного комитета Совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов Чувашской АССР 06 июня 1930 г. (протокол № 89) было принято решение о закрытии Казанской церкви г. Алатырь (16).
Документы фонда № 317 «Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии (Казанская церковь г. Алатырь)» были приняты на государственное хранение 1931 г. в количестве 48 единиц хранения за 1815 - 1915 гг. 02 июня 1945 г. на основании справки от 23 мая 1945 г. было учтено 6 единиц хранения. В 1945 г. были сняты с учета по отборочному списку, утвержденному 30 мая 1945 г. Центральной экспертно-проверочной комиссией Архивного отдела НКВД Чувашской АССР (протокол № 12), 25 единиц хранения за 1857-1858, 1860-1878, 1883-1896 гг., как утратившие свое практическое, историческое и научное значение. В последующем изменений в составе и объеме фонда не происходило.
На 01.01.2018 в фонде № 317 «Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии» числилась 1 опись 29 единиц хранения за 1800 - 1862, 1864, 1866, 1874 - 1875, 1877, 1879, 1883, 1886, 1889, 1901, 1904 - 1912, 1922 гг.
В 2018 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она была рукописная, находилась в неудовлетворительном физическом состоянии, не соответствовала основным требованиям описания документов - не отражала состав и содержание дел и документов фонда, отсутствовал необходимый научно-справочный аппарат к описи, была нарушена систематизация дел в описи, кроме того было выбытие из описи большого количества дел по отборочному списку.
В ходе переработки описи были уточнены заголовки дел, крайние даты документов, уточнена систематизация дел.
По состоянию на 22.10.2018 на документы фонда № 317 «Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии (Казанская церковь г. Алатырь)» составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1800 - 1853, 1860 - 1912, 1922 гг. на 29 единиц хранения. Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
В фонде в основном отложились документы по финансово-хозяйственной деятельности церкви: приходно-расходные книги, описи имущества церкви; а также духовные росписи (ведомости) 1800 - 1853 гг.; летопись о Казанской церкви г. Алатырь за декабрь 1875 - 1911 гг.; богослужебный журнал за 1887 - 1889 гг.; реестр не бывших на исповеди прихожанах за 1838 г., 1842 г.; книга предбрачных свидетельств за май 1821 – ноябрь 1828 гг.; прошения и переписка о разрешении заключения брака лицам, не достригших совершеннолетия за 1866 - ноябрь 1870 гг. Имеется клировая ведомость за 1922 г.
К описи № 1 составлен титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица.
Зам. начальника отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова
22.10.2018
__________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 317. Оп. 1. Д. 11. Л. 1.
(2) Там же. Л. 1-1 об.
(3) Там же. Л. 2.
(4) Там же. Л. 8-8 об.
(5) Там же. Л. 10 об.
(6) Там же. Л. 11 об.
(7) Там же. Л. 14 об.
(8) Там же. Л. 18 об., 19 об.
(9) Там же. Л. 22.
(10) Там же. Л. 5 об.
(11) Там же. Л. 13.
(12) Там же. Л. 3 об.
(13) Там же. Л. 5.
(14) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615 – 617.
(15) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 317. Оп. 1. Д. 28.
(16) Там же. Ф. Р-1041. Оп. 10. Д. 12. Л. 36 об.
Крайние даты документов
:
1800-1922