456

456

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 456
Наименование : Вознесенская церковь с. Штанаши Курмышского уезда
Полное наименование :
Церковь в честь Вознесения Господня с. Штанаши Курмышского уезда Симбирской губернии.
Шифр сайт : Ф.456 Вознесенская церковь с. Штанаши Курмышского уезда
Аннотация :
Клировые ведомости, опись церковного имущества, приходные и расходные книги.
Историческая справка :
В клировой ведомости церкви в честь Вознесения Господня с. Штанаши Курмышского уезда Симбирской губернии (далее – Вознесенская церковь, храм) за 1864 г. датой постройки деревянного здания храма указан 1856 г. Храм на каменном фундаменте с деревянной колокольней был построен на средства прихожан. В этой же ведомости содержится следующая запись: «<...> При ней находится другая ветхая деревянная церковь, с таковою же колокольнею, построена в 1770 году <...>» (1). Из этой записи можно сделать предположение, что первое здание Вознесенской церкви было построено в 1770 г. и в 1856 г. было построено новое здание, взамен пришедшего в ветхость.
На 1864 г. в старом и новом зданиях было по два престола, главный – в честь Вознесения Господня и в приделе – во имя Архистратига Божия Михаила. Клир состоял из священника (Лебедев Иоанн Иоаннович), диакона (Маллицкий Алексей Матвеевич), дьячка (Доброхотов Петр Михайлович) и пономаря (Десницкий Василий Васильевич). При храме имелось 3 десятины усадебной и 33 «не полных» десятины пахотной земли. Священноцерковнослужители засевали землю сами. Помимо доходов от обработки земли причт пользовался «не значительным доброхотным даянием от прихожан за требоисправления», содержание его оценивалось как «бедное». Приход состоял из с. Штанаши и приходских д. Лесная, Кюрлево, Арайкасы, Обыково, Яманы, Кошлауши, Новые Атаи, Русские Атаи. Всего в приходе был 331 двор (1110 мужчин и 1216 женщин) удельных крестьян и военных (2). 27 августа 1867 г. и новое и старое здания Вознесенской церкви со всем церковным имуществом сгорели. В 1868 г. церковная сторожка была перестроена в часовню для «молитвословий и исправления треб» (3).
В 1873 г., на средства прихожан, было построено новое деревянное здание Вознесенской церкви на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Престолов было устроено два, главный – в честь Вознесения Господня и в приделе – во имя Архистратига Божия Михаила (4).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (5).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (6).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (7).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (8).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (9).
12 ноября 1896 г. в приходской д. Арайкасы открылась школа грамоты. 1 ноября 1898 г. было открыто церковно-приходское попечительство (10).
На 1913 г. при Вознесенской церкви служил священник – Афанасьев Василий (выпускник Симбирской центральной чувашской школы), диакон – Воскресенский Пантелеймон Васильевич и псаломщик – Ефимов Алексей. Доход членов причта состоял из казенного жалования, сбора в церковную кружку и сдачи в аренду пахотной земли при храме (при храме было 33 десятины пахотной и 7 десятин усадебной земли). Церковным старостой состоял крестьянин д. Кюрлево Григорьев Феодор. Прихожан в с. Штанаши и приходских д. Лесная, Кюрлево, Арайкасы, Обыково, Яманы, Кошлауши, Новые Атаи, Русские Атаи было 492 двора (1656 мужчин и 1494 женщины) (11).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (12).
На 1929 г. религиозная община при Вознесенской церкви включала 350 двор[ов], церковный совет состоял из 1 человека, при храме состояло 2 священноцерковнослужителя (13).
Приход Вознесенской церкви был закрыт Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 2 октября 1938 г. (14)
Документы фонда № 456 «Вознесенская церковь с. Штанаши Курмышского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1945 г. в количестве 4 единиц хранения за 1781–1851 гг., следующее поступление было в 1961 г.
На 05.03.2024 в фонде № 456 числилась 1 опись, 9 единиц хранения за 1781–1931 гг.
В 2024 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 19.03.2024 на документы фонда № 456 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1864– октябрь 1931 гг. на 6 единиц хранения.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии, внутри годовых разделов по степени значимости документов. Опись № 1 включает клировые ведомости, опись церковного имущества, приходные и расходные книги.
Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист и предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.

Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
19.03.2024
____________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 456. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
(2) Там же. Л. 1–4 об.
(3) Там же. Л. 13-13 об., 17.
(4) Там же. Л. 35.
(5) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(6) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(7) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(8) Там же. С. 43-44.
(9) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(10) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 456. Оп. 1. Д. 1. Л. 146, 151 об.
(11) Там же. Ф. 282. Оп. 1. Д. 37. Л. 230–236.
(12) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(13) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 73, 74.
(14) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 14.


Крайние даты документов : 1864-1931