Р-3027

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : Р-3027
Наименование : Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики
Полное наименование :
Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики Прокуратуры Чувашской Республики. 1983 г. - *.
Шифр сайт : Ф.Р-3027 Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики
Переименования
Дата : 06.05.1983-24.10.1990  
Наименование : Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях Чувашской АССР Прокуратуры Чувашской АССР  
Дата : 24.10.1990-13.02.1992  
Наименование : Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях Чувашской ССР Прокуратуры Чувашской ССР  
Дата : 13.02.1992-01.07.1997  
Наименование : Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях Чувашской Республики Прокуратуры Чувашской Республики  
Дата : 01.07.1997-  
Наименование : Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики Прокуратуры Чувашской Республики
Аннотация :
Протоколы совещаний при спецпрокуроре, полугодовые планы работы, статотчеты, докладные записки по основным вопросам деятельности, протесты в порядке надзора на противоречащие закону акты, представления об устранении нарушений законов, предостережения о недопустимости нарушений законов.
Приказы, распоряжения спецпрокурора, протоколы совещаний при спецпрокуроре, полугодовые планы работы, статистические отчеты, докладные записки по основным вопросам деятельности, протесты в порядке надзора на противоречащие закону акты, представления об установлении нарушений законов, предостережения.
Историческая справка :
Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях Чувашской АССР (спецпрокуратура) организована в 1983 году на основании приказа Генерального прокурора СССР от 21.04.83 № 316-л и приказа прокурора ЧАССР от 06.05.83 № 75 "Об организации прокуратуры".
Приказом прокурора Чувашской АССР от 17.08.83 № 190 был назначен первый Чебоксарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях Чувашской АССР Сумин Станислав Ильич.
В начале своей деятельности спецпрокуратура руководствовалась приказом Генерального прокурора СССР от 20.06.83 № 36 "Об организации работы прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях". В этом приказе указывалось, что спецпрокуратура была создана в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Действовала она на правах межрайонных прокуратур с подчинением прокурору республики. Главной задачей спецпрокуратуры была исправление и перевоспитание осужденных. В своей деятельности спецпрокуратура руководствовалась Конституцией СССР, Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР, Законом СССР "О прокуратуре СССР", постановлениями Совета Министров СССР, приказом Генерального прокурора СССР от 23.09.82 № 45 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом", другими указаниями Прокуратуры Союза ССР.
В соответствии с приказом функциональными обязанностями спецпрокуратуры являлись:
1. Осуществление мероприятий по повышению уровня надзора за точным исполнением законов в местах лишения свободы и учреждениях для принудительного лечения и трудового перевоспитания хронических алкоголиков и наркоманов.
2. Предупреждение и устранение нарушений законности и исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ).
3. Проведение ежеквартальных комплексных проверок состояния законности в ИТУ.
4. Проведение регулярного приема осужденных, разрешение их жалоб и заявлений непосредственно на месте.
5. Постоянное и целенаправленное разъяснение осужденным и сотрудникам ИТУ требований исправительно-трудового и иного законодательства.
На спецпрокурора были возложены:
1. Надзор за соблюдением исправительно-трудового и иного законодательства во всех МТУ и лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП), находящихся на территории республики.
2. Производство предварительного следствия по отнесенным законом к подследственности следователей прокуратуры делам о преступлениях, совершенных и МТУ осужденными, лицами, находящимися в ЛТП, сотрудниками этих учреждений,
3. Надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия в органах внутренних дел по делам о преступлениях, совершенных в ИТУ и ЛТП: проверку в установленные сроки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в названных учреждениях, своевременном возбуждении уголовных дел и принятие мер по каждому случаю нарушения законности.
4. Надзор за соблюдением законов об охране труда и правил по технике безопасности в поднадзорных учреждениях.
5. Дача заключений в судах по делам об условно-досрочном освобождении от наказания и замене наказания более мягким, условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду; участие в судебных заседаниях при разрешении других вопросов, связанных с исполнением приговоров в поднадзорных учреждениях.
6. Принесение кассационных и частных протестов на незаконные и необоснованные приговоры, определения, постановления и решения судов по делам и материалам, направленным ими в суд.
7. Координацию с территориальными прокурорами работы по надзору за соблюдением законов о трудовом и бытовом устройстве освобожденных из мест лишения свободы, административном надзоре за ними.
Затем в связи с принятием партией решений о перестройке всей государственной и общественной жизни з стране Генеральным прокурором СССР был издан приказ от 30.09.87 № 74 "О коренной перестройке прокурорского надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом" где требовалось коренным образом изменить стиль, формы и методы надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Согласно приказу в целях обеспечения коренного перелома в прокурорском надзоре за соблюдением законов при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, повышения эффективности, спецпрокуратуре надлежало:
- осуществлять неотложные меры по организации коренной перестройки работы, кардинальным образом усиливать надзор за соблюдением исправительно-трудового законодательства;
- фактически устранять выявленные нарушения законности;
- систематически информировать партийные и советские органы о состоянии законности в исправительно-трудовых учреждениях;
- систематически проводить комплексные проверки в ИТУ и ЛТП, обращая особое внимание на законность содержания осужденных в местах лишения свободы;
- принимать на месте меры к устранению выявленных нарушений, выносить обязательные для исполнения предписания, постановления и предложения относительно соблюдения правил отбывания наказания;
- не реже одного раза в месяц проводить прием осужденных по личным вопросам;
- проводить проверки законности водворения осужденных в штрафные помещения;
- обеспечить предупреждение и выявление фактов грубых нарушений законности и произвола по отношению к осужденным и другим гражданам со стороны работников органов, исполняющих уголовные наказания;
- пресекать факты кампанейского подхода руководителей ИТУ к представлению и необоснованному досрочному и условно-досрочному освобождению осужденных из мест лишения свободы;
- осуществлять надзор за соблюдением закона о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб администрацией ИТУ и ЛТП;
- обеспечить надзор за соответствием закону приказов, распоряжений и постановлений администрации ИТУ., приостанавливать исполнение противоречащих закону приказов и распоряжений и опротестовывать их в установленном порядке;
- активизировать лекционную и другую работу по пропаганде исправительно-трудового законодательства и законов, регламентирующих исполнение мер принудительного характера, назначаемых судом, добиваться ее доходчивости, наступательности и результативности.
В связи с принятием Верховным Советом Чувашской АССР 24 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР Чувашская АССР была переименована в Чувашскую ССР, соответственно Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях ЧАССР - в Чебоксарскую прокуратуру за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях ЧССР.
С 13 февраля 1992 года в связи с изменением наименования республики на Чувашскую Республику Чебоксарская прокуратура, по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях ЧССР стала называться Чебоксарская прокуратура, по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях ЧР.
В целях усиления влияния прокурорского надзора на состояние законности при исполнении уголовных наказаний был издан приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15.12.94 № 67 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний", в соответствии с которым необходимо было:
- организовать действенный надзор за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства и других законов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания, нацеливания его на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы;
- тщательно проверять все факты нарушений законности, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения;
- устанавливать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, полнее использовать прокурорские полномочия для повышения ответственности руководителей органов внутренних дел за обеспечение законности в ИТУ;
- постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией ИТУ и незамедлительно опротестовывать в случае несоответствия их закону;
- обеспечить квалифицированное поддержание государственного обвинения по уголовным делам, направленным в суд прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИТУ;
- давать заключения в судах по делам об условно-досрочном освобождении от наказания и замене наказания более мягким, а также при разрешении судом других вопросов, связанных с исполнением приговоров;
- добиваться принятия исчерпывающих мер по каждой обоснованной жалобе или заявлению, изживать проявления бюрократизма и волокиты.
В данное время спецпрокуратура руководствуется в своей деятельности приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26.02.97 № 8 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах".
На основании этого приказа на спецпрокуратуру возложено:
- тщательно проверять все факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными;
- организовывать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений предписаний прокуратуры, в полной мере использовать властные прокурорские полномочия для повышения ответственности руководителей органов внутренних дел за соблюдение законности в учреждениях и органах, исполняющих приговоры судов;
- постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовывать в случае несоответствия их закону;
- регулярно проверять законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы,
- добиваться принятия исчерпывающих мер по каждой обоснованной жалобе или заявлению, изживать проявления бюрократизма и волокиты.
Правовыми основами деятельности спецпрокуратуры являются Конституция Российской Федерации, Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" и другие законодательные акты РФ, приказы и указания Генеральной прокуратуры РФ.
В связи с вступлением в законную силу с 01 июля 1997 года Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации спецпрокуратура стала называться - Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЧР.
Чебоксарская прокуратура, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЧР действует на правах межрайонной прокуратуры с подчинением прокурору Чувашской Республики под непосредственным руководством и постоянным контролем старшего помощника прокурора ЧР по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и других управлений и отделов прокуратуры ЧР.
Чебоксарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЧР назначается Генеральным прокуроров РФ по представлению прокурора ЧР.
Спецпрокуратура - орган надзора. Предметом надзора является исполнение законов в местах лишения свободы.
Закон "О прокуратуре Российской Федерации" определяет полномочия прокурора. Прокурор в случае установления факта нарушения законов приносит протесты на противоречащие федеральным законам правовые акты, вносит представления об устранении нарушений законов, мотивированные постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Классные чины работникам спецпрокуратуры присваиваются в соответствии с Положением о классных чинах работников органов прокуратуры Российской Федерации.
Прокурорские работники, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся члены их семей, а также их имущество.
Делопроизводство в спецпрокуратуре с 1983 года ведется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры СССР (М. 1982) и Перечнем документальных материалов Прокуратуры СССР и ее органов с указанием сроков хранения материалов (М. 1963), согласованным с ЦЭПК при Совете Министров СССР.
В 1986 году был издан Перечень документов органов прокуратуры, научных и других учреждений и организаций при прокуроре СССР с указанием сроков хранения (М. 1986), одобренный ЦЭПК при Совете Министров СССР. А новая Инструкция по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации (М. 1994) была издана в 1994 году.
С 1999 года делопроизводство в спецпрокуратуре ведется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации (М. 1999) и Перечнем документов органов прокуратуры Российской Федерации с указанием сроков хранения (М. 1997), одобренным ЦЭПК Государственной архивной службой России.
Научно-техническая обработка документов спецпрокуратуры впервые проведена в апреле-мае 2000 года, в результате которой составлены:
- опись № 1 дел постоянного хранения за 1983-1997 годы на 35.
- акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению за 1983-1996 гг.
Опись дел по личному составу не составлялась, так как из документов, входящих в ее состав, имеется только книга приказов по личному составу, которая ведется с 1983 года и в настоящее время не окончена.

Составитель:
Специалист I категории Чебоксарской прокуратуры
по надзору за соблюдением законов в ИУ ЧР Е.В. Артюкова
05.06.2000
Крайние даты документов : 1983-2018