371

371

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 371
Наименование : Благочинный 1-го округа Алатырского уезда
Полное наименование :
Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г.Алатырь.
Шифр сайт : Ф.371 Благочинный 1-го округа Алатырского уезда
Аннотация :
Указы Симбирской духовной консистории и переписка по ним; клировые ведомости (в том числе Казанской церкви с. Алтышево), о постройке церквей по округу, расписания произнесения проповедей; рапорты духовных лиц о причинах неявки в собор для произнесения проповедей согласно расписанию; рапорты о количестве незаконнорожденных; отчеты о свечном доходе; годовая ведомость о приходе денег; ведомости о числе родившихся и умерших; именные ведомости о приходах церквей по округу; ведомости о пожертвованиях, поступивших в церкви по округу; ведомости прихода и расхода денежных сумм, богослужебный журнал, реестр по ремонту храмов; документы о назначении, перемещении, увольнении священнослужителей; переписка о раскольниках.
Циркуляры о церковных религиозных обществах, об отделении церкви от государства; переписка о мобилизации ресурсов страны для борьбы с голодом в Поволжье; журнал съезда депутатов от духовенства за 1920 г. (д. 128).

Историческая справка :
Первое распоряжение об учреждении должности благочинных содержится в «Регламенте, или Уставе духовной коллегии» изданном в форме манифеста Императором и Самодержцем Всероссийским Петром I в 1721 г. В 8 пункте главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии» было определено: «Смотрети же должен епископ, чего смотреть обещался с клятвою на своем поставлении, си есть о монахах, дабы не волочились безпутно, дабы лишних безлюдных церквей не строено, дабы иконам святым ложных чудес не вымышлено, також о кликушах, о телесах мертвых несвидетельтвованных, и прочая всего того добре наблюдать.
Все же тое (а), чтоб удобнее пошло в дело, указал бы епископ по всем городам, чтоб протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, аки бы духовные фискалы, тое все насматривали и ему бы епископу доносили, если бы такое нечто где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел.» (1). Об исполнении 8 пункта «Регламента, или Устава духовной коллегии» последовало распоряжение Святейшего синода от 15 марта 1727 г., но новой должности надзирателей благочиния не было учреждено ни в одной епархии (2).
Распоряжением Святейшего синода от 14 ноября 1737 г. всем епархиальным архиереям предписывалось, на точном основании 8 пункта главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии», определить к каждым десяти церквям благочинных, «как бы духовных фискалов», и об обязанностях их писать в выдаваемых им при назначении на должность инструкциях (3). На основании этого распоряжения во многих епархиях стали учреждаться новые должности благочинных и составляться для них инструкции (4).
Установить точные даты учреждения должности благочинных, границы благочиннических округов и их центры в Нижегородской епархии, в которую с 24 марта 1672 г. по 16 октября 1799 г. входил Алатырский уезд, не представляется возможным. Фонд № 570 «Нижегородская духовная консистория, духовные правления и церкви Нижегородской епархии» где отложились Указы Святейшего синода, протоколы консистории, копия инструкции благочинному, рапорт благочинного и др. находится на хранении в Центральном архиве Нижегородской области. Основной комплекс документов Алатырского духовного правления (Фонд № 132 «Алатырское духовное правление» на 433 единицы хранения за 1704–1857 гг.), где могли отложиться сведения об организации подведомственных учреждений, находится на хранении в Государственном архиве Ульяновской области. В документах фондов № 224 «Алатырское духовное правление» на 100 единиц хранения за 1751–1918 гг. и № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» на 127 единиц хранения за 1846–1923 гг. находящихся на хранении в Государственном историческом архиве Чувашской Республики необходимые сведения отсутствуют.
Первая, общая для всех епархий, «Инструкция благочинному приходских церквей» составлена была в 1775 г. архиепископом Московским Платоном II (Левшиным). Напечатана она была по определению Святейшего синода от 24–28 августа 1775 г. и затем подтверждена к исполнению указами от 24 марта 1799 и 22 марта 1800 гг (5). В соответствии с вышеуказанной инструкцией благочинный: избирался епархиальным архиереем из наиболее достойных и добродетельных священников, для наблюдения за порядком в церкви, добросовестным исполнением священноцерковнослужителями своих обязанностей; предоставлял епархиальным архиереям отчеты о количестве проповедей сочиненных и произнесенных священниками и диаконами; сообщал в духовную консисторию о смерти кого либо из членов причта церкви и следил за соблюдением порядка избрания прихожанам новых священноцерковнослужителей; надзирал над расходованием денежных средств церковными старостами и ведением ими тетрадей прихода и расхода; дважды в год подавал рапорты о состоянии порученных его надзору церквей и поведении их клира; защищал священноцерковнослужителей от притеснений со стороны прихожан; разбирал жалобы прихожан на членов причта церкви, примирял прихожан и священноцерковнослужителей.
Благочинный должен был посещать подведомственные церкви минимум два раза в год, посетив церковь, производил осмотр и проверку в соответствии с пунктами инструкции по порядку. Без разрешения епархиального архиерея никто не мог ни сменить, ни оштрафовать благочинного. Благочинный имел право налагать на клир церкви взыскания в форме выговора наедине, публичных поклонов, публичного стояния на коленях, удержания из доходов. В случае серьезных нарушений благочинный мог запретить священникам и диаконам проведение богослужений или исполнения треб, наложить денежный штраф (не более 50 копеек). За свою службу благочинные награждались лучшим приходом, или благословением служить с набедренником или саном протопресвитера. Благочинный имел в своем распоряжении посыльного из церковнослужителей и мог привлекать диаконов для написания рапортов и другой служебной документации (6).
В соответствии с положениями доклада Святейшего синода от 16 октября 1799 г. «О приведении епархиальных границ сообразно границам губерний и об учреждении новых епархий» утвержденными императором Всероссийским Павлом I Петровичем Алатырский уезд был передан из Нижегородской епархии в Казанскую епархию (Алатырский уезд относился к Симбирской губернии, но в связи с тем, что самостоятельной Симбирской епархии не существовало в Казанской епархии полагалось быть Казанской и Симбирской губерниям) (7).
В связи с тем, что фонд № 4 «Казанская духовная консистория» на 23070 единиц хранения за 1724–1923 гг. где могли отложиться сведения по организации, реорганизации, количеству и составу благочиннических округов в Казанской епархии находится на хранении в Национальном архиве Республики Татарстан, проследить историю института благочинного в Казанской епархии не представляется возможным.
10 февраля 1832 г. императором Всероссийским Александром I Павловичем был утвержден доклад Святейшего синода «Об учреждении в Симбирске особой третьеклассной Епархии». 16 мая 1832 г. была открыта Симбирская духовная консистория в подчинение которой поступило Алатырское духовное правление и подведомственные ему благочинные (8). В ведомости Алатырского духовного правления о количестве благочинных состоящих в его подчинении на 1832 г. указывался «Алатырский протоиерей Иоанн Неофитов» в ведении которого находилось 7 церквей г. Алатырь: «Соборная (б), Киево-Николаевская, Николаевская, Казанская, Успенская, Христо-Рождественская, Троицкая инвалидная» (9).
С 1840 г. в Российской империи начался процесс ликвидации духовных правлений; средства, выделявшиеся прежде на содержание правлений, стали направляться на усиление штатов консисторий. Приходское духовенство переходило в прямое подчинение духовной консистории через благочинных священников, являвшихся низшим звеном церковного управления (10).
В соответствии с «Уставом духовных консисторий» утвержденным императором Всероссийским Николаем I Павловичем 27 марта 1841 г. консистория для исполнения своих распоряжений действовала через подведомственные ей духовные правления, благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей. Надзору благочинного поручалось от 10 до 30 окрестных церквей с их причтами. Если благочинному поручалось более 15 церквей, расположенных на значительном пространстве, то ему мог быть придан помощник. В обязанности благочинных входило: проверка поучений, проповедей и катехизических поучений, сочинявшихся самими священнослужителями; проверка состояния утвари и ризницы при каждом посещении церквей; наблюдение за наличием в церквях запасных даров, святого мира, богослужебных и поучительных книг, благоустройством и чистотой колоколен, церковных оград, надгробных памятников и др.; наблюдение за производимыми в монастырях, соборах и церквях постройками и починками, не превышающими 1500 рублей серебром; надзор над священнослужителями, нанесшими кому-либо вне церкви оскорбление словами (11).
Указами Симбирской духовной консистории № 4461 от 18 июля 1853 г., Алатырского духовного правления № 1135 от 13 сентября 1854 г., Симбирской духовной консистории № 6467 от 2 ноября 1854 г. благочинному церквей г. Алатырь протоиерею Богородице-Рождественского собора г. Алатырь Андрею Алексеевичу Никольскому был поручен надзор над Троицкой и Петропавловской церквями с. Порецкого, Казанской церковью с. Промзино и Сергиевской церковью с. Явлеи Алатырского уезда соответственно (12).
В 1857 г. была составлена синодальная инструкция благочинным, в значительной степени соответствующая предписаниям инструкции архиепископа Московского Платона II (Левшина) 1775 г. и «Уставу духовных консисторий» 1841 г. В круг обязанностей благочинного по синодальной инструкции входило наблюдение и надзор за:
- благоустройством церквей, содержанием в должной чистоте и порядке святых икон и церковных принадлежностей;
- приобретением для церквей необходимых богослужебных книг, а также книг, полезных для руководства священников и наставления прихожан;
- содержанием в чистоте и порядке оград церковных и кладбищ, построением новых церквей взамен ветхих или сгоревших (§§ 1–6);
- исправностью духовенства при исполнении своих обязанностей (§§ 10–14, 24), в частности – при совершении богослужения, крестных ходах, посещении прихожан с животворящим крестом в праздники Рождества Христова и в Светлую седьмицу (§§ 20–22), при крещении (§ 15), погребении умерших (§ 16), исповеди (§ 17), браках (§§ 18 и 19), а также за поведением священно и церковнослужителей, о чем и делает отметки в представляемых епархиальному начальству клировых ведомостях (§ 44);
- миролюбивым отношением между духовенством и прихожанами (§§ 25–29), ношением духовенством приличной их званию одежды (§ 38), христианским воспитанием детей (§ 37);
- вдовыми священноцерковнослужителями, безместными и заштатными (§ 30, 32);
- проповедническою деятельностью священников (§ 23), исполняя иногда обязанности цензора проповедей, совершением треб в чужом приходе в дозволенных случаях (§ 41 и 42);
- обучением детей в церковно-приходских школах (§ 48);
- церковными старостами и правильным ведением церковного хозяйства (§ 43).
Благочинный увольнял в отпуск духовенство на короткий срок и в пределах епархии (§ 31), проверял правильность ведения метрических, обыскных и приходо-расходных книг, описей церковному имуществу, братских тетрадей и состояние церковного архива (§ 40). В случае смерти кого-либо из членов причта, перемещения или отдачи под суд, благочинный делал надлежащие распоряжения, присутствовал при составлении описи имущества умершего (§§ 33–35), вводил в должность вновь назначенного (§ 36). Благочинный получал указы для объявления духовенству, отсылал в консисторию от церквей деньги и документы, составлял из некоторых приходских документов общие ведомости и доносил епархиальному архиерею о состоянии церквей и духовенства своего округа. Благочинным иногда поручалось производство следствий и надзор за прибывшими в города и села монашествующими лицами для сбора пожертвований на монастыри и сборщиками на построение церквей. Благочинный дважды в год проверял церкви и отчеты о проверке представлял епархиальному начальству (§§ 45–47).
Синодальная инструкция 1857 г. ограничивала область административных взысканий на священноцерковнослужителей, предоставленных благочинному, внушением и поклонами в церкви (13).
Указом Симбирской духовной консистории № 7232 от 25 сентября 1858 г. благочинному г. Алатыря, в связи с закрытием Алатырского духовного правления с 1 октября 1858 г., предписывалось объявить подчиненным ему священноцерковнослужителям о необходимости присылать метрические книги и духовные росписи в консисторию через благочинного (14).
На 1858 г. в ведении благочинного церквей г. Алатырь находилось 7 церквей г. Алатырь (Богородице-Рождественский собор, Знаменская, Иверская при Алатырском удельном хозяйственном училище, Казанская, Успенская, Христо-Рождественская, Крестовоздвиженская кладбищенская), Иаковлевская церковь в Алатырском посаде, Казанская церковь с. Промзино, Троицкая и Петропавловская церкви с. Порецкого, Троицкая церковь с. Стемасы, Сергиевская церковь с. Явлеи, Архангельская церковь с. Миренки, Иаковлевская церковь с. Чуварлеи Алатырского уезда (15).
4 марта 1877 г. Симбирской духовной консисторией было составлено и утверждено епископом Симбирским и Сызранским Феоктистом (в миру Феодор Аполлонович Попов) новое расписание Симбирской епархии с разделением на благочиннические округа. По этому расписанию г. Алатырь с уездом был разделен на четыре благочиннических округа (16). На январь 1879 г. благочинным 1 округа Алатырского уезда состоял священник Гавриил Васильевич Феодоров (17).
В 1889 г. Симбирской духовной консисторией было принято определение: «а) Первый благочиннический округ Алатырского уезда пересоставить, отчислив к сему округу церкви г. Алатыря: 1) Богородицерождественский собор, 2) Знаменскую церковь, 3) Казанскую, 4) Успенскую, 5) Христорождественскую, 6) Киево-Николаевский женский монастырь, 7) Иверскую – при земской больнице, 8) села: Алатырский посад, 9) Алтышево, 10) Стемасы, 11) села Явлеи Сергиевскую церковь, 12) Явлеи – Троицкую единоверческую церковь, 13) Кладбищи, 14) Кладбищи – единоверческую церковь, 15) Атрать, 16) Миренки, и 17) Чуварлеи, с назначением в сей округ на должность благочинного протоиерея Алатырского Богородицерождественского собора Андрея Зефирова; б) остальные же села первого благочиннического округа: 1) Кувакино, 2) Майдан Березовский, 3) Майдан Сурский, 4) Ичиксы, 5) Урусово и благочинного священника села Кувакино Феодорова, перечислить в 4-й благочиннический округ Алатырского уезда» (18).
«Определением об епархиальном управлении» Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. был установлен порядок, согласно которому: в отношении управления епархия разделялась на благочиннические округа, которые находились в ведении благочинных, действовавших вместе с состоящими при них Советами; каждый благочиннический округ заключал в себе несколько приходов; границы благочиннических округов определялись Епархиальным Собранием; в каждом благочинническом округе действовали окружные Благочиннические Собрания, которые являлись следующими после Епархиальных Собраний административно-распорядительными органами; благочинный имел должностную печать.
«Определением об епархиальном управлении» Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. на благочинных возлагалось: а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланок, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа; в) объявление распоряжений епархиальной и высшей церковной власти и постановлений Благочиннических Собраний и Совета и наблюдение за их исполнением; г) наблюдение и забота за исполнением клириками своих прямых служебных обязанностей и за благоповедением их, причем о нерадивых клириках или ведущих зазорную жизнь, после двух предупреждений, Благочинный докладывал Благочинническому Совету; д) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; е) увольнение членов причтов в отпуски на срок не свыше 14 дней в пределах епархии; ж) ревизия приходских церквей и документов, применительно к инструкции Благочинному приходских церквей; з) наблюдение за ремонтом и постройкой церквей округа (19).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (20).
В соответствии с вышеуказанным декретом в 1918 г. прекратили существование духовные консистории, т. к. с изменением государственного строя и отделением Церкви от государства часть их полномочий упразднилась, а другая, собственно церковная, перешла к учрежденным Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. новым коллегиальным органам епархиального управления – епархиальным собраниям и епархиальным советам с их канцеляриями (21). Согласно с вышеуказанными изменениями благочинный 1 округа Алатырского уезда перешел в подчинение Симбирского епархиального совета (22).
Постановлением Симбирского епархиального совета от 25 августа 1920 г. (номер постановления не установлен) благочинным 1 округа Алатырского уезда был утвержден священник Христорождественской церкви г. Алатыря Симбирской губернии Александр Николаевич Лебяжьев (23).
Проследить историю благочинного 1 округа Алатырского уезда после 1920 г. не представляется возможным: в фонде № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» представлены документы до 1923 г.; документы Симбирского епархиального совета и Алатырского викариатства не поступали на хранение в Государственный исторический архив Чувашской Республики; в документах фонда № Р–1857 «Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Чувашской АССР» необходимые данные не найдены.
Документы фонда № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» впервые были приняты на государственное хранение в 1944 г. и были учтены в том же году в количестве 101 единицы хранения за 1846–1910 гг. В последующем за период хранения документов благочинного в составе и объеме фонда происходили изменения, связанные с проверками наличия и состояния документов, в результате которых в опись вносились неучтенные дела, снимались с учета дела, пути розыска которых исчерпаны, выделялись из фонда дела, не подлежащие хранению.
На 28.02.2022 в фонде № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» числится 1 опись за 1835–1923 гг. на 130 единиц хранения.
Текст документов рукописный.
Опись № 1 включает: Указы Симбирской духовной консистории; клировые ведомости (в том числе Казанской церкви с. Алтышево), о постройке церквей по округу, расписания произнесения проповедей; рапорты духовных лиц о причинах неявки для произнесения проповедей согласно расписанию; рапорты о количестве незаконнорожденных; отчеты о свечном доходе; годовые ведомости о приходе денег; ведомости о числе родившихся и умерших; именные ведомости о приходах церквей по округу; ведомости о пожертвованиях, поступивших в церкви по округу; ведомости прихода и расхода денежных сумм; реестр по ремонту храмов; циркуляры о церковных религиозных обществах, об отделении церкви от государства; переписка о раскольниках, о мобилизации ресурсов страны для борьбы с голодом в Поволжье; журнал съезда депутатов от духовенства (1920 г.); документы о назначении, перемещении, увольнении священнослужителей и др.

Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
28.02.2022
_______________________
(а) т. е. относящееся к обязанностям епископа.
(б) Богородице-Рождественский собор.
(1) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. I. 1721. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1869. С. 9–10 об.
(2) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(3) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. IX. Царствование государыни императрицы Анны Иоанновны. 1735–1737 гг. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1905. С. 597.
(4) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(5) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Павла Первого. 6 ноября 1796 – 11 марта 1801 гг. – Петроград: Тип. М.П. Фроловой, 1915. С. 544–549.
(6) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 579. Оп. 1. Д. 26. Л. 62–75.
(7) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Павла Первого. 6 ноября 1796 – 11 марта 1801 гг. - Петроград: Тип. М.П. Фроловой, 1915. С. 471–476.
(8) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 224. Оп. 1. Д. 4. Л. 61, 85, 85 об.
(9) Там же. Л. 4–9 об.
(10) Евдокимова А.Н. Духовная консистория, правление и благочинные священники в структуре управления русской православной церкви на территории чувашского края в XIX веке // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 34, 35.
(11) Устав духовных консисторий: Утв. 27 марта 1841 г. – Санкт-Петербург: Синод. тип., 1841. С. 5–83.
(12) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 8. Л. 13, 13 об.; Д. 15. Л. 3, 3 об.; Д. 16. Л. 5, 5 об.
(13) Права и обязанности благочинного приходских церквей. По действующим церковногражданским законоположениям, руководственным указам Св. Синода и распоряжениям епархиального начальства. – М.: Университетская тип. Страстной бульвар, 1900. С. 1–18.
(14) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 71. Л. 2, 2 об.
(15) Там же. Д. 68. Л. 1 об., 29.
(16) Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372–1901/В.Э. Красовский. – Симбирск: Симб. губ. учен. арх. комис., 1901. С 128, 129.
(17) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 99. Л. 23.
(18) Симбирские епархиальные ведомости. – 1889. – № 4. С. 49–51.
(19) Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 1. Приложение к «Деяниям» второе. С. 17–33.
(20) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(21) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. С. 134.
(22) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 128. Л. 7.
(23) Там же. Л. 31.
Крайние даты документов : 1846-1923