Р-2850
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-2850
Наименование
:
Народный суд II и III участков Алатырского района
Полное наименование
:
Народный суд II и III участков Алатырского района Чувашской АССР
Народный суд II и III участков Алатырского района Чувашской АССР
Шифр сайт
:
Ф.Р-2850 Народный суд II и III участков Алатырского района
Аннотация
:
Уголовные и гражданские дела
Уголовные и гражданские дела
Историческая справка
:
Советские судебные органы возникли после Октябрьской революции 1917 г. В числе первых в Советской России был принят Всероссийским Центральным исполнительным комитетом Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов и Советом Народных Комиссаров (СНК) Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. (1), упразднивший суды Российской империи и установивший два вида судов: народные суды и ревтрибуналы. С этого периода началось становление советской судебной системы на демократических основах (выборность всех судов, коллегиальное рассмотрение дел, подотчетность и ответственность судей и народных заседателей перед избирателями, независимость судей и народных заседателей и их подчиненность только закону).
Декрет о суде № 2, принятый ВЦИК 7 марта 1918 г. (2), расширил систему судебных учреждений, учредив окружные суды, члены которых избирались местными Советами. Декрет о суде № 3 от 20 июля 1918 г. (3) уточнил компетенцию разных звеньев судебной системы.
Деятельность органов юстиции и суда в первое время несколько ограничивалась деятельностью других советских органов, в частности Всероссийской Чрезвычайной комиссией. В связи с чем была проведена крупная судебная реформа, в результате которой единственным государственным органом, обладающим правом вершить судебные разбирательства и выносить приговора, становились судебные органы. «Положение о судоустройстве РСФСР», принятое ВЦИК 31 октября 1922 г. (4), установило, что на территории РСФСР действуют: народный суд, губернский суд, Верховный суд. Верховный суд РСФСР осуществлял надзор за судебной деятельностью всех судов республики.
Народные суды действовали в пределах района или участка. С объединением советских республик в единое союзное государство в 1923 г. был создан Верховный суд СССР, который являлся не только судебным органом, но и органом надзора за соблюдением Конституции РСФСР и революционной законности, за деятельностью верховных судов союзных республик. В 1929 г. он получил право законодательной инициативы.
Чувашия в дореволюционной России не имела своей государственности и её территория была разделена между Казанской и Симбирской губерниями. По состоянию на 1917 г. населенные пункты Чувашии были сосредоточены по Козьмодемьянскому. Свияжскому, Тетюшскому, Цивильскому, Чебоксарскому и Ядринскому уездам.
Президиум ВЦИК 20 июля 1925 г. постановил передать в состав Чувашской АССР город Алатырь и три волости Алатырского уезда Ульяновской губернии - Алатырскую, Кувакинскую и Порецкую (5). Переход Алатыря с волостями в состав Чувашской АССР состоялся 7 сентября 1925 г. Все вопросы, связанные с организацией управления Алатырским уездом в составе Чувашской АССР, были окончательно решены постановлением Президиума ВЦИК от 22 ноября 1926 г. (6), которым был утвержден существующий состав из 3 волостей: Алатырской, Кувакинской и Порецкой.
Постановлением президиума ВЦИК от 05 сентября 1927 г. «О районировании Чувашской АССР» (7) на территории Чувашской АССР уезды и волости упразднены, вместо старых 63-х административных единиц (5 уездов и 58 волостей) организовано 17 районов, которые 1 октября провели свои организационные съезды Советов. Постановлением Президиума ЦИК Чувашской АССР от 13 октября 1927 г. «Об избрании и утверждении народных судей и народных следователей» народными судьями по Алатырскому району были избраны Косырев Александр Вячеславович и Эссен Александр Иванович (протокол №36/60) (8).
В соответствии с постановлением президиума ЦИК Чувашской АССР от 13 октября 1927 г. «Об установлении судебно-следственных районов» (9) в связи с районированием территории Чувашской Республики вместо существующей сети судебно-следственных участков с 1 октября в каждом районе организовано по одному народному суду и одной следственной камере с местопребыванием их в центре района.
Районные народные суды подчинялись Наркомату юстиции Чувашской АССР. В подчинении Наркомата юстиции Чувашской АССР находились также Прокуратура, Главный суд, все судебные органы республики, органы дознания и следствия, нотариальные конторы, коллегия защитников, исправительно-трудовые колонии. Кроме народных судей в состав нарсуда входили: секретарь суда, секретарь судебных заседаний, делопроизводитель, курьер. При нарсуде состоял судебный исполнитель, назначаемый Наркоматом юстиции Чувашской АССР. Основными направлениями деятельности нарсуда были: судебная работа (проведение судебных, распорядительных заседаний, выездных сессий), общественно-политическая работа (проведение бесед среди населения по вопросам судоустройства, уголовного, гражданского, земельного права, проведение совещаний с народными заседателями, оказание юридической помощи населению).
Советская судебная система была закреплена в Конституции 1936 г. и в законе «О судоустройстве ССР, союзных и автономных республик», принятом Верховным Советом ССР 16 августа 1938 г. (10). По Конституции 1936 г. положение Верховного суда СССР в судебной системе было существенно изменено.
В качестве низовой ячейки Конституции 1936 г. закрепила народные суды. Они заняли основное место во всей судебной системе. В принципы организации этих судов Конституция не внесла изменений, а порядок выборов них был изменен: если раньше судьи избирались Советом, а народные заседатели - всеми гражданами, то теперь и те и другие стали избираться трудящимися сроком на 3 года.
В соответствии с первой Конституцией Чувашской АССР, принятой в июле 1937 г: правосудие в Чувашской АССР осуществлялось народными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. На Верховный суд Чувашской АССР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов Чувашской АССР. Народные судьи избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года. Судьи независимы и подчинялись только закону». Общее руководство народными судами осуществлял Наркомат Юстиции Чувашской АССР. Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 26 марта 1946 г. (11). Народные Комиссариаты Чувашской АССР преобразованы в министерства, соответственно Наркомат юстиции Чувашской АССР был преобразован в Министерство юстиции Чувашской АССР.
В целях усиления роли местных судебных органов в осуществлении судебного надзора за народными судами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1954 г. (12) образованы Президиумы Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей в составе председателя суда, заместителей председателя и двух членов суда.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 апреля 1957 г. (13) утверждено представление Президиума Верховного Совета Чувашской АССР об упразднении Министерства юстиции Чувашской АССР с передачей его функций судебного управления и надзора за деятельностью народных судов и руководства нотариальными конторами Верховному суду Чувашской АССР.
Участковая система Алатырского районного народного суда действовала до принятия 25 декабря 1958 г. Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (14). К концу 1960 г. участковая судебная система в Алатырском районе заменена на единую систему районных народных судов.
В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 20 декабря 1962 г. «Об изменениях в административно-территориальном делении Чувашской АССР» (15) Порецкий район был ликвидирован и объединен с Алатырским районом, переименован в сельский Алатырский район. Впоследствии указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 11 января 1965 г. сельский Алатырский район был упразднен и вновь образован Порецкий район (16). Выборы в местные Советы вновь образованных районов состоялись 14 марта 1965 года. Соответственно, были проведены выборы в Алатырский районный народный суд.
Архивные документы Народных судов II и III участков Алатырского района за 1938-1945 гг. поступили на хранение в Алатырский районный архив в 1966 г. в количестве 11800 ед.хр. в неописанном виде. В основном это уголовные и гражданские дела. Акт приема-передачи документов оформлен не был. Указанные документы были распределены по двум архивным фондам (фонд № 93 «Алатырский народный суд II участка, фонд № 94 «Алатырский народный суд III участка).
По результатам сплошной проверки наличия, которая проводилась в 1996 г. по фондам Народных судов II и III участков установлено, что их количество составило 8346 ед.хр., не обнаружено 3454 ед.хр. В связи с тем, что документы хранились в неописанном виде, документы о снятии их с учета не были оформлены. Фактически в паспорте на 01.01.1997 г. 3454 ед.хр. учтены не были.
Научно-техническая обработка документов народных судов за период 1997-2013 гг. не была проведена. Документы неоднократно перемещались из одного помещения в другое, последнее время находились на чердаке здания администрации Алатырского района.
Во исполнении постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2008 г. № 403 «О порядке разграничения собственности между муниципальными образованиями, муниципальным образованием и Чувашской Республикой на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований, и хранящихся в муниципальных архивах», фонды Алатырского районного суда II и III участков, были включены в график приема на государственное хранение архивных документов, относящихся к государственной собственности Чувашской Республики, в БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. В связи с этим в 2014 году сотрудниками архива проведена научно-техническая обработка документов Народного суда II и III участков за период 1939-1945 гг. В ходе полистной экспертизы из дел были изъяты подлинники судебных решений, приговоров и других судебных актов с последующими определениями вышестоящих судов, сформированные в отдельные дела.
По результатам экспертизы объем дел значительно уменьшился, из 8346 ед.хр. отобраны на постоянное хранение по уголовным делам - 28 ед.хр., по гражданским делам - 28 ед.хр., подлинники судебных решений, приговоров и других судебных актов с последующими определениями вышестоящих судов по уголовным делам - 41 ед.хр., по гражданским делам - 24 ед.хр.
Из-за малочисленности документов и в целях их эффективного использования при научно-технической обработке документы фонда № 94 Алатырского народного суда III участка были описаны и включены в состав фонда № 93 Алатырского народного суда II участка.
В результате объединения документов были составлены описи:
- опись № 2 дел постоянного хранения (уголовные дела) за 1939-1947 гг. в количестве 28 ед.хр.;
- опись № 3 подлинники судебных решений, приговоров и других судебных актов с последующими определениями вышестоящих судов по уголовным делам за 1939-1945 гг. в количестве 41 ед.хр.;
- опись № 4 дел постоянного хранения (гражданские дела) за 193-1944 гг. в количестве 28 ед.хр.;
- опись № 5 подлинники судебных решений, приговоров и других судебных актов с последующими определениями вышестоящих судов по гражданским делам за 1939-1944 гг. в количестве 24 ед.хр.
- акт о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению в количестве 8290 ед.хр.
Физическое состояние документов удовлетворительное. Способ воспроизведения документов - машинописный, тексты документов на русском языке.
К описям дел, документов составлены недостающие элементы научно-справочного аппарата: титульные листы, оглавления, предисловия. К архивному фонду составлена историческая справка.
Архивист Н.И. Родионова
___________________
(1) Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. М.: 1917, №4, ст.50.
(2) Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. М.: 1918, №26, ст.420.
(3) Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. М.: 1918, №52, ст.589. (4) (4) Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. М.: 1922, №69, ст. 902.
(5) Собрание узаконений РСФСР, 1925, №52, ст.396.
(6) Собрание узаконений РСФСР, 1926, № 83, ст. 618.
(7) Нестеров В.А. Населенные пункты Чувашской АССР. 1917-1981 гг. Справочник по административно-территориальному делению, Чебоксары, 1981, Л. 46.
(8) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-202. Оп. 1. Д.271. Л.9, 15 об.
(9) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-202. Оп. 1. Д.271. Л.9, 15.
(10) Ведомости Верховного Совета СССР, 1938, №11.
(11) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-1041. Оп. 1. Д. 834. Л. 18.
(12) Ведомости Верховного Совета СССР, 1954, № 17(811), ст.360.
(13) Протоколы заседания Президиума Верховного Совета РСФСР за март-апрель 1957. Ст.72.
(14) Ведомости Верховного Совета СССР, 1958, № 1.
(15) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-1041. Оп. 6. Д.586. Л.267-270.
(16) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-1041. Оп. 6. Д.688. Л.2-3.
Советские судебные органы возникли после Октябрьской революции 1917 г. В числе первых в Советской России был принят Всероссийским Центральным исполнительным комитетом Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов и Советом Народных Комиссаров (СНК) Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. (1), упразднивший суды Российской империи и установивший два вида судов: народные суды и ревтрибуналы. С этого периода началось становление советской судебной системы на демократических основах (выборность всех судов, коллегиальное рассмотрение дел, подотчетность и ответственность судей и народных заседателей перед избирателями, независимость судей и народных заседателей и их подчиненность только закону).
Декрет о суде № 2, принятый ВЦИК 7 марта 1918 г. (2), расширил систему судебных учреждений, учредив окружные суды, члены которых избирались местными Советами. Декрет о суде № 3 от 20 июля 1918 г. (3) уточнил компетенцию разных звеньев судебной системы.
Деятельность органов юстиции и суда в первое время несколько ограничивалась деятельностью других советских органов, в частности Всероссийской Чрезвычайной комиссией. В связи с чем была проведена крупная судебная реформа, в результате которой единственным государственным органом, обладающим правом вершить судебные разбирательства и выносить приговора, становились судебные органы. «Положение о судоустройстве РСФСР», принятое ВЦИК 31 октября 1922 г. (4), установило, что на территории РСФСР действуют: народный суд, губернский суд, Верховный суд. Верховный суд РСФСР осуществлял надзор за судебной деятельностью всех судов республики.
Народные суды действовали в пределах района или участка. С объединением советских республик в единое союзное государство в 1923 г. был создан Верховный суд СССР, который являлся не только судебным органом, но и органом надзора за соблюдением Конституции РСФСР и революционной законности, за деятельностью верховных судов союзных республик. В 1929 г. он получил право законодательной инициативы.
Чувашия в дореволюционной России не имела своей государственности и её территория была разделена между Казанской и Симбирской губерниями. По состоянию на 1917 г. населенные пункты Чувашии были сосредоточены по Козьмодемьянскому. Свияжскому, Тетюшскому, Цивильскому, Чебоксарскому и Ядринскому уездам.
Президиум ВЦИК 20 июля 1925 г. постановил передать в состав Чувашской АССР город Алатырь и три волости Алатырского уезда Ульяновской губернии - Алатырскую, Кувакинскую и Порецкую (5). Переход Алатыря с волостями в состав Чувашской АССР состоялся 7 сентября 1925 г. Все вопросы, связанные с организацией управления Алатырским уездом в составе Чувашской АССР, были окончательно решены постановлением Президиума ВЦИК от 22 ноября 1926 г. (6), которым был утвержден существующий состав из 3 волостей: Алатырской, Кувакинской и Порецкой.
Постановлением президиума ВЦИК от 05 сентября 1927 г. «О районировании Чувашской АССР» (7) на территории Чувашской АССР уезды и волости упразднены, вместо старых 63-х административных единиц (5 уездов и 58 волостей) организовано 17 районов, которые 1 октября провели свои организационные съезды Советов. Постановлением Президиума ЦИК Чувашской АССР от 13 октября 1927 г. «Об избрании и утверждении народных судей и народных следователей» народными судьями по Алатырскому району были избраны Косырев Александр Вячеславович и Эссен Александр Иванович (протокол №36/60) (8).
В соответствии с постановлением президиума ЦИК Чувашской АССР от 13 октября 1927 г. «Об установлении судебно-следственных районов» (9) в связи с районированием территории Чувашской Республики вместо существующей сети судебно-следственных участков с 1 октября в каждом районе организовано по одному народному суду и одной следственной камере с местопребыванием их в центре района.
Районные народные суды подчинялись Наркомату юстиции Чувашской АССР. В подчинении Наркомата юстиции Чувашской АССР находились также Прокуратура, Главный суд, все судебные органы республики, органы дознания и следствия, нотариальные конторы, коллегия защитников, исправительно-трудовые колонии. Кроме народных судей в состав нарсуда входили: секретарь суда, секретарь судебных заседаний, делопроизводитель, курьер. При нарсуде состоял судебный исполнитель, назначаемый Наркоматом юстиции Чувашской АССР. Основными направлениями деятельности нарсуда были: судебная работа (проведение судебных, распорядительных заседаний, выездных сессий), общественно-политическая работа (проведение бесед среди населения по вопросам судоустройства, уголовного, гражданского, земельного права, проведение совещаний с народными заседателями, оказание юридической помощи населению).
Советская судебная система была закреплена в Конституции 1936 г. и в законе «О судоустройстве ССР, союзных и автономных республик», принятом Верховным Советом ССР 16 августа 1938 г. (10). По Конституции 1936 г. положение Верховного суда СССР в судебной системе было существенно изменено.
В качестве низовой ячейки Конституции 1936 г. закрепила народные суды. Они заняли основное место во всей судебной системе. В принципы организации этих судов Конституция не внесла изменений, а порядок выборов них был изменен: если раньше судьи избирались Советом, а народные заседатели - всеми гражданами, то теперь и те и другие стали избираться трудящимися сроком на 3 года.
В соответствии с первой Конституцией Чувашской АССР, принятой в июле 1937 г: правосудие в Чувашской АССР осуществлялось народными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. На Верховный суд Чувашской АССР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов Чувашской АССР. Народные судьи избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года. Судьи независимы и подчинялись только закону». Общее руководство народными судами осуществлял Наркомат Юстиции Чувашской АССР. Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 26 марта 1946 г. (11). Народные Комиссариаты Чувашской АССР преобразованы в министерства, соответственно Наркомат юстиции Чувашской АССР был преобразован в Министерство юстиции Чувашской АССР.
В целях усиления роли местных судебных органов в осуществлении судебного надзора за народными судами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1954 г. (12) образованы Президиумы Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей в составе председателя суда, заместителей председателя и двух членов суда.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 апреля 1957 г. (13) утверждено представление Президиума Верховного Совета Чувашской АССР об упразднении Министерства юстиции Чувашской АССР с передачей его функций судебного управления и надзора за деятельностью народных судов и руководства нотариальными конторами Верховному суду Чувашской АССР.
Участковая система Алатырского районного народного суда действовала до принятия 25 декабря 1958 г. Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (14). К концу 1960 г. участковая судебная система в Алатырском районе заменена на единую систему районных народных судов.
В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 20 декабря 1962 г. «Об изменениях в административно-территориальном делении Чувашской АССР» (15) Порецкий район был ликвидирован и объединен с Алатырским районом, переименован в сельский Алатырский район. Впоследствии указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 11 января 1965 г. сельский Алатырский район был упразднен и вновь образован Порецкий район (16). Выборы в местные Советы вновь образованных районов состоялись 14 марта 1965 года. Соответственно, были проведены выборы в Алатырский районный народный суд.
Архивные документы Народных судов II и III участков Алатырского района за 1938-1945 гг. поступили на хранение в Алатырский районный архив в 1966 г. в количестве 11800 ед.хр. в неописанном виде. В основном это уголовные и гражданские дела. Акт приема-передачи документов оформлен не был. Указанные документы были распределены по двум архивным фондам (фонд № 93 «Алатырский народный суд II участка, фонд № 94 «Алатырский народный суд III участка).
По результатам сплошной проверки наличия, которая проводилась в 1996 г. по фондам Народных судов II и III участков установлено, что их количество составило 8346 ед.хр., не обнаружено 3454 ед.хр. В связи с тем, что документы хранились в неописанном виде, документы о снятии их с учета не были оформлены. Фактически в паспорте на 01.01.1997 г. 3454 ед.хр. учтены не были.
Научно-техническая обработка документов народных судов за период 1997-2013 гг. не была проведена. Документы неоднократно перемещались из одного помещения в другое, последнее время находились на чердаке здания администрации Алатырского района.
Во исполнении постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2008 г. № 403 «О порядке разграничения собственности между муниципальными образованиями, муниципальным образованием и Чувашской Республикой на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований, и хранящихся в муниципальных архивах», фонды Алатырского районного суда II и III участков, были включены в график приема на государственное хранение архивных документов, относящихся к государственной собственности Чувашской Республики, в БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. В связи с этим в 2014 году сотрудниками архива проведена научно-техническая обработка документов Народного суда II и III участков за период 1939-1945 гг. В ходе полистной экспертизы из дел были изъяты подлинники судебных решений, приговоров и других судебных актов с последующими определениями вышестоящих судов, сформированные в отдельные дела.
По результатам экспертизы объем дел значительно уменьшился, из 8346 ед.хр. отобраны на постоянное хранение по уголовным делам - 28 ед.хр., по гражданским делам - 28 ед.хр., подлинники судебных решений, приговоров и других судебных актов с последующими определениями вышестоящих судов по уголовным делам - 41 ед.хр., по гражданским делам - 24 ед.хр.
Из-за малочисленности документов и в целях их эффективного использования при научно-технической обработке документы фонда № 94 Алатырского народного суда III участка были описаны и включены в состав фонда № 93 Алатырского народного суда II участка.
В результате объединения документов были составлены описи:
- опись № 2 дел постоянного хранения (уголовные дела) за 1939-1947 гг. в количестве 28 ед.хр.;
- опись № 3 подлинники судебных решений, приговоров и других судебных актов с последующими определениями вышестоящих судов по уголовным делам за 1939-1945 гг. в количестве 41 ед.хр.;
- опись № 4 дел постоянного хранения (гражданские дела) за 193-1944 гг. в количестве 28 ед.хр.;
- опись № 5 подлинники судебных решений, приговоров и других судебных актов с последующими определениями вышестоящих судов по гражданским делам за 1939-1944 гг. в количестве 24 ед.хр.
- акт о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению в количестве 8290 ед.хр.
Физическое состояние документов удовлетворительное. Способ воспроизведения документов - машинописный, тексты документов на русском языке.
К описям дел, документов составлены недостающие элементы научно-справочного аппарата: титульные листы, оглавления, предисловия. К архивному фонду составлена историческая справка.
Архивист Н.И. Родионова
___________________
(1) Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. М.: 1917, №4, ст.50.
(2) Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. М.: 1918, №26, ст.420.
(3) Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. М.: 1918, №52, ст.589. (4) (4) Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. М.: 1922, №69, ст. 902.
(5) Собрание узаконений РСФСР, 1925, №52, ст.396.
(6) Собрание узаконений РСФСР, 1926, № 83, ст. 618.
(7) Нестеров В.А. Населенные пункты Чувашской АССР. 1917-1981 гг. Справочник по административно-территориальному делению, Чебоксары, 1981, Л. 46.
(8) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-202. Оп. 1. Д.271. Л.9, 15 об.
(9) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-202. Оп. 1. Д.271. Л.9, 15.
(10) Ведомости Верховного Совета СССР, 1938, №11.
(11) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-1041. Оп. 1. Д. 834. Л. 18.
(12) Ведомости Верховного Совета СССР, 1954, № 17(811), ст.360.
(13) Протоколы заседания Президиума Верховного Совета РСФСР за март-апрель 1957. Ст.72.
(14) Ведомости Верховного Совета СССР, 1958, № 1.
(15) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-1041. Оп. 6. Д.586. Л.267-270.
(16) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф.Р-1041. Оп. 6. Д.688. Л.2-3.
Крайние даты документов
:
1939-1947