344

344

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 344
Наименование : Преображенская церковь с. Пандиково Курмышского уезда
Полное наименование :
Церковь в честь Преображения Господня с. Пандиково Курмышского уезда Симбирской губернии. 1875-1916 гг.
Шифр сайт : Ф.344 Преображенская церковь с. Пандиково Курмышского уезда
Аннотация :
Летопись церкви за 1875-1916 гг.
Историческая справка :
Точная дата постройки первого здания церкви в честь Преображения Господня с. Пандиково Курмышского уезда Симбирской губернии (далее – Преображенская церковь, храм) не установлена. В летописи Преображенской церкви имеется запись: «<...> в надписях книг, имеющихся в церкви <...> сказано так: «сия книга <...> отдана из Духовной Его Преосвященства Консистории безденежно Марта 4-го дня 1752 года Курмышскаго уезда в новокрещенское село Преображенское – Пандиково тож к новопостроенной у новокрещенов церкви.»» (1). Из вышеуказанной записи можно сделать предположение о том, что первое здание храма построено [не позднее 1752] г.
Из записей в летописи можно предположить, что первое деревянное здание храма было разобрано и перемещено в с. Хошеваши Курмышского уезда, а в с. Пандиково в 1781 г. было построено новое, более просторное, деревянное здание Преображенской церкви с приделом во имя Архистратига Божия Михаила и колокольней. В [1780-х] гг. выстроен второй придел в честь иконы Казанской Божией Матери (2). В 1795 г. взамен ветхой деревянной колокольни и придела в честь иконы Казанской Божией Матери, вблизи от Преображенской церкви построена теплая каменная церковь в честь иконы Божией Матери Казанской (3). В 1860 г. здание храма подверглось «фундаментальной перестройке».
На сентябрь 1875 г. штат состоял из трех священников (Фармаковский Сильвестр Федорович, Русанов Андрей Васильевич, Данилов Степан Иванович), диакона (Березин Фавет Яковлевич), дьячка (Фруситов Павел Иванович), пономаря (Сергиевский Иван Николаевич) и псаломщика (Руднев Алексей Михайлович). В приходе на 1875 г.: с. Пандиково, д. Кошкильдино, Осиново, Карк-Сирмы, Вурманкасы, Малые и Большие Атмени, Шумшеваши, Шоля, Хора-Сирма, Каликасы, Хырлукасы, Хвадукасы, Мижаркасы, Питишево, Ямаши, Мочей, Испуханы, Лотра-Пандиково, Торханы, Урумово, Мочковаши, Аликово (4).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (5).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (6).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (7).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (8).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (9).
В 1900 г. в приходской д. Мижаркасы, на средства прихожан, было построено здание церкви во имя Святой Троицы (освящена 15 января 1901 г.). Церковь во имя Святой Троицы была приписана к Преображенской церкви. В феврале 1904 г. из четырех приходских деревень (Мижаркасы, Шоля, Питишево, Хора-Сирма) Преображенской церкви был образован самостоятельный приход церкви во имя Святой Троицы с. Мижаркасы (10).
1 января 1912 г. в приходе храма открылось общество трезвости (11).
На 1913 г. штат Преображенской церкви состоял из двух священников (Иванов Александр Иванович и Кокель Григорий Афанасьевич), диакона (Романов Григорий Романович) и двух псаломщиков (Рождественский Дмитрий Васильевич и Николаев Роман Николаевич). Земли при храме было 36 десятин. В приходе на 1913 г.: с. Пандиково, д. Кошкильдино, Осиново, Карк-Сирмы, Вурманкасы, Малые и Большие Атмени, Шумшеваши, Каликасы, Хырлукасы, Хвадукасы, Ямаши. Всего 858 дворов (2600 мужчин и 2525 женщин) (12).
На 1916 г. в приходе храма действовали две церковно-приходские школы в д. Карк-Сирмы и Шумшеваши (13).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (14).
Церковный приход в с. Пандиково был закрыт в 1941 г. (15)
Документы фонда № 344 «Преображенская церковь с. Пандиково Курмышского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 1 единицы хранения за 1875–1916 гг., следующее поступление было в 1945 г.
На 13.12.2023 в фонде № 344 числилась 1 опись, 6 единиц хранения за 1801–1916 гг.
В 2023 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 22.12.2023 на документы фонда № 344 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1875–1916 гг. на 2 единицы хранения.
Опись № 1 включает летопись.
Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист и предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.

Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
22.12.2023

_____________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 344. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
(2) Там же. Л. 2-2 об.
(3) Там же; Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 г.). – Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1903. – С. 332.
(4) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 344. Оп. 1. Д. 1. Л. 2-3.
(5) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(6) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(7) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(8) Там же. С. 43-44.
(9) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(10) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 344. Оп. 1. Д. 1. Л. 18 об., 19; Ф. 282. Оп. 1. Д. 37. Л. 252, 258.
(11) Там же. Ф. 344. Оп. 1. Д. 1. Л. 30 об.
(12) Там же. Ф. 282. Оп. 1. Д. 37. Л. 240–248.
(13) Там же. Ф. 344. Оп. 1. Д. 1. Л. 38.
(14) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(15) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. С. 332.

Крайние даты документов : 1875-1916