382
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
382
Наименование
:
Благочинный 1-го округа Цивильского уезда
Полное наименование
:
Благочинный 1-го округа Чебоксарского уезда Казанской губернии, г.Чебоксары.
Благочинный 1-го округа Чебоксарского уезда Казанской губернии, г.Чебоксары.
Шифр сайт
:
Ф.382 Благочинный 1-го округа Цивильского уезда
Аннотация
:
Указы казанской духовной консистории и переписка по ним; клировые ведомости; отчеты о приходе и расходе денежных сумм; реестры небывших у исповеди; список призреваемых лиц по Чебоксарскому городскому благочинию; документы о сборе денег в пользу пострадавших от различного рода бедствий (в том числе пострадавших от неурожая в Самарской губернии).
Указы казанской духовной консистории и переписка по ним; клировые ведомости; отчеты о приходе и расходе денежных сумм; реестры небывших у исповеди; список призреваемых лиц по Чебоксарскому городскому благочинию; документы о сборе денег в пользу пострадавших от различного рода бедствий (в том числе пострадавших от неурожая в Самарской губернии).
Историческая справка
:
Первое распоряжение об учреждении должности благочинных содержится в «Регламенте, или Уставе духовной коллегии», изданном в форме манифеста Императором и Самодержцем Всероссийским Петром I в 1721 г. В 8 пункте главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии» было определено: «Смотрети же должен епископ, чего смотреть обещался с клятвою на своем поставлении, си есть о монахах, дабы не волочились безпутно, дабы лишних безлюдных церквей не строено, дабы иконам святым ложных чудес не вымышлено, також о кликушах, о телесах мертвых несвидетельствованных, и прочая всего того добре наблюдать.
Все же тое (т. е. относящееся к обязанностям епископа), чтоб удобнее пошло в дело, указал бы епископ по всем городам, чтоб протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, аки бы духовные фискалы, тое все насматривали и ему бы епископу доносили, если бы такое нечто где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел» (1). Об исполнении 8 пункта «Регламента, или Устава духовной коллегии» последовало распоряжение Святейшего синода от 15 марта 1727 г., но новой должности надзирателей благочиния не было учреждено ни в одной епархии (2).
Распоряжением Святейшего синода от 14 ноября 1737 г. всем епархиальным архиереям предписывалось, на точном основании 8 пункта главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии», определить к каждым десяти церквям благочинных, «как бы духовных фискалов», и об обязанностях их писать в выдаваемых им при назначении на должность инструкциях (3). На основании этого распоряжения во многих епархиях стали учреждаться новые должности благочинных и составляться для них инструкции (4).
Установить точные даты учреждения должности благочинных, границы благочиннических округов и их центры в Казанской епархии, в которую входил Чебоксарский уезд, не представляется возможным. Фонд № 4 «Казанская духовная консистория», где отложились Указы Святейшего синода, журналы заседаний консистории, протоколы съездов представителей духовенства Казанской епархии, отчеты епархиального начальства об обследованиях епархии и др., находится на хранении в Национальном архиве Республики Татарстан. В документах фондов № 225 «Чебоксарское духовное правление Казанской губернии, г. Чебоксары» и № 382 «Благочинный 1-го округа Чебоксарского уезда Казанской губернии, г. Чебоксары», находящихся на хранении в Государственном историческом архиве Чувашской Республики, необходимые сведения отсутствуют.
Первая, общая для всех епархий, «Инструкция благочинному приходских церквей» составлена была в 1775 г. архиепископом Московским Платоном II (Левшиным). Напечатана она была по определению Святейшего синода от 24–28 августа 1775 г. и затем подтверждена к исполнению указами от 24 марта 1799 г. и 22 марта 1800 г. (5). В соответствии с вышеуказанной инструкцией благочинный избирался епархиальным архиереем из наиболее достойных и добродетельных священников, для наблюдения за порядком в церкви, добросовестным исполнением священноцерковнослужителями своих обязанностей; предоставлял епархиальным архиереям отчеты о количестве проповедей сочиненных и произнесенных священниками и диаконами; сообщал в духовную консисторию о смерти кого либо из членов причта церкви и следил за соблюдением порядка избрания прихожанам новых священноцерковнослужителей; надзирал над расходованием денежных средств церковными старостами и ведением ими тетрадей прихода и расхода; дважды в год подавал рапорты о состоянии порученных его надзору церквей и поведении их клира; защищал священноцерковнослужителей от притеснений со стороны прихожан; разбирал жалобы прихожан на членов причта церкви, примирял прихожан и священноцерковнослужителей.
Благочинный должен был посещать подведомственные церкви минимум два раза в год, посетив церковь, производил осмотр и проверку в соответствии с пунктами инструкции по порядку. Без разрешения епархиального архиерея никто не мог ни сменить, ни оштрафовать благочинного. Благочинный имел право налагать на клир церкви взыскания в форме выговора наедине, публичных поклонов, публичного стояния на коленях, удержания из доходов. В случае серьезных нарушений благочинный мог запретить священникам и диаконам проведение богослужений или исполнения треб, наложить денежный штраф (не более 50 копеек). За свою службу благочинные награждались лучшим приходом, или благословением служить с набедренником или саном протопресвитера. Благочинный имел в своем распоряжении посыльного из церковнослужителей и мог привлекать диаконов для написания рапортов и другой служебной документации (6).
Первое упоминание о благочинном г. Чебоксары, священнике Михаиле Михайлове относится к 31 июля 1784 г. Благочинный г. Чебоксары непосредственно подчинялся Чебоксарскому духовному правлению (7).
С 3 августа 1810 г. благочинным г. Чебоксары состоял протоиерей Введенского собора г. Чебоксары Георгий Петрович Еделевский (8).
Указом Казанской духовной консистории от 10 января 1836 г. № 56 протоиерей Г.П. Еделевский по его собственному прошению был оставлен в должности благочинного одного Введенского собора, а благочиннический надзор над девятью приходскими церквями г. Чебоксары (Николаевский собор, Михайло-Архангельская, Вознесенская, Успенская, Покровская, Благовещенская, Христорождественская, Воскресенская, Крестовоздвиженская церкви) был возложен на священника Благовещенской церкви г. Чебоксары Андрея Федоровича Скарабевского (9). Указом Чебоксарского духовного правления от 13 февраля 1839 г. в его же благочиние был передан Введенский собор г. Чебоксары (10).
С 1840 г. в Российской империи начался процесс ликвидации духовных правлений. Средства, выделявшиеся прежде на содержание правлений, стали направляться на усиление штатов консисторий. Приходское духовенство переходило в прямое подчинение духовной консистории через благочинных священников, являвшихся низшим звеном церковного управления (11).
В соответствии с «Уставом духовных консисторий», утвержденным императором Всероссийским Николаем I Павловичем 27 марта 1841 г., консистория для исполнения своих распоряжений действовала через подведомственные ей духовные правления, благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей. Надзору благочинного поручалось от 10 до 30 окрестных церквей с их причтами. Если благочинному поручалось более 15 церквей, расположенных на значительном пространстве, то ему мог быть придан помощник. В обязанности благочинных входило проверка поучений, проповедей и катехизических поучений, сочинявшихся самими священнослужителями; проверка состояния утвари и ризницы при каждом посещении церквей; наблюдение за наличием в церквях запасных даров, святого мира, богослужебных и поучительных книг, благоустройством и чистотой колоколен, церковных оград, надгробных памятников и др.; наблюдение за производимыми в монастырях, соборах и церквях постройками и починками, не превышающими 1500 рублей серебром; надзор над священнослужителями, нанесшими кому-либо вне церкви оскорбление словами (12).
В рапорте благочинного Чебоксарского городского округа протоиерея А.Ф. Скарабевского от 31 января 1848 г. архиепископу Казанскому и Свияжскому Владимиру (в миру Василий Кононович Ужинский) отмечалось, что в его ведении состоит десять церквей г. Чебоксары, все храмы каменные с каменными колокольнями, построены и освящены в XVII, XVIII вв., расположены в близком расстоянии друг от друга. Приходских училищ при церквях не было. Прихожан православного исповедания по исповедным росписям за 1847 г. при всех 10 церквях состояло 1552 мужчины в г. Чебоксары (в рукописи чернилами записано число «1552», зачеркнуто карандашом «52» и вписано над строкой карандашом «68», т.е. исправлено на «1568») и в приходских деревнях (названия не указаны) Чебоксарского и Козьмодемьянского уездов казенных и помещичьих крестьян 1270 (вероятно, посчитаны только прихожане мужского пола), всего 2822 прихожанина, считая малолетних (так в рукописи, возможно, более правильно должно быть «2838»). В среднем на каждую церковь приходилось по 282 прихожанина (так в рукописи, возможно, более правильно должно быть «284»).
Далее в вышеуказанном рапорте указывалось, что: «От каковаго большаго числа в Чебоксарах церквей, при малочисленности и не богатом состоянии прихожан и самыя здания церковныя приходят в разрушение, а благолепия внутри оных почти вовсе никакого нет, и Духовенство, довольствуясь только скудною платою за исправление треб и посещение со крестом терпит в содержании большую нужду» (13).
Для выхода из сложившейся ситуации благочинный А.Ф. Скарабевский предлагал сделать из 10 приходов 5 и столько же причтов при них, объединив в одном приходе по два храма. Объединению приходов по мысли благочинного способствовало то обстоятельство, что: «здешние церкви: Михайло-Архангельская, Вознесенская и Христорождественская начали разрушаться, из коих Христорождественская с 20 февраля прошлаго 1845 года за ветхостию приписана к Чебоксарской же Благовещенской церкви, а при Вознесенской церкви холодная церковь и колокольня запечатаны и колокола сняты, равно сняты колокола и при церкви Христорождественской».
О состоянии благотворительного дела отмечалось: «Больниц и богаделен при церквах моего ведомства нет, да и не на что и некому заводить их» (14).
Старообрядцев поповщинского толка, согласно рапорту, в г. Чебоксары было 43 мужчины.
В 1857 г. была составлена синодальная инструкция благочинным, в значительной степени соответствующая предписаниям инструкции архиепископа Московского Платона II (Левшина) 1775 г. и «Уставу духовных консисторий» 1841 г. В круг обязанностей благочинного по синодальной инструкции входило наблюдение и надзор за:
- благоустройством церквей, содержанием в должной чистоте и порядке святых икон и церковных принадлежностей;
- приобретением для церквей необходимых богослужебных книг, а также книг, полезных для руководства священников и наставления прихожан;
- содержанием в чистоте и порядке оград церковных и кладбищ, построением новых церквей взамен ветхих или сгоревших (§§ 1–6);
- исправностью духовенства при исполнении своих обязанностей (§§ 10–14, 24), в частности – при совершении богослужения, крестных ходах, посещении прихожан с животворящим крестом в праздники Рождества Христова и в Светлую седьмицу (§§ 20–22), при крещении (§ 15), погребении умерших (§ 16), исповеди (§ 17), браках (§§ 18 и 19), а также за поведением священно и церковнослужителей, о чем и делает отметки в представляемых епархиальному начальству клировых ведомостях (§ 44);
- миролюбивым отношением между духовенством и прихожанами (§§ 25–29), ношением духовенством приличной их званию одежды (§ 38), христианским воспитанием детей (§ 37);
- вдовыми священноцерковнослужителями, безместными и заштатными (§ 30, 32);
- проповедническою деятельностью священников (§ 23), исполняя иногда обязанности цензора проповедей, совершением треб в чужом приходе в дозволенных случаях (§ 41 и 42);
- обучением детей в церковно-приходских школах (§ 48);
- церковными старостами и правильным ведением церковного хозяйства (§ 43).
Благочинный увольнял в отпуск духовенство на короткий срок и в пределах епархии (§ 31), проверял правильность ведения метрических, обыскных и приходо-расходных книг, описей церковному имуществу, братских тетрадей и состояние церковного архива (§ 40). В случае смерти кого-либо из членов причта, перемещения или отдачи под суд, благочинный делал надлежащие распоряжения, присутствовал при составлении описи имущества умершего (§§ 33–35), вводил в должность вновь назначенного (§ 36). Благочинный получал указы для объявления духовенству, отсылал в консисторию от церквей деньги и документы, составлял из некоторых приходских документов общие ведомости и доносил епархиальному архиерею о состоянии церквей и духовенства своего округа. Благочинным иногда поручалось производство следствий и надзор за прибывшими в города и села монашествующими лицами для сбора пожертвований на монастыри и сборщиками на построение церквей. Благочинный дважды в год проверял церкви и отчеты о проверке представлял епархиальному начальству (§§ 45–47).
Синодальная инструкция 1857 г. ограничивала область административных взысканий на священноцерковнослужителей, предоставленных благочинному, внушением и поклонами в церкви (15).
Указом Святейшего синода от 2 декабря 1860 г. № 6152 предписывалось закрыть Чебоксарское духовное правление, передав подведомственные ему церкви и духовенство в непосредственное подчинение Казанской духовной консистории. В соответствии с указом Казанской духовной консистории от 2[2] декабря 1860 г. № 9189 все свои распоряжения по церквям и духовенству, ранее находившимся в подчинении Чебоксарского духовного правления, Казанская духовная консистория должна была проводить через благочинных. Благочинным предписывалось по всем делам, с которыми они ранее обращались в Чебоксарское духовное правление, обращаться непосредственно в Казанскую духовную консисторию (16).
16 апреля 1872 г. благочинный Чебоксарского городского округа протоиерей А.Ф. Скарабевский был награжден орденом Святой Анны 2-й степени с императорской короной и мечами, 11 мая 1874 г. от должности благочинного уволен по собственному желанию.
16 апреля 1874 г. благочинным Чебоксарского городского округа был назначен священник Введенского собора Сильвестр Васильевич Богородицкий (17).
Благочинный Чебоксарского городского округа протоиерей Введенского собора С.В. Богородицкий в рапорте от декабря (число не указано) 1874 г. о состоянии благочиния за 1874 г. в Казанскую духовную консисторию сообщал, что в его ведомстве состоит 11 церквей г. Чебоксары (Введенский и Николаевский соборы, Михайло-Архангельская, Вознесенская, Успенская, Покровская, Благовещенская, Христорождественская, Воскресенская, Крестовоздвиженская, Спасская (на упраздненном кладбище) церкви). При храмах, не считая благочинного, служат 1 протоиерей и 6 священников, 2 диакона, 8 причетников. В приходе Благовещенской церкви имеется богадельня, помещающаяся в небольшом каменном доме и состоящая из одной жилой комнаты, в которой проживает 8 бедных престарелых женщин. Старообрядцев беглопоповщинского толка в г. Чебоксары было 28 мужчин и 43 женщины (18).
Приказом Казанской духовной консистории от 15 октября 1881 г. № 5821 Чебоксарский уезд был разделен на 3 благочиннических округа, первый в составе 10 церквей, второй в составе 15 церквей и третий в составе 13 церквей. Благочинным первого округа Чебоксарского уезда был назначен протоиерей Введенского собора С.В. Богородицкий, благочинным второго округа священник Троицкого собора г. Мариинский Посад Петр Васильевский, благочинным третьего округа священник Богородицкой церкви с. Беловолжское Александр Воскресенский (19).
На 1904 г. в состав первого благочиния Чебоксарского уезда входило 11 церквей г. Чебоксары, Казанско-Богородицкая церковь с. Абашево, Казанско-Богородицкая церковь с. Вомбукасы (Альгешево), Введенская церковь, с. Икково, благочинным состоял протоиерей Введенского собора г. Чебоксары Иоанн Мих[айлович] Барсов (20).
«Определением об епархиальном управлении» Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. был установлен порядок, согласно которому: в отношении управления епархия разделялась на благочиннические округа, которые находились в ведении благочинных, действовавших вместе с состоящими при них Советами; каждый благочиннический округ заключал в себе несколько приходов; границы благочиннических округов определялись Епархиальным Собранием; в каждом благочинническом округе действовали окружные Благочиннические Собрания, которые являлись следующими после Епархиальных Собраний административно-распорядительными органами; благочинный имел должностную печать.
«Определением об епархиальном управлении» Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. на благочинных возлагалось: а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланок, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа; в) объявление распоряжений епархиальной и высшей церковной власти и постановлений Благочиннических Собраний и Совета и наблюдение за их исполнением; г) наблюдение и забота за исполнением клириками своих прямых служебных обязанностей и за благоповедением их, причем о нерадивых клириках или ведущих зазорную жизнь, после двух предупреждений, Благочинный докладывал Благочинническому Совету; д) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; е) увольнение членов причтов в отпуски на срок не свыше 14 дней в пределах епархии; ж) ревизия приходских церквей и документов, применительно к инструкции Благочинному приходских церквей; з) наблюдение за ремонтом и постройкой церквей округа (21).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (22).
В соответствии с вышеуказанным декретом в 1918 г. прекратили существование духовные консистории, т. к. с изменением государственного строя и отделением Церкви от государства часть их полномочий упразднилась, а другая, собственно церковная, перешла к учрежденным Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. новым коллегиальным органам епархиального управления – епархиальным собраниям и епархиальным советам с их канцеляриями (23).
Проследить историю благочинного первого округа Чебоксарского уезда после 1918 г. не представляется возможным, в фонде № 382 «Благочинный 1-го округа Чебоксарского уезда Казанской губернии, г. Чебоксары» представлены документы до 1920 г., в документах фонда № Р–1857 «Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Чувашской АССР» необходимые данные не найдены.
Документы фонда № 382 «Благочинный 1-го округа Чебоксарского уезда Казанской губернии, г. Чебоксары» впервые были приняты на государственное хранение в 1945 г. и были учтены в том же году в количестве 78 единиц хранения за 1829–1920 гг. В последующем за период хранения документов благочинного в составе и объеме фонда происходили изменения, связанные с проверками наличия и состояния документов, в результате которых в опись вносились неучтенные дела.
На 30.03.2022 в фонде № 382 «Благочинный 1-го округа Чебоксарского уезда Казанской губернии, г. Чебоксары» числится опись № 1 за 1829–1859, 1861–1867, 1869–1888, 1890, 1891, 1905, 1906, 1912, 1916, 1918, 1920 гг. на 83 единицы хранения.
Текст документов рукописный.
Опись № 1 включает: Указы Казанской духовной консистории и переписку по ним; клировые ведомости; отчеты о приходе и расходе денежных сумм; реестры небывших у исповеди; список призреваемых лиц по Чебоксарскому городскому благочинию; документы о сборе денег в пользу пострадавших от различного рода бедствий и др.
В фонде № 225 «Чебоксарское духовное правление Казанской губернии, г. Чебоксары» отложились документы благочинного первого округа Чебоксарского уезда за 1861–1917 гг.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
30.03.2022
____________________
(1) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. I. 1721. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1869. С. 9–10 об.
(2) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(3) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. IX. Царствование государыни императрицы Анны Иоанновны. 1735–1737 гг. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1905. С. 597.
(4) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(5) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Павла Первого. 6 ноября 1796 – 11 марта 1801 гг. – Петроград: Тип. М.П. Фроловой, 1915. С. 544–549.
(6) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 579. Оп. 1. Д. 26. Л. 62–75.
(7) Там же. Ф. 225. Оп. 2. Д. 9. Л. 80.
(8) Там же. Оп. 1. Д. 350. Л. 2 об.
(9) Там же. Д. 346. Л. 14, 14 об.
(10) Там же. Ф. 382. Оп. 1. Д. 7. Л. 30 об., 31 об.
(11) Евдокимова А.Н. Духовная консистория, правление и благочинные священники в структуре управления русской православной церкви на территории чувашского края в XIX веке // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 34, 35.
(12) Устав духовных консисторий: Утв. 27 марта 1841 г. – Санкт-Петербург: Синод. тип., 1841. С. 5–83.
(13) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 382. Оп. 1. Д. 10. Л. 8, 8 об.
(14) Там же. Л. 8 об., 9.
(15) Права и обязанности благочинного приходских церквей. По действующим церковногражданским законоположениям, руководственным указам Св. Синода и распоряжениям епархиального начальства. – М.: Университетская тип. Страстной бульвар, 1900. С. 1–18.
(16) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 225. Оп. 1. Д. 301. Л. 32–33.
(17) Там же. Ф. 382. Оп. 1. Д. 47. Л. 3, 3 об., 35 об.
(18) Там же. Д. 44. Л. 23 об., 24.
(19) Там же. Д. 61. Л. 56, 56 об.
(20) Справочная книга Казанской епархии. – Казань: Казан. духов. консистория, 1904. С. 534–546.
(21) Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 1. Приложение к «Деяниям» второе. С. 17–33.
(22) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(23) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. С. 134.
Первое распоряжение об учреждении должности благочинных содержится в «Регламенте, или Уставе духовной коллегии», изданном в форме манифеста Императором и Самодержцем Всероссийским Петром I в 1721 г. В 8 пункте главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии» было определено: «Смотрети же должен епископ, чего смотреть обещался с клятвою на своем поставлении, си есть о монахах, дабы не волочились безпутно, дабы лишних безлюдных церквей не строено, дабы иконам святым ложных чудес не вымышлено, також о кликушах, о телесах мертвых несвидетельствованных, и прочая всего того добре наблюдать.
Все же тое (т. е. относящееся к обязанностям епископа), чтоб удобнее пошло в дело, указал бы епископ по всем городам, чтоб протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, аки бы духовные фискалы, тое все насматривали и ему бы епископу доносили, если бы такое нечто где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел» (1). Об исполнении 8 пункта «Регламента, или Устава духовной коллегии» последовало распоряжение Святейшего синода от 15 марта 1727 г., но новой должности надзирателей благочиния не было учреждено ни в одной епархии (2).
Распоряжением Святейшего синода от 14 ноября 1737 г. всем епархиальным архиереям предписывалось, на точном основании 8 пункта главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии», определить к каждым десяти церквям благочинных, «как бы духовных фискалов», и об обязанностях их писать в выдаваемых им при назначении на должность инструкциях (3). На основании этого распоряжения во многих епархиях стали учреждаться новые должности благочинных и составляться для них инструкции (4).
Установить точные даты учреждения должности благочинных, границы благочиннических округов и их центры в Казанской епархии, в которую входил Чебоксарский уезд, не представляется возможным. Фонд № 4 «Казанская духовная консистория», где отложились Указы Святейшего синода, журналы заседаний консистории, протоколы съездов представителей духовенства Казанской епархии, отчеты епархиального начальства об обследованиях епархии и др., находится на хранении в Национальном архиве Республики Татарстан. В документах фондов № 225 «Чебоксарское духовное правление Казанской губернии, г. Чебоксары» и № 382 «Благочинный 1-го округа Чебоксарского уезда Казанской губернии, г. Чебоксары», находящихся на хранении в Государственном историческом архиве Чувашской Республики, необходимые сведения отсутствуют.
Первая, общая для всех епархий, «Инструкция благочинному приходских церквей» составлена была в 1775 г. архиепископом Московским Платоном II (Левшиным). Напечатана она была по определению Святейшего синода от 24–28 августа 1775 г. и затем подтверждена к исполнению указами от 24 марта 1799 г. и 22 марта 1800 г. (5). В соответствии с вышеуказанной инструкцией благочинный избирался епархиальным архиереем из наиболее достойных и добродетельных священников, для наблюдения за порядком в церкви, добросовестным исполнением священноцерковнослужителями своих обязанностей; предоставлял епархиальным архиереям отчеты о количестве проповедей сочиненных и произнесенных священниками и диаконами; сообщал в духовную консисторию о смерти кого либо из членов причта церкви и следил за соблюдением порядка избрания прихожанам новых священноцерковнослужителей; надзирал над расходованием денежных средств церковными старостами и ведением ими тетрадей прихода и расхода; дважды в год подавал рапорты о состоянии порученных его надзору церквей и поведении их клира; защищал священноцерковнослужителей от притеснений со стороны прихожан; разбирал жалобы прихожан на членов причта церкви, примирял прихожан и священноцерковнослужителей.
Благочинный должен был посещать подведомственные церкви минимум два раза в год, посетив церковь, производил осмотр и проверку в соответствии с пунктами инструкции по порядку. Без разрешения епархиального архиерея никто не мог ни сменить, ни оштрафовать благочинного. Благочинный имел право налагать на клир церкви взыскания в форме выговора наедине, публичных поклонов, публичного стояния на коленях, удержания из доходов. В случае серьезных нарушений благочинный мог запретить священникам и диаконам проведение богослужений или исполнения треб, наложить денежный штраф (не более 50 копеек). За свою службу благочинные награждались лучшим приходом, или благословением служить с набедренником или саном протопресвитера. Благочинный имел в своем распоряжении посыльного из церковнослужителей и мог привлекать диаконов для написания рапортов и другой служебной документации (6).
Первое упоминание о благочинном г. Чебоксары, священнике Михаиле Михайлове относится к 31 июля 1784 г. Благочинный г. Чебоксары непосредственно подчинялся Чебоксарскому духовному правлению (7).
С 3 августа 1810 г. благочинным г. Чебоксары состоял протоиерей Введенского собора г. Чебоксары Георгий Петрович Еделевский (8).
Указом Казанской духовной консистории от 10 января 1836 г. № 56 протоиерей Г.П. Еделевский по его собственному прошению был оставлен в должности благочинного одного Введенского собора, а благочиннический надзор над девятью приходскими церквями г. Чебоксары (Николаевский собор, Михайло-Архангельская, Вознесенская, Успенская, Покровская, Благовещенская, Христорождественская, Воскресенская, Крестовоздвиженская церкви) был возложен на священника Благовещенской церкви г. Чебоксары Андрея Федоровича Скарабевского (9). Указом Чебоксарского духовного правления от 13 февраля 1839 г. в его же благочиние был передан Введенский собор г. Чебоксары (10).
С 1840 г. в Российской империи начался процесс ликвидации духовных правлений. Средства, выделявшиеся прежде на содержание правлений, стали направляться на усиление штатов консисторий. Приходское духовенство переходило в прямое подчинение духовной консистории через благочинных священников, являвшихся низшим звеном церковного управления (11).
В соответствии с «Уставом духовных консисторий», утвержденным императором Всероссийским Николаем I Павловичем 27 марта 1841 г., консистория для исполнения своих распоряжений действовала через подведомственные ей духовные правления, благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей. Надзору благочинного поручалось от 10 до 30 окрестных церквей с их причтами. Если благочинному поручалось более 15 церквей, расположенных на значительном пространстве, то ему мог быть придан помощник. В обязанности благочинных входило проверка поучений, проповедей и катехизических поучений, сочинявшихся самими священнослужителями; проверка состояния утвари и ризницы при каждом посещении церквей; наблюдение за наличием в церквях запасных даров, святого мира, богослужебных и поучительных книг, благоустройством и чистотой колоколен, церковных оград, надгробных памятников и др.; наблюдение за производимыми в монастырях, соборах и церквях постройками и починками, не превышающими 1500 рублей серебром; надзор над священнослужителями, нанесшими кому-либо вне церкви оскорбление словами (12).
В рапорте благочинного Чебоксарского городского округа протоиерея А.Ф. Скарабевского от 31 января 1848 г. архиепископу Казанскому и Свияжскому Владимиру (в миру Василий Кононович Ужинский) отмечалось, что в его ведении состоит десять церквей г. Чебоксары, все храмы каменные с каменными колокольнями, построены и освящены в XVII, XVIII вв., расположены в близком расстоянии друг от друга. Приходских училищ при церквях не было. Прихожан православного исповедания по исповедным росписям за 1847 г. при всех 10 церквях состояло 1552 мужчины в г. Чебоксары (в рукописи чернилами записано число «1552», зачеркнуто карандашом «52» и вписано над строкой карандашом «68», т.е. исправлено на «1568») и в приходских деревнях (названия не указаны) Чебоксарского и Козьмодемьянского уездов казенных и помещичьих крестьян 1270 (вероятно, посчитаны только прихожане мужского пола), всего 2822 прихожанина, считая малолетних (так в рукописи, возможно, более правильно должно быть «2838»). В среднем на каждую церковь приходилось по 282 прихожанина (так в рукописи, возможно, более правильно должно быть «284»).
Далее в вышеуказанном рапорте указывалось, что: «От каковаго большаго числа в Чебоксарах церквей, при малочисленности и не богатом состоянии прихожан и самыя здания церковныя приходят в разрушение, а благолепия внутри оных почти вовсе никакого нет, и Духовенство, довольствуясь только скудною платою за исправление треб и посещение со крестом терпит в содержании большую нужду» (13).
Для выхода из сложившейся ситуации благочинный А.Ф. Скарабевский предлагал сделать из 10 приходов 5 и столько же причтов при них, объединив в одном приходе по два храма. Объединению приходов по мысли благочинного способствовало то обстоятельство, что: «здешние церкви: Михайло-Архангельская, Вознесенская и Христорождественская начали разрушаться, из коих Христорождественская с 20 февраля прошлаго 1845 года за ветхостию приписана к Чебоксарской же Благовещенской церкви, а при Вознесенской церкви холодная церковь и колокольня запечатаны и колокола сняты, равно сняты колокола и при церкви Христорождественской».
О состоянии благотворительного дела отмечалось: «Больниц и богаделен при церквах моего ведомства нет, да и не на что и некому заводить их» (14).
Старообрядцев поповщинского толка, согласно рапорту, в г. Чебоксары было 43 мужчины.
В 1857 г. была составлена синодальная инструкция благочинным, в значительной степени соответствующая предписаниям инструкции архиепископа Московского Платона II (Левшина) 1775 г. и «Уставу духовных консисторий» 1841 г. В круг обязанностей благочинного по синодальной инструкции входило наблюдение и надзор за:
- благоустройством церквей, содержанием в должной чистоте и порядке святых икон и церковных принадлежностей;
- приобретением для церквей необходимых богослужебных книг, а также книг, полезных для руководства священников и наставления прихожан;
- содержанием в чистоте и порядке оград церковных и кладбищ, построением новых церквей взамен ветхих или сгоревших (§§ 1–6);
- исправностью духовенства при исполнении своих обязанностей (§§ 10–14, 24), в частности – при совершении богослужения, крестных ходах, посещении прихожан с животворящим крестом в праздники Рождества Христова и в Светлую седьмицу (§§ 20–22), при крещении (§ 15), погребении умерших (§ 16), исповеди (§ 17), браках (§§ 18 и 19), а также за поведением священно и церковнослужителей, о чем и делает отметки в представляемых епархиальному начальству клировых ведомостях (§ 44);
- миролюбивым отношением между духовенством и прихожанами (§§ 25–29), ношением духовенством приличной их званию одежды (§ 38), христианским воспитанием детей (§ 37);
- вдовыми священноцерковнослужителями, безместными и заштатными (§ 30, 32);
- проповедническою деятельностью священников (§ 23), исполняя иногда обязанности цензора проповедей, совершением треб в чужом приходе в дозволенных случаях (§ 41 и 42);
- обучением детей в церковно-приходских школах (§ 48);
- церковными старостами и правильным ведением церковного хозяйства (§ 43).
Благочинный увольнял в отпуск духовенство на короткий срок и в пределах епархии (§ 31), проверял правильность ведения метрических, обыскных и приходо-расходных книг, описей церковному имуществу, братских тетрадей и состояние церковного архива (§ 40). В случае смерти кого-либо из членов причта, перемещения или отдачи под суд, благочинный делал надлежащие распоряжения, присутствовал при составлении описи имущества умершего (§§ 33–35), вводил в должность вновь назначенного (§ 36). Благочинный получал указы для объявления духовенству, отсылал в консисторию от церквей деньги и документы, составлял из некоторых приходских документов общие ведомости и доносил епархиальному архиерею о состоянии церквей и духовенства своего округа. Благочинным иногда поручалось производство следствий и надзор за прибывшими в города и села монашествующими лицами для сбора пожертвований на монастыри и сборщиками на построение церквей. Благочинный дважды в год проверял церкви и отчеты о проверке представлял епархиальному начальству (§§ 45–47).
Синодальная инструкция 1857 г. ограничивала область административных взысканий на священноцерковнослужителей, предоставленных благочинному, внушением и поклонами в церкви (15).
Указом Святейшего синода от 2 декабря 1860 г. № 6152 предписывалось закрыть Чебоксарское духовное правление, передав подведомственные ему церкви и духовенство в непосредственное подчинение Казанской духовной консистории. В соответствии с указом Казанской духовной консистории от 2[2] декабря 1860 г. № 9189 все свои распоряжения по церквям и духовенству, ранее находившимся в подчинении Чебоксарского духовного правления, Казанская духовная консистория должна была проводить через благочинных. Благочинным предписывалось по всем делам, с которыми они ранее обращались в Чебоксарское духовное правление, обращаться непосредственно в Казанскую духовную консисторию (16).
16 апреля 1872 г. благочинный Чебоксарского городского округа протоиерей А.Ф. Скарабевский был награжден орденом Святой Анны 2-й степени с императорской короной и мечами, 11 мая 1874 г. от должности благочинного уволен по собственному желанию.
16 апреля 1874 г. благочинным Чебоксарского городского округа был назначен священник Введенского собора Сильвестр Васильевич Богородицкий (17).
Благочинный Чебоксарского городского округа протоиерей Введенского собора С.В. Богородицкий в рапорте от декабря (число не указано) 1874 г. о состоянии благочиния за 1874 г. в Казанскую духовную консисторию сообщал, что в его ведомстве состоит 11 церквей г. Чебоксары (Введенский и Николаевский соборы, Михайло-Архангельская, Вознесенская, Успенская, Покровская, Благовещенская, Христорождественская, Воскресенская, Крестовоздвиженская, Спасская (на упраздненном кладбище) церкви). При храмах, не считая благочинного, служат 1 протоиерей и 6 священников, 2 диакона, 8 причетников. В приходе Благовещенской церкви имеется богадельня, помещающаяся в небольшом каменном доме и состоящая из одной жилой комнаты, в которой проживает 8 бедных престарелых женщин. Старообрядцев беглопоповщинского толка в г. Чебоксары было 28 мужчин и 43 женщины (18).
Приказом Казанской духовной консистории от 15 октября 1881 г. № 5821 Чебоксарский уезд был разделен на 3 благочиннических округа, первый в составе 10 церквей, второй в составе 15 церквей и третий в составе 13 церквей. Благочинным первого округа Чебоксарского уезда был назначен протоиерей Введенского собора С.В. Богородицкий, благочинным второго округа священник Троицкого собора г. Мариинский Посад Петр Васильевский, благочинным третьего округа священник Богородицкой церкви с. Беловолжское Александр Воскресенский (19).
На 1904 г. в состав первого благочиния Чебоксарского уезда входило 11 церквей г. Чебоксары, Казанско-Богородицкая церковь с. Абашево, Казанско-Богородицкая церковь с. Вомбукасы (Альгешево), Введенская церковь, с. Икково, благочинным состоял протоиерей Введенского собора г. Чебоксары Иоанн Мих[айлович] Барсов (20).
«Определением об епархиальном управлении» Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. был установлен порядок, согласно которому: в отношении управления епархия разделялась на благочиннические округа, которые находились в ведении благочинных, действовавших вместе с состоящими при них Советами; каждый благочиннический округ заключал в себе несколько приходов; границы благочиннических округов определялись Епархиальным Собранием; в каждом благочинническом округе действовали окружные Благочиннические Собрания, которые являлись следующими после Епархиальных Собраний административно-распорядительными органами; благочинный имел должностную печать.
«Определением об епархиальном управлении» Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. на благочинных возлагалось: а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланок, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа; в) объявление распоряжений епархиальной и высшей церковной власти и постановлений Благочиннических Собраний и Совета и наблюдение за их исполнением; г) наблюдение и забота за исполнением клириками своих прямых служебных обязанностей и за благоповедением их, причем о нерадивых клириках или ведущих зазорную жизнь, после двух предупреждений, Благочинный докладывал Благочинническому Совету; д) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; е) увольнение членов причтов в отпуски на срок не свыше 14 дней в пределах епархии; ж) ревизия приходских церквей и документов, применительно к инструкции Благочинному приходских церквей; з) наблюдение за ремонтом и постройкой церквей округа (21).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (22).
В соответствии с вышеуказанным декретом в 1918 г. прекратили существование духовные консистории, т. к. с изменением государственного строя и отделением Церкви от государства часть их полномочий упразднилась, а другая, собственно церковная, перешла к учрежденным Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. новым коллегиальным органам епархиального управления – епархиальным собраниям и епархиальным советам с их канцеляриями (23).
Проследить историю благочинного первого округа Чебоксарского уезда после 1918 г. не представляется возможным, в фонде № 382 «Благочинный 1-го округа Чебоксарского уезда Казанской губернии, г. Чебоксары» представлены документы до 1920 г., в документах фонда № Р–1857 «Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Чувашской АССР» необходимые данные не найдены.
Документы фонда № 382 «Благочинный 1-го округа Чебоксарского уезда Казанской губернии, г. Чебоксары» впервые были приняты на государственное хранение в 1945 г. и были учтены в том же году в количестве 78 единиц хранения за 1829–1920 гг. В последующем за период хранения документов благочинного в составе и объеме фонда происходили изменения, связанные с проверками наличия и состояния документов, в результате которых в опись вносились неучтенные дела.
На 30.03.2022 в фонде № 382 «Благочинный 1-го округа Чебоксарского уезда Казанской губернии, г. Чебоксары» числится опись № 1 за 1829–1859, 1861–1867, 1869–1888, 1890, 1891, 1905, 1906, 1912, 1916, 1918, 1920 гг. на 83 единицы хранения.
Текст документов рукописный.
Опись № 1 включает: Указы Казанской духовной консистории и переписку по ним; клировые ведомости; отчеты о приходе и расходе денежных сумм; реестры небывших у исповеди; список призреваемых лиц по Чебоксарскому городскому благочинию; документы о сборе денег в пользу пострадавших от различного рода бедствий и др.
В фонде № 225 «Чебоксарское духовное правление Казанской губернии, г. Чебоксары» отложились документы благочинного первого округа Чебоксарского уезда за 1861–1917 гг.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
30.03.2022
____________________
(1) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. I. 1721. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1869. С. 9–10 об.
(2) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(3) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. IX. Царствование государыни императрицы Анны Иоанновны. 1735–1737 гг. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1905. С. 597.
(4) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(5) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Павла Первого. 6 ноября 1796 – 11 марта 1801 гг. – Петроград: Тип. М.П. Фроловой, 1915. С. 544–549.
(6) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 579. Оп. 1. Д. 26. Л. 62–75.
(7) Там же. Ф. 225. Оп. 2. Д. 9. Л. 80.
(8) Там же. Оп. 1. Д. 350. Л. 2 об.
(9) Там же. Д. 346. Л. 14, 14 об.
(10) Там же. Ф. 382. Оп. 1. Д. 7. Л. 30 об., 31 об.
(11) Евдокимова А.Н. Духовная консистория, правление и благочинные священники в структуре управления русской православной церкви на территории чувашского края в XIX веке // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 34, 35.
(12) Устав духовных консисторий: Утв. 27 марта 1841 г. – Санкт-Петербург: Синод. тип., 1841. С. 5–83.
(13) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 382. Оп. 1. Д. 10. Л. 8, 8 об.
(14) Там же. Л. 8 об., 9.
(15) Права и обязанности благочинного приходских церквей. По действующим церковногражданским законоположениям, руководственным указам Св. Синода и распоряжениям епархиального начальства. – М.: Университетская тип. Страстной бульвар, 1900. С. 1–18.
(16) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 225. Оп. 1. Д. 301. Л. 32–33.
(17) Там же. Ф. 382. Оп. 1. Д. 47. Л. 3, 3 об., 35 об.
(18) Там же. Д. 44. Л. 23 об., 24.
(19) Там же. Д. 61. Л. 56, 56 об.
(20) Справочная книга Казанской епархии. – Казань: Казан. духов. консистория, 1904. С. 534–546.
(21) Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 1. Приложение к «Деяниям» второе. С. 17–33.
(22) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(23) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. С. 134.
Крайние даты документов
:
1829-1920