371
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
371
Наименование
:
Благочинный 1-го округа Алатырского уезда
Полное наименование
:
Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г.Алатырь.
Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г.Алатырь.
Шифр сайт
:
Ф.371 Благочинный 1-го округа Алатырского уезда
Аннотация
:
Указы Симбирской духовной консистории и переписка по ним; клировые ведомости (в том числе Казанской церкви с. Алтышево), о постройке церквей по округу, расписания произнесения проповедей; рапорты духовных лиц о причинах неявки в собор для произнесения проповедей согласно расписанию; рапорты о количестве незаконнорожденных; отчеты о свечном доходе; годовая ведомость о приходе денег; ведомости о числе родившихся и умерших; именные ведомости о приходах церквей по округу; ведомости о пожертвованиях, поступивших в церкви по округу; ведомости прихода и расхода денежных сумм, богослужебный журнал, реестр по ремонту храмов; документы о назначении, перемещении, увольнении священнослужителей; переписка о раскольниках.
Циркуляры о церковных религиозных обществах, об отделении церкви от государства; переписка о мобилизации ресурсов страны для борьбы с голодом в Поволжье; журнал съезда депутатов от духовенства за 1920 г. (д. 128).
Указы Симбирской духовной консистории и переписка по ним; клировые ведомости (в том числе Казанской церкви с. Алтышево), о постройке церквей по округу, расписания произнесения проповедей; рапорты духовных лиц о причинах неявки в собор для произнесения проповедей согласно расписанию; рапорты о количестве незаконнорожденных; отчеты о свечном доходе; годовая ведомость о приходе денег; ведомости о числе родившихся и умерших; именные ведомости о приходах церквей по округу; ведомости о пожертвованиях, поступивших в церкви по округу; ведомости прихода и расхода денежных сумм, богослужебный журнал, реестр по ремонту храмов; документы о назначении, перемещении, увольнении священнослужителей; переписка о раскольниках.
Циркуляры о церковных религиозных обществах, об отделении церкви от государства; переписка о мобилизации ресурсов страны для борьбы с голодом в Поволжье; журнал съезда депутатов от духовенства за 1920 г. (д. 128).
Историческая справка
:
Первое распоряжение об учреждении должности благочинных содержится в «Регламенте, или Уставе духовной коллегии» изданном в форме манифеста Императором и Самодержцем Всероссийским Петром I в 1721 г. В 8 пункте главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии» было определено: «Смотрети же должен епископ, чего смотреть обещался с клятвою на своем поставлении, си есть о монахах, дабы не волочились безпутно, дабы лишних безлюдных церквей не строено, дабы иконам святым ложных чудес не вымышлено, також о кликушах, о телесах мертвых несвидетельтвованных, и прочая всего того добре наблюдать.
Все же тое (а), чтоб удобнее пошло в дело, указал бы епископ по всем городам, чтоб протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, аки бы духовные фискалы, тое все насматривали и ему бы епископу доносили, если бы такое нечто где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел.» (1). Об исполнении 8 пункта «Регламента, или Устава духовной коллегии» последовало распоряжение Святейшего синода от 15 марта 1727 г., но новой должности надзирателей благочиния не было учреждено ни в одной епархии (2).
Распоряжением Святейшего синода от 14 ноября 1737 г. всем епархиальным архиереям предписывалось, на точном основании 8 пункта главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии», определить к каждым десяти церквям благочинных, «как бы духовных фискалов», и об обязанностях их писать в выдаваемых им при назначении на должность инструкциях (3). На основании этого распоряжения во многих епархиях стали учреждаться новые должности благочинных и составляться для них инструкции (4).
Установить точные даты учреждения должности благочинных, границы благочиннических округов и их центры в Нижегородской епархии, в которую с 24 марта 1672 г. по 16 октября 1799 г. входил Алатырский уезд, не представляется возможным. Фонд № 570 «Нижегородская духовная консистория, духовные правления и церкви Нижегородской епархии» где отложились Указы Святейшего синода, протоколы консистории, копия инструкции благочинному, рапорт благочинного и др. находится на хранении в Центральном архиве Нижегородской области. Основной комплекс документов Алатырского духовного правления (Фонд № 132 «Алатырское духовное правление» на 433 единицы хранения за 1704–1857 гг.), где могли отложиться сведения об организации подведомственных учреждений, находится на хранении в Государственном архиве Ульяновской области. В документах фондов № 224 «Алатырское духовное правление» на 100 единиц хранения за 1751–1918 гг. и № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» на 127 единиц хранения за 1846–1923 гг. находящихся на хранении в Государственном историческом архиве Чувашской Республики необходимые сведения отсутствуют.
Первая, общая для всех епархий, «Инструкция благочинному приходских церквей» составлена была в 1775 г. архиепископом Московским Платоном II (Левшиным). Напечатана она была по определению Святейшего синода от 24–28 августа 1775 г. и затем подтверждена к исполнению указами от 24 марта 1799 и 22 марта 1800 гг (5). В соответствии с вышеуказанной инструкцией благочинный: избирался епархиальным архиереем из наиболее достойных и добродетельных священников, для наблюдения за порядком в церкви, добросовестным исполнением священноцерковнослужителями своих обязанностей; предоставлял епархиальным архиереям отчеты о количестве проповедей сочиненных и произнесенных священниками и диаконами; сообщал в духовную консисторию о смерти кого либо из членов причта церкви и следил за соблюдением порядка избрания прихожанам новых священноцерковнослужителей; надзирал над расходованием денежных средств церковными старостами и ведением ими тетрадей прихода и расхода; дважды в год подавал рапорты о состоянии порученных его надзору церквей и поведении их клира; защищал священноцерковнослужителей от притеснений со стороны прихожан; разбирал жалобы прихожан на членов причта церкви, примирял прихожан и священноцерковнослужителей.
Благочинный должен был посещать подведомственные церкви минимум два раза в год, посетив церковь, производил осмотр и проверку в соответствии с пунктами инструкции по порядку. Без разрешения епархиального архиерея никто не мог ни сменить, ни оштрафовать благочинного. Благочинный имел право налагать на клир церкви взыскания в форме выговора наедине, публичных поклонов, публичного стояния на коленях, удержания из доходов. В случае серьезных нарушений благочинный мог запретить священникам и диаконам проведение богослужений или исполнения треб, наложить денежный штраф (не более 50 копеек). За свою службу благочинные награждались лучшим приходом, или благословением служить с набедренником или саном протопресвитера. Благочинный имел в своем распоряжении посыльного из церковнослужителей и мог привлекать диаконов для написания рапортов и другой служебной документации (6).
В соответствии с положениями доклада Святейшего синода от 16 октября 1799 г. «О приведении епархиальных границ сообразно границам губерний и об учреждении новых епархий» утвержденными императором Всероссийским Павлом I Петровичем Алатырский уезд был передан из Нижегородской епархии в Казанскую епархию (Алатырский уезд относился к Симбирской губернии, но в связи с тем, что самостоятельной Симбирской епархии не существовало в Казанской епархии полагалось быть Казанской и Симбирской губерниям) (7).
В связи с тем, что фонд № 4 «Казанская духовная консистория» на 23070 единиц хранения за 1724–1923 гг. где могли отложиться сведения по организации, реорганизации, количеству и составу благочиннических округов в Казанской епархии находится на хранении в Национальном архиве Республики Татарстан, проследить историю института благочинного в Казанской епархии не представляется возможным.
10 февраля 1832 г. императором Всероссийским Александром I Павловичем был утвержден доклад Святейшего синода «Об учреждении в Симбирске особой третьеклассной Епархии». 16 мая 1832 г. была открыта Симбирская духовная консистория в подчинение которой поступило Алатырское духовное правление и подведомственные ему благочинные (8). В ведомости Алатырского духовного правления о количестве благочинных состоящих в его подчинении на 1832 г. указывался «Алатырский протоиерей Иоанн Неофитов» в ведении которого находилось 7 церквей г. Алатырь: «Соборная (б), Киево-Николаевская, Николаевская, Казанская, Успенская, Христо-Рождественская, Троицкая инвалидная» (9).
С 1840 г. в Российской империи начался процесс ликвидации духовных правлений; средства, выделявшиеся прежде на содержание правлений, стали направляться на усиление штатов консисторий. Приходское духовенство переходило в прямое подчинение духовной консистории через благочинных священников, являвшихся низшим звеном церковного управления (10).
В соответствии с «Уставом духовных консисторий» утвержденным императором Всероссийским Николаем I Павловичем 27 марта 1841 г. консистория для исполнения своих распоряжений действовала через подведомственные ей духовные правления, благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей. Надзору благочинного поручалось от 10 до 30 окрестных церквей с их причтами. Если благочинному поручалось более 15 церквей, расположенных на значительном пространстве, то ему мог быть придан помощник. В обязанности благочинных входило: проверка поучений, проповедей и катехизических поучений, сочинявшихся самими священнослужителями; проверка состояния утвари и ризницы при каждом посещении церквей; наблюдение за наличием в церквях запасных даров, святого мира, богослужебных и поучительных книг, благоустройством и чистотой колоколен, церковных оград, надгробных памятников и др.; наблюдение за производимыми в монастырях, соборах и церквях постройками и починками, не превышающими 1500 рублей серебром; надзор над священнослужителями, нанесшими кому-либо вне церкви оскорбление словами (11).
Указами Симбирской духовной консистории № 4461 от 18 июля 1853 г., Алатырского духовного правления № 1135 от 13 сентября 1854 г., Симбирской духовной консистории № 6467 от 2 ноября 1854 г. благочинному церквей г. Алатырь протоиерею Богородице-Рождественского собора г. Алатырь Андрею Алексеевичу Никольскому был поручен надзор над Троицкой и Петропавловской церквями с. Порецкого, Казанской церковью с. Промзино и Сергиевской церковью с. Явлеи Алатырского уезда соответственно (12).
В 1857 г. была составлена синодальная инструкция благочинным, в значительной степени соответствующая предписаниям инструкции архиепископа Московского Платона II (Левшина) 1775 г. и «Уставу духовных консисторий» 1841 г. В круг обязанностей благочинного по синодальной инструкции входило наблюдение и надзор за:
- благоустройством церквей, содержанием в должной чистоте и порядке святых икон и церковных принадлежностей;
- приобретением для церквей необходимых богослужебных книг, а также книг, полезных для руководства священников и наставления прихожан;
- содержанием в чистоте и порядке оград церковных и кладбищ, построением новых церквей взамен ветхих или сгоревших (§§ 1–6);
- исправностью духовенства при исполнении своих обязанностей (§§ 10–14, 24), в частности – при совершении богослужения, крестных ходах, посещении прихожан с животворящим крестом в праздники Рождества Христова и в Светлую седьмицу (§§ 20–22), при крещении (§ 15), погребении умерших (§ 16), исповеди (§ 17), браках (§§ 18 и 19), а также за поведением священно и церковнослужителей, о чем и делает отметки в представляемых епархиальному начальству клировых ведомостях (§ 44);
- миролюбивым отношением между духовенством и прихожанами (§§ 25–29), ношением духовенством приличной их званию одежды (§ 38), христианским воспитанием детей (§ 37);
- вдовыми священноцерковнослужителями, безместными и заштатными (§ 30, 32);
- проповедническою деятельностью священников (§ 23), исполняя иногда обязанности цензора проповедей, совершением треб в чужом приходе в дозволенных случаях (§ 41 и 42);
- обучением детей в церковно-приходских школах (§ 48);
- церковными старостами и правильным ведением церковного хозяйства (§ 43).
Благочинный увольнял в отпуск духовенство на короткий срок и в пределах епархии (§ 31), проверял правильность ведения метрических, обыскных и приходо-расходных книг, описей церковному имуществу, братских тетрадей и состояние церковного архива (§ 40). В случае смерти кого-либо из членов причта, перемещения или отдачи под суд, благочинный делал надлежащие распоряжения, присутствовал при составлении описи имущества умершего (§§ 33–35), вводил в должность вновь назначенного (§ 36). Благочинный получал указы для объявления духовенству, отсылал в консисторию от церквей деньги и документы, составлял из некоторых приходских документов общие ведомости и доносил епархиальному архиерею о состоянии церквей и духовенства своего округа. Благочинным иногда поручалось производство следствий и надзор за прибывшими в города и села монашествующими лицами для сбора пожертвований на монастыри и сборщиками на построение церквей. Благочинный дважды в год проверял церкви и отчеты о проверке представлял епархиальному начальству (§§ 45–47).
Синодальная инструкция 1857 г. ограничивала область административных взысканий на священноцерковнослужителей, предоставленных благочинному, внушением и поклонами в церкви (13).
Указом Симбирской духовной консистории № 7232 от 25 сентября 1858 г. благочинному г. Алатыря, в связи с закрытием Алатырского духовного правления с 1 октября 1858 г., предписывалось объявить подчиненным ему священноцерковнослужителям о необходимости присылать метрические книги и духовные росписи в консисторию через благочинного (14).
На 1858 г. в ведении благочинного церквей г. Алатырь находилось 7 церквей г. Алатырь (Богородице-Рождественский собор, Знаменская, Иверская при Алатырском удельном хозяйственном училище, Казанская, Успенская, Христо-Рождественская, Крестовоздвиженская кладбищенская), Иаковлевская церковь в Алатырском посаде, Казанская церковь с. Промзино, Троицкая и Петропавловская церкви с. Порецкого, Троицкая церковь с. Стемасы, Сергиевская церковь с. Явлеи, Архангельская церковь с. Миренки, Иаковлевская церковь с. Чуварлеи Алатырского уезда (15).
4 марта 1877 г. Симбирской духовной консисторией было составлено и утверждено епископом Симбирским и Сызранским Феоктистом (в миру Феодор Аполлонович Попов) новое расписание Симбирской епархии с разделением на благочиннические округа. По этому расписанию г. Алатырь с уездом был разделен на четыре благочиннических округа (16). На январь 1879 г. благочинным 1 округа Алатырского уезда состоял священник Гавриил Васильевич Феодоров (17).
В 1889 г. Симбирской духовной консисторией было принято определение: «а) Первый благочиннический округ Алатырского уезда пересоставить, отчислив к сему округу церкви г. Алатыря: 1) Богородицерождественский собор, 2) Знаменскую церковь, 3) Казанскую, 4) Успенскую, 5) Христорождественскую, 6) Киево-Николаевский женский монастырь, 7) Иверскую – при земской больнице, 8) села: Алатырский посад, 9) Алтышево, 10) Стемасы, 11) села Явлеи Сергиевскую церковь, 12) Явлеи – Троицкую единоверческую церковь, 13) Кладбищи, 14) Кладбищи – единоверческую церковь, 15) Атрать, 16) Миренки, и 17) Чуварлеи, с назначением в сей округ на должность благочинного протоиерея Алатырского Богородицерождественского собора Андрея Зефирова; б) остальные же села первого благочиннического округа: 1) Кувакино, 2) Майдан Березовский, 3) Майдан Сурский, 4) Ичиксы, 5) Урусово и благочинного священника села Кувакино Феодорова, перечислить в 4-й благочиннический округ Алатырского уезда» (18).
«Определением об епархиальном управлении» Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. был установлен порядок, согласно которому: в отношении управления епархия разделялась на благочиннические округа, которые находились в ведении благочинных, действовавших вместе с состоящими при них Советами; каждый благочиннический округ заключал в себе несколько приходов; границы благочиннических округов определялись Епархиальным Собранием; в каждом благочинническом округе действовали окружные Благочиннические Собрания, которые являлись следующими после Епархиальных Собраний административно-распорядительными органами; благочинный имел должностную печать.
«Определением об епархиальном управлении» Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. на благочинных возлагалось: а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланок, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа; в) объявление распоряжений епархиальной и высшей церковной власти и постановлений Благочиннических Собраний и Совета и наблюдение за их исполнением; г) наблюдение и забота за исполнением клириками своих прямых служебных обязанностей и за благоповедением их, причем о нерадивых клириках или ведущих зазорную жизнь, после двух предупреждений, Благочинный докладывал Благочинническому Совету; д) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; е) увольнение членов причтов в отпуски на срок не свыше 14 дней в пределах епархии; ж) ревизия приходских церквей и документов, применительно к инструкции Благочинному приходских церквей; з) наблюдение за ремонтом и постройкой церквей округа (19).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (20).
В соответствии с вышеуказанным декретом в 1918 г. прекратили существование духовные консистории, т. к. с изменением государственного строя и отделением Церкви от государства часть их полномочий упразднилась, а другая, собственно церковная, перешла к учрежденным Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. новым коллегиальным органам епархиального управления – епархиальным собраниям и епархиальным советам с их канцеляриями (21). Согласно с вышеуказанными изменениями благочинный 1 округа Алатырского уезда перешел в подчинение Симбирского епархиального совета (22).
Постановлением Симбирского епархиального совета от 25 августа 1920 г. (номер постановления не установлен) благочинным 1 округа Алатырского уезда был утвержден священник Христорождественской церкви г. Алатыря Симбирской губернии Александр Николаевич Лебяжьев (23).
Проследить историю благочинного 1 округа Алатырского уезда после 1920 г. не представляется возможным: в фонде № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» представлены документы до 1923 г.; документы Симбирского епархиального совета и Алатырского викариатства не поступали на хранение в Государственный исторический архив Чувашской Республики; в документах фонда № Р–1857 «Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Чувашской АССР» необходимые данные не найдены.
Документы фонда № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» впервые были приняты на государственное хранение в 1944 г. и были учтены в том же году в количестве 101 единицы хранения за 1846–1910 гг. В последующем за период хранения документов благочинного в составе и объеме фонда происходили изменения, связанные с проверками наличия и состояния документов, в результате которых в опись вносились неучтенные дела, снимались с учета дела, пути розыска которых исчерпаны, выделялись из фонда дела, не подлежащие хранению.
На 28.02.2022 в фонде № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» числится 1 опись за 1835–1923 гг. на 130 единиц хранения.
Текст документов рукописный.
Опись № 1 включает: Указы Симбирской духовной консистории; клировые ведомости (в том числе Казанской церкви с. Алтышево), о постройке церквей по округу, расписания произнесения проповедей; рапорты духовных лиц о причинах неявки для произнесения проповедей согласно расписанию; рапорты о количестве незаконнорожденных; отчеты о свечном доходе; годовые ведомости о приходе денег; ведомости о числе родившихся и умерших; именные ведомости о приходах церквей по округу; ведомости о пожертвованиях, поступивших в церкви по округу; ведомости прихода и расхода денежных сумм; реестр по ремонту храмов; циркуляры о церковных религиозных обществах, об отделении церкви от государства; переписка о раскольниках, о мобилизации ресурсов страны для борьбы с голодом в Поволжье; журнал съезда депутатов от духовенства (1920 г.); документы о назначении, перемещении, увольнении священнослужителей и др.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
28.02.2022
_______________________
(а) т. е. относящееся к обязанностям епископа.
(б) Богородице-Рождественский собор.
(1) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. I. 1721. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1869. С. 9–10 об.
(2) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(3) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. IX. Царствование государыни императрицы Анны Иоанновны. 1735–1737 гг. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1905. С. 597.
(4) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(5) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Павла Первого. 6 ноября 1796 – 11 марта 1801 гг. – Петроград: Тип. М.П. Фроловой, 1915. С. 544–549.
(6) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 579. Оп. 1. Д. 26. Л. 62–75.
(7) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Павла Первого. 6 ноября 1796 – 11 марта 1801 гг. - Петроград: Тип. М.П. Фроловой, 1915. С. 471–476.
(8) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 224. Оп. 1. Д. 4. Л. 61, 85, 85 об.
(9) Там же. Л. 4–9 об.
(10) Евдокимова А.Н. Духовная консистория, правление и благочинные священники в структуре управления русской православной церкви на территории чувашского края в XIX веке // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 34, 35.
(11) Устав духовных консисторий: Утв. 27 марта 1841 г. – Санкт-Петербург: Синод. тип., 1841. С. 5–83.
(12) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 8. Л. 13, 13 об.; Д. 15. Л. 3, 3 об.; Д. 16. Л. 5, 5 об.
(13) Права и обязанности благочинного приходских церквей. По действующим церковногражданским законоположениям, руководственным указам Св. Синода и распоряжениям епархиального начальства. – М.: Университетская тип. Страстной бульвар, 1900. С. 1–18.
(14) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 71. Л. 2, 2 об.
(15) Там же. Д. 68. Л. 1 об., 29.
(16) Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372–1901/В.Э. Красовский. – Симбирск: Симб. губ. учен. арх. комис., 1901. С 128, 129.
(17) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 99. Л. 23.
(18) Симбирские епархиальные ведомости. – 1889. – № 4. С. 49–51.
(19) Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 1. Приложение к «Деяниям» второе. С. 17–33.
(20) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(21) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. С. 134.
(22) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 128. Л. 7.
(23) Там же. Л. 31.
Первое распоряжение об учреждении должности благочинных содержится в «Регламенте, или Уставе духовной коллегии» изданном в форме манифеста Императором и Самодержцем Всероссийским Петром I в 1721 г. В 8 пункте главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии» было определено: «Смотрети же должен епископ, чего смотреть обещался с клятвою на своем поставлении, си есть о монахах, дабы не волочились безпутно, дабы лишних безлюдных церквей не строено, дабы иконам святым ложных чудес не вымышлено, також о кликушах, о телесах мертвых несвидетельтвованных, и прочая всего того добре наблюдать.
Все же тое (а), чтоб удобнее пошло в дело, указал бы епископ по всем городам, чтоб протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, аки бы духовные фискалы, тое все насматривали и ему бы епископу доносили, если бы такое нечто где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел.» (1). Об исполнении 8 пункта «Регламента, или Устава духовной коллегии» последовало распоряжение Святейшего синода от 15 марта 1727 г., но новой должности надзирателей благочиния не было учреждено ни в одной епархии (2).
Распоряжением Святейшего синода от 14 ноября 1737 г. всем епархиальным архиереям предписывалось, на точном основании 8 пункта главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии», определить к каждым десяти церквям благочинных, «как бы духовных фискалов», и об обязанностях их писать в выдаваемых им при назначении на должность инструкциях (3). На основании этого распоряжения во многих епархиях стали учреждаться новые должности благочинных и составляться для них инструкции (4).
Установить точные даты учреждения должности благочинных, границы благочиннических округов и их центры в Нижегородской епархии, в которую с 24 марта 1672 г. по 16 октября 1799 г. входил Алатырский уезд, не представляется возможным. Фонд № 570 «Нижегородская духовная консистория, духовные правления и церкви Нижегородской епархии» где отложились Указы Святейшего синода, протоколы консистории, копия инструкции благочинному, рапорт благочинного и др. находится на хранении в Центральном архиве Нижегородской области. Основной комплекс документов Алатырского духовного правления (Фонд № 132 «Алатырское духовное правление» на 433 единицы хранения за 1704–1857 гг.), где могли отложиться сведения об организации подведомственных учреждений, находится на хранении в Государственном архиве Ульяновской области. В документах фондов № 224 «Алатырское духовное правление» на 100 единиц хранения за 1751–1918 гг. и № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» на 127 единиц хранения за 1846–1923 гг. находящихся на хранении в Государственном историческом архиве Чувашской Республики необходимые сведения отсутствуют.
Первая, общая для всех епархий, «Инструкция благочинному приходских церквей» составлена была в 1775 г. архиепископом Московским Платоном II (Левшиным). Напечатана она была по определению Святейшего синода от 24–28 августа 1775 г. и затем подтверждена к исполнению указами от 24 марта 1799 и 22 марта 1800 гг (5). В соответствии с вышеуказанной инструкцией благочинный: избирался епархиальным архиереем из наиболее достойных и добродетельных священников, для наблюдения за порядком в церкви, добросовестным исполнением священноцерковнослужителями своих обязанностей; предоставлял епархиальным архиереям отчеты о количестве проповедей сочиненных и произнесенных священниками и диаконами; сообщал в духовную консисторию о смерти кого либо из членов причта церкви и следил за соблюдением порядка избрания прихожанам новых священноцерковнослужителей; надзирал над расходованием денежных средств церковными старостами и ведением ими тетрадей прихода и расхода; дважды в год подавал рапорты о состоянии порученных его надзору церквей и поведении их клира; защищал священноцерковнослужителей от притеснений со стороны прихожан; разбирал жалобы прихожан на членов причта церкви, примирял прихожан и священноцерковнослужителей.
Благочинный должен был посещать подведомственные церкви минимум два раза в год, посетив церковь, производил осмотр и проверку в соответствии с пунктами инструкции по порядку. Без разрешения епархиального архиерея никто не мог ни сменить, ни оштрафовать благочинного. Благочинный имел право налагать на клир церкви взыскания в форме выговора наедине, публичных поклонов, публичного стояния на коленях, удержания из доходов. В случае серьезных нарушений благочинный мог запретить священникам и диаконам проведение богослужений или исполнения треб, наложить денежный штраф (не более 50 копеек). За свою службу благочинные награждались лучшим приходом, или благословением служить с набедренником или саном протопресвитера. Благочинный имел в своем распоряжении посыльного из церковнослужителей и мог привлекать диаконов для написания рапортов и другой служебной документации (6).
В соответствии с положениями доклада Святейшего синода от 16 октября 1799 г. «О приведении епархиальных границ сообразно границам губерний и об учреждении новых епархий» утвержденными императором Всероссийским Павлом I Петровичем Алатырский уезд был передан из Нижегородской епархии в Казанскую епархию (Алатырский уезд относился к Симбирской губернии, но в связи с тем, что самостоятельной Симбирской епархии не существовало в Казанской епархии полагалось быть Казанской и Симбирской губерниям) (7).
В связи с тем, что фонд № 4 «Казанская духовная консистория» на 23070 единиц хранения за 1724–1923 гг. где могли отложиться сведения по организации, реорганизации, количеству и составу благочиннических округов в Казанской епархии находится на хранении в Национальном архиве Республики Татарстан, проследить историю института благочинного в Казанской епархии не представляется возможным.
10 февраля 1832 г. императором Всероссийским Александром I Павловичем был утвержден доклад Святейшего синода «Об учреждении в Симбирске особой третьеклассной Епархии». 16 мая 1832 г. была открыта Симбирская духовная консистория в подчинение которой поступило Алатырское духовное правление и подведомственные ему благочинные (8). В ведомости Алатырского духовного правления о количестве благочинных состоящих в его подчинении на 1832 г. указывался «Алатырский протоиерей Иоанн Неофитов» в ведении которого находилось 7 церквей г. Алатырь: «Соборная (б), Киево-Николаевская, Николаевская, Казанская, Успенская, Христо-Рождественская, Троицкая инвалидная» (9).
С 1840 г. в Российской империи начался процесс ликвидации духовных правлений; средства, выделявшиеся прежде на содержание правлений, стали направляться на усиление штатов консисторий. Приходское духовенство переходило в прямое подчинение духовной консистории через благочинных священников, являвшихся низшим звеном церковного управления (10).
В соответствии с «Уставом духовных консисторий» утвержденным императором Всероссийским Николаем I Павловичем 27 марта 1841 г. консистория для исполнения своих распоряжений действовала через подведомственные ей духовные правления, благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей. Надзору благочинного поручалось от 10 до 30 окрестных церквей с их причтами. Если благочинному поручалось более 15 церквей, расположенных на значительном пространстве, то ему мог быть придан помощник. В обязанности благочинных входило: проверка поучений, проповедей и катехизических поучений, сочинявшихся самими священнослужителями; проверка состояния утвари и ризницы при каждом посещении церквей; наблюдение за наличием в церквях запасных даров, святого мира, богослужебных и поучительных книг, благоустройством и чистотой колоколен, церковных оград, надгробных памятников и др.; наблюдение за производимыми в монастырях, соборах и церквях постройками и починками, не превышающими 1500 рублей серебром; надзор над священнослужителями, нанесшими кому-либо вне церкви оскорбление словами (11).
Указами Симбирской духовной консистории № 4461 от 18 июля 1853 г., Алатырского духовного правления № 1135 от 13 сентября 1854 г., Симбирской духовной консистории № 6467 от 2 ноября 1854 г. благочинному церквей г. Алатырь протоиерею Богородице-Рождественского собора г. Алатырь Андрею Алексеевичу Никольскому был поручен надзор над Троицкой и Петропавловской церквями с. Порецкого, Казанской церковью с. Промзино и Сергиевской церковью с. Явлеи Алатырского уезда соответственно (12).
В 1857 г. была составлена синодальная инструкция благочинным, в значительной степени соответствующая предписаниям инструкции архиепископа Московского Платона II (Левшина) 1775 г. и «Уставу духовных консисторий» 1841 г. В круг обязанностей благочинного по синодальной инструкции входило наблюдение и надзор за:
- благоустройством церквей, содержанием в должной чистоте и порядке святых икон и церковных принадлежностей;
- приобретением для церквей необходимых богослужебных книг, а также книг, полезных для руководства священников и наставления прихожан;
- содержанием в чистоте и порядке оград церковных и кладбищ, построением новых церквей взамен ветхих или сгоревших (§§ 1–6);
- исправностью духовенства при исполнении своих обязанностей (§§ 10–14, 24), в частности – при совершении богослужения, крестных ходах, посещении прихожан с животворящим крестом в праздники Рождества Христова и в Светлую седьмицу (§§ 20–22), при крещении (§ 15), погребении умерших (§ 16), исповеди (§ 17), браках (§§ 18 и 19), а также за поведением священно и церковнослужителей, о чем и делает отметки в представляемых епархиальному начальству клировых ведомостях (§ 44);
- миролюбивым отношением между духовенством и прихожанами (§§ 25–29), ношением духовенством приличной их званию одежды (§ 38), христианским воспитанием детей (§ 37);
- вдовыми священноцерковнослужителями, безместными и заштатными (§ 30, 32);
- проповедническою деятельностью священников (§ 23), исполняя иногда обязанности цензора проповедей, совершением треб в чужом приходе в дозволенных случаях (§ 41 и 42);
- обучением детей в церковно-приходских школах (§ 48);
- церковными старостами и правильным ведением церковного хозяйства (§ 43).
Благочинный увольнял в отпуск духовенство на короткий срок и в пределах епархии (§ 31), проверял правильность ведения метрических, обыскных и приходо-расходных книг, описей церковному имуществу, братских тетрадей и состояние церковного архива (§ 40). В случае смерти кого-либо из членов причта, перемещения или отдачи под суд, благочинный делал надлежащие распоряжения, присутствовал при составлении описи имущества умершего (§§ 33–35), вводил в должность вновь назначенного (§ 36). Благочинный получал указы для объявления духовенству, отсылал в консисторию от церквей деньги и документы, составлял из некоторых приходских документов общие ведомости и доносил епархиальному архиерею о состоянии церквей и духовенства своего округа. Благочинным иногда поручалось производство следствий и надзор за прибывшими в города и села монашествующими лицами для сбора пожертвований на монастыри и сборщиками на построение церквей. Благочинный дважды в год проверял церкви и отчеты о проверке представлял епархиальному начальству (§§ 45–47).
Синодальная инструкция 1857 г. ограничивала область административных взысканий на священноцерковнослужителей, предоставленных благочинному, внушением и поклонами в церкви (13).
Указом Симбирской духовной консистории № 7232 от 25 сентября 1858 г. благочинному г. Алатыря, в связи с закрытием Алатырского духовного правления с 1 октября 1858 г., предписывалось объявить подчиненным ему священноцерковнослужителям о необходимости присылать метрические книги и духовные росписи в консисторию через благочинного (14).
На 1858 г. в ведении благочинного церквей г. Алатырь находилось 7 церквей г. Алатырь (Богородице-Рождественский собор, Знаменская, Иверская при Алатырском удельном хозяйственном училище, Казанская, Успенская, Христо-Рождественская, Крестовоздвиженская кладбищенская), Иаковлевская церковь в Алатырском посаде, Казанская церковь с. Промзино, Троицкая и Петропавловская церкви с. Порецкого, Троицкая церковь с. Стемасы, Сергиевская церковь с. Явлеи, Архангельская церковь с. Миренки, Иаковлевская церковь с. Чуварлеи Алатырского уезда (15).
4 марта 1877 г. Симбирской духовной консисторией было составлено и утверждено епископом Симбирским и Сызранским Феоктистом (в миру Феодор Аполлонович Попов) новое расписание Симбирской епархии с разделением на благочиннические округа. По этому расписанию г. Алатырь с уездом был разделен на четыре благочиннических округа (16). На январь 1879 г. благочинным 1 округа Алатырского уезда состоял священник Гавриил Васильевич Феодоров (17).
В 1889 г. Симбирской духовной консисторией было принято определение: «а) Первый благочиннический округ Алатырского уезда пересоставить, отчислив к сему округу церкви г. Алатыря: 1) Богородицерождественский собор, 2) Знаменскую церковь, 3) Казанскую, 4) Успенскую, 5) Христорождественскую, 6) Киево-Николаевский женский монастырь, 7) Иверскую – при земской больнице, 8) села: Алатырский посад, 9) Алтышево, 10) Стемасы, 11) села Явлеи Сергиевскую церковь, 12) Явлеи – Троицкую единоверческую церковь, 13) Кладбищи, 14) Кладбищи – единоверческую церковь, 15) Атрать, 16) Миренки, и 17) Чуварлеи, с назначением в сей округ на должность благочинного протоиерея Алатырского Богородицерождественского собора Андрея Зефирова; б) остальные же села первого благочиннического округа: 1) Кувакино, 2) Майдан Березовский, 3) Майдан Сурский, 4) Ичиксы, 5) Урусово и благочинного священника села Кувакино Феодорова, перечислить в 4-й благочиннический округ Алатырского уезда» (18).
«Определением об епархиальном управлении» Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. был установлен порядок, согласно которому: в отношении управления епархия разделялась на благочиннические округа, которые находились в ведении благочинных, действовавших вместе с состоящими при них Советами; каждый благочиннический округ заключал в себе несколько приходов; границы благочиннических округов определялись Епархиальным Собранием; в каждом благочинническом округе действовали окружные Благочиннические Собрания, которые являлись следующими после Епархиальных Собраний административно-распорядительными органами; благочинный имел должностную печать.
«Определением об епархиальном управлении» Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. на благочинных возлагалось: а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланок, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа; в) объявление распоряжений епархиальной и высшей церковной власти и постановлений Благочиннических Собраний и Совета и наблюдение за их исполнением; г) наблюдение и забота за исполнением клириками своих прямых служебных обязанностей и за благоповедением их, причем о нерадивых клириках или ведущих зазорную жизнь, после двух предупреждений, Благочинный докладывал Благочинническому Совету; д) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; е) увольнение членов причтов в отпуски на срок не свыше 14 дней в пределах епархии; ж) ревизия приходских церквей и документов, применительно к инструкции Благочинному приходских церквей; з) наблюдение за ремонтом и постройкой церквей округа (19).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (20).
В соответствии с вышеуказанным декретом в 1918 г. прекратили существование духовные консистории, т. к. с изменением государственного строя и отделением Церкви от государства часть их полномочий упразднилась, а другая, собственно церковная, перешла к учрежденным Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. новым коллегиальным органам епархиального управления – епархиальным собраниям и епархиальным советам с их канцеляриями (21). Согласно с вышеуказанными изменениями благочинный 1 округа Алатырского уезда перешел в подчинение Симбирского епархиального совета (22).
Постановлением Симбирского епархиального совета от 25 августа 1920 г. (номер постановления не установлен) благочинным 1 округа Алатырского уезда был утвержден священник Христорождественской церкви г. Алатыря Симбирской губернии Александр Николаевич Лебяжьев (23).
Проследить историю благочинного 1 округа Алатырского уезда после 1920 г. не представляется возможным: в фонде № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» представлены документы до 1923 г.; документы Симбирского епархиального совета и Алатырского викариатства не поступали на хранение в Государственный исторический архив Чувашской Республики; в документах фонда № Р–1857 «Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Чувашской АССР» необходимые данные не найдены.
Документы фонда № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» впервые были приняты на государственное хранение в 1944 г. и были учтены в том же году в количестве 101 единицы хранения за 1846–1910 гг. В последующем за период хранения документов благочинного в составе и объеме фонда происходили изменения, связанные с проверками наличия и состояния документов, в результате которых в опись вносились неучтенные дела, снимались с учета дела, пути розыска которых исчерпаны, выделялись из фонда дела, не подлежащие хранению.
На 28.02.2022 в фонде № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь» числится 1 опись за 1835–1923 гг. на 130 единиц хранения.
Текст документов рукописный.
Опись № 1 включает: Указы Симбирской духовной консистории; клировые ведомости (в том числе Казанской церкви с. Алтышево), о постройке церквей по округу, расписания произнесения проповедей; рапорты духовных лиц о причинах неявки для произнесения проповедей согласно расписанию; рапорты о количестве незаконнорожденных; отчеты о свечном доходе; годовые ведомости о приходе денег; ведомости о числе родившихся и умерших; именные ведомости о приходах церквей по округу; ведомости о пожертвованиях, поступивших в церкви по округу; ведомости прихода и расхода денежных сумм; реестр по ремонту храмов; циркуляры о церковных религиозных обществах, об отделении церкви от государства; переписка о раскольниках, о мобилизации ресурсов страны для борьбы с голодом в Поволжье; журнал съезда депутатов от духовенства (1920 г.); документы о назначении, перемещении, увольнении священнослужителей и др.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
28.02.2022
_______________________
(а) т. е. относящееся к обязанностям епископа.
(б) Богородице-Рождественский собор.
(1) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. I. 1721. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1869. С. 9–10 об.
(2) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(3) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. IX. Царствование государыни императрицы Анны Иоанновны. 1735–1737 гг. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1905. С. 597.
(4) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(5) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Павла Первого. 6 ноября 1796 – 11 марта 1801 гг. – Петроград: Тип. М.П. Фроловой, 1915. С. 544–549.
(6) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 579. Оп. 1. Д. 26. Л. 62–75.
(7) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Павла Первого. 6 ноября 1796 – 11 марта 1801 гг. - Петроград: Тип. М.П. Фроловой, 1915. С. 471–476.
(8) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 224. Оп. 1. Д. 4. Л. 61, 85, 85 об.
(9) Там же. Л. 4–9 об.
(10) Евдокимова А.Н. Духовная консистория, правление и благочинные священники в структуре управления русской православной церкви на территории чувашского края в XIX веке // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 34, 35.
(11) Устав духовных консисторий: Утв. 27 марта 1841 г. – Санкт-Петербург: Синод. тип., 1841. С. 5–83.
(12) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 8. Л. 13, 13 об.; Д. 15. Л. 3, 3 об.; Д. 16. Л. 5, 5 об.
(13) Права и обязанности благочинного приходских церквей. По действующим церковногражданским законоположениям, руководственным указам Св. Синода и распоряжениям епархиального начальства. – М.: Университетская тип. Страстной бульвар, 1900. С. 1–18.
(14) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 71. Л. 2, 2 об.
(15) Там же. Д. 68. Л. 1 об., 29.
(16) Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372–1901/В.Э. Красовский. – Симбирск: Симб. губ. учен. арх. комис., 1901. С 128, 129.
(17) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 99. Л. 23.
(18) Симбирские епархиальные ведомости. – 1889. – № 4. С. 49–51.
(19) Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 1. Приложение к «Деяниям» второе. С. 17–33.
(20) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(21) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. С. 134.
(22) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 371. Оп. 1. Д. 128. Л. 7.
(23) Там же. Л. 31.
Крайние даты документов
:
1846-1923